Руководство по учету личного состава вооруженных сил
Подборка наиболее важных документов по запросу Руководство по учету личного состава вооруженных сил (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2020 N 4-КА20-8-К1
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать дубликат удостоверения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением документов, подтверждающих участие в боевых действиях.
Решение: Требование удовлетворено ввиду наличия доказательств, подтверждающих первоначальную выдачу гражданину удостоверения ветерана боевых действий в связи с участием в интернациональной помощи Республике Афганистан, которое не аннулировалось и не признавалось недействительным.В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации был разработан и утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), действующий на момент принятия решения Комиссией западного военного округа и предусматривающий, что в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в том числе в военных округах комиссии военных округов по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий; в центральных органах военного управления Министерства обороны Российской Федерации - центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, на которую возложено руководство работой всех комиссий, контроль за их деятельностью (пункт 2 названного порядка).
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать дубликат удостоверения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением документов, подтверждающих участие в боевых действиях.
Решение: Требование удовлетворено ввиду наличия доказательств, подтверждающих первоначальную выдачу гражданину удостоверения ветерана боевых действий в связи с участием в интернациональной помощи Республике Афганистан, которое не аннулировалось и не признавалось недействительным.В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации был разработан и утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), действующий на момент принятия решения Комиссией западного военного округа и предусматривающий, что в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в том числе в военных округах комиссии военных округов по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий; в центральных органах военного управления Министерства обороны Российской Федерации - центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, на которую возложено руководство работой всех комиссий, контроль за их деятельностью (пункт 2 названного порядка).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Поляков И.В. в период с 13 июля 2015 года по 23 февраля 2016 года, являясь должностным лицом - командиром противотанкового взвода первого мотострелкового батальона войсковой части N, дислоцированной в <адрес>, будучи наделенным в связи с этим организационно-распорядительными функциями, в нарушение требований ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. ст. 16, 24, 25, 75, 76, 78, 79, 84, 152 и 153 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, ст. ст. 5 - 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, п. п. 5 и 6 Приказа Министра обороны РФ от 09.09.2015 "Об утверждении руководства по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации", п. п. 19, 25, 33 Инструкции по организации учета сведений о преступлениях (происшествиях) и грубых дисциплинарных проступках в Вооруженных Силах РФ, утв. Приказом Министра обороны РФ от 15.12.2010, а также п. п. 17 и 27 Инструкции по организации учета сведений о преступлениях (происшествиях) в Вооруженных Силах РФ, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2015, а также п. п. 3.1 и 5.2 Инструкции об организации работы и порядка розыска и задержания военнослужащих, самовольно оставивших службу или место несения службы (уклонившихся от военной службы) в органах военного управления, объединениях, соединениях и воинских частях Северного флота, утвержденной Приказом командующего Северным флотом от 17.12.2014, действуя из личной заинтересованности, выразившейся в желании приукрасить действительное положение воинской дисциплины и состояния преступности в подчиненном ему подразделении, с целью избежать ответственности за непринятие мер по предупреждению и пресечению совершенного его подчиненным преступления, не доложил в установленном порядке командованию войсковой части N о совершенном его подчиненным Варакиным С.В. в период с 13 июля 2015 года по 23 февраля 2016 года, преступлении в виде дезертирства.
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Поляков И.В. в период с 13 июля 2015 года по 23 февраля 2016 года, являясь должностным лицом - командиром противотанкового взвода первого мотострелкового батальона войсковой части N, дислоцированной в <адрес>, будучи наделенным в связи с этим организационно-распорядительными функциями, в нарушение требований ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. ст. 16, 24, 25, 75, 76, 78, 79, 84, 152 и 153 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, ст. ст. 5 - 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, п. п. 5 и 6 Приказа Министра обороны РФ от 09.09.2015 "Об утверждении руководства по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации", п. п. 19, 25, 33 Инструкции по организации учета сведений о преступлениях (происшествиях) и грубых дисциплинарных проступках в Вооруженных Силах РФ, утв. Приказом Министра обороны РФ от 15.12.2010, а также п. п. 17 и 27 Инструкции по организации учета сведений о преступлениях (происшествиях) в Вооруженных Силах РФ, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2015, а также п. п. 3.1 и 5.2 Инструкции об организации работы и порядка розыска и задержания военнослужащих, самовольно оставивших службу или место несения службы (уклонившихся от военной службы) в органах военного управления, объединениях, соединениях и воинских частях Северного флота, утвержденной Приказом командующего Северным флотом от 17.12.2014, действуя из личной заинтересованности, выразившейся в желании приукрасить действительное положение воинской дисциплины и состояния преступности в подчиненном ему подразделении, с целью избежать ответственности за непринятие мер по предупреждению и пресечению совершенного его подчиненным преступления, не доложил в установленном порядке командованию войсковой части N о совершенном его подчиненным Варакиным С.В. в период с 13 июля 2015 года по 23 февраля 2016 года, преступлении в виде дезертирства.
"Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Зорин А.С., Кудашкин А.В., Лобов Я.В., Тюрин А.И., Фатеев К.В., Шанхаев С.В.)
(Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2007)В Вооруженных Силах Российской Федерации также действуют Руководство по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 4 мая 2006 г. N 160, Наставление по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. N 085.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Зорин А.С., Кудашкин А.В., Лобов Я.В., Тюрин А.И., Фатеев К.В., Шанхаев С.В.)
(Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2007)В Вооруженных Силах Российской Федерации также действуют Руководство по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 4 мая 2006 г. N 160, Наставление по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. N 085.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 23.07.2013 N 631
(ред. от 26.02.2024)
"Вопросы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации")и) ведение учета безвозвратных потерь личного состава Вооруженных Сил в мирное время и потерь личного состава Вооруженных Сил в периоды мобилизации и военного положения, а также в военное время;
(ред. от 26.02.2024)
"Вопросы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации")и) ведение учета безвозвратных потерь личного состава Вооруженных Сил в мирное время и потерь личного состава Вооруженных Сил в периоды мобилизации и военного положения, а также в военное время;
Приказ ФССП России от 29.09.2022 N 720
"Об утверждении Положения об Управлении государственной службы и кадров"2.1.36. Организует ведение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, в федеральном органе принудительного исполнения.
"Об утверждении Положения об Управлении государственной службы и кадров"2.1.36. Организует ведение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, в федеральном органе принудительного исполнения.
"Комментарий к Федеральному закону "Об обороне"
(постатейный)
(Герасимов А.С., Корнишин С.В., Кудашкин А.В., Писарев А.Н., Фатеев К.В., Фортушин В.Е.)
("За права военнослужащих", 2002)С учетом изложенного основное значение п. 2 ст. 12 комментируемого Закона заключается в том, что в нем указываются один из признаков источников комплектования Вооруженных Сил военнослужащими (наличие гражданства Российской Федерации) и принцип комплектования Вооруженных Сил военнослужащими, а также способы комплектования Вооруженных Сил личным составом.
(постатейный)
(Герасимов А.С., Корнишин С.В., Кудашкин А.В., Писарев А.Н., Фатеев К.В., Фортушин В.Е.)
("За права военнослужащих", 2002)С учетом изложенного основное значение п. 2 ст. 12 комментируемого Закона заключается в том, что в нем указываются один из признаков источников комплектования Вооруженных Сил военнослужащими (наличие гражданства Российской Федерации) и принцип комплектования Вооруженных Сил военнослужащими, а также способы комплектования Вооруженных Сил личным составом.
Статья: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 483-О-П дало военнослужащим, утратившим воинские звания без приговора суда, возможность восстановления в воинских званиях
(Ефремов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 2)В соответствии с подп. "д" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случае лишения военнослужащего воинского звания он подлежит увольнению с военной службы. Указаниями начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 1999 г. N 173/2/1070 определено, что увольнение с военной службы в связи с лишением воинского звания оформляется отдельным приказом по личному составу. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личными вещами направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно (п. 95 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30).
(Ефремов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 2)В соответствии с подп. "д" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случае лишения военнослужащего воинского звания он подлежит увольнению с военной службы. Указаниями начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 1999 г. N 173/2/1070 определено, что увольнение с военной службы в связи с лишением воинского звания оформляется отдельным приказом по личному составу. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личными вещами направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно (п. 95 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30).
Статья: О необходимости изменения законодательства о материальной ответственности военнослужащих в свете судебных решений
(Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2019, N 11)Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что по результатам плановой инвентаризации указанного имущества по состоянию на 2 июня 2017 г. оно имелось в наличии. Поскольку 17 мая 2017 г. Б. сдал дела и должность, а затем до 29 июля 2017 г убыл в отпуск с последующим исключением из списков личного состава части, он не должен нести ответственность за сохранность полученного имущества.
(Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2019, N 11)Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что по результатам плановой инвентаризации указанного имущества по состоянию на 2 июня 2017 г. оно имелось в наличии. Поскольку 17 мая 2017 г. Б. сдал дела и должность, а затем до 29 июля 2017 г убыл в отпуск с последующим исключением из списков личного состава части, он не должен нести ответственность за сохранность полученного имущества.
Статья: Военный бюджет России: историко-правовое исследование
(Комягин Д.Л., Лебедев С.К., Лукоянов И.В., Ходяков М.В.)
("Центр публично-правовых исследований", 2008)Таким образом, общий размер расходов на оборону (по смете Министерства обороны СССР) устанавливался советским Правительством и утверждался Верховным Советом СССР в составе государственного бюджета страны. При этом партийное руководство и Правительство учитывали комплекс как внешних, так и внутренних факторов: международную обстановку; размеры территории государства, протяженность и характер границ; современное развитие военного дела и состояние технической оснащенности армии и флота; необходимость повышения материального уровня жизни личного состава и выделения ассигнований на проведение социально-культурных мероприятий в Вооруженных Силах; экономические возможности страны <1>.
(Комягин Д.Л., Лебедев С.К., Лукоянов И.В., Ходяков М.В.)
("Центр публично-правовых исследований", 2008)Таким образом, общий размер расходов на оборону (по смете Министерства обороны СССР) устанавливался советским Правительством и утверждался Верховным Советом СССР в составе государственного бюджета страны. При этом партийное руководство и Правительство учитывали комплекс как внешних, так и внутренних факторов: международную обстановку; размеры территории государства, протяженность и характер границ; современное развитие военного дела и состояние технической оснащенности армии и флота; необходимость повышения материального уровня жизни личного состава и выделения ассигнований на проведение социально-культурных мероприятий в Вооруженных Силах; экономические возможности страны <1>.
"Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих"
(постатейный)
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Кудашкин А.В., Фатеев К.В.)
("За права военнослужащих", 2005)В соответствии с п. 147 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время расследование пищевых отравлений проводится:
(постатейный)
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Кудашкин А.В., Фатеев К.В.)
("За права военнослужащих", 2005)В соответствии с п. 147 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время расследование пищевых отравлений проводится:
Статья: Лишение воинского звания
(Лобов Я.В., Шарапов С.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 8)В соответствии с указаниями начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 1999 г. N 173/2/1070 увольнение с военной службы в связи с лишением воинского звания оформляется отдельным приказом по личному составу. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личными вещами направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно (п. 95 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30)).
(Лобов Я.В., Шарапов С.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 8)В соответствии с указаниями начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 1999 г. N 173/2/1070 увольнение с военной службы в связи с лишением воинского звания оформляется отдельным приказом по личному составу. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личными вещами направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно (п. 95 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30)).
"Прохождение военной службы по контракту: практические рекомендации (комментарии и разъяснения, судебная практика, алгоритмы действий, образцы документов)"
(Шанхаев С.В.)
(Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2008)В Вооруженных Силах Российской Федерации также действуют Руководство по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 4 мая 2006 г. N 160дсп, Наставление по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 19.12.2005.
(Шанхаев С.В.)
(Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2008)В Вооруженных Силах Российской Федерации также действуют Руководство по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 4 мая 2006 г. N 160дсп, Наставление по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 19.12.2005.
"Комментарий к Федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих"
(постатейный)
(выпуск 114)
(Гусейнова Н.Ч., Титов А.В., Тюрин А.И.)
("За права военнослужащих", 2010)Факт передачи имущества может подтверждаться, например, актом приема-сдачи или накладной, которые служат основанием для его оприходования и занесения в книги учета воинской части. Порядок ведения учета имущества в воинской части установлен Руководством по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР, утвержденным Приказом Министра обороны СССР 1979 г. N 260, действующим до настоящего времени и включенным в Перечень нормативных актов, которые необходимо знать личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации (правовой минимум) и которые подлежат изучению ими в системе правового обучения в соответствии с указаниями Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 207/654.
(постатейный)
(выпуск 114)
(Гусейнова Н.Ч., Титов А.В., Тюрин А.И.)
("За права военнослужащих", 2010)Факт передачи имущества может подтверждаться, например, актом приема-сдачи или накладной, которые служат основанием для его оприходования и занесения в книги учета воинской части. Порядок ведения учета имущества в воинской части установлен Руководством по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР, утвержденным Приказом Министра обороны СССР 1979 г. N 260, действующим до настоящего времени и включенным в Перечень нормативных актов, которые необходимо знать личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации (правовой минимум) и которые подлежат изучению ими в системе правового обучения в соответствии с указаниями Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 207/654.
Статья: К вопросу об определении должностного лица в административном праве
(Кондратьев С.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 2)Опираясь на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, можно сделать вывод, что к воинским должностным лицам могут быть причислены все воинские командиры (начальники), замещающие командные должности, даже сержантский состав. Но такое понимание представляется расширительным, не следует забывать о том, что воинские должностные лица являются составной частью корпуса должностных лиц государства, выполняя свои должностные обязанности с учетом специфики военной службы. В первую очередь к должностным лицам в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях и органах (ФСБ России, ФСО России и т.д.) можно отнести начальников по служебному положению или воинскому званию, которые имеют подчиненных и наделены правом издавать приказы, требовать их исполнения (наделены организационно-распорядительными функциями, связанными с руководством личным составом), т.е. это руководители и их заместители.
(Кондратьев С.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 2)Опираясь на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, можно сделать вывод, что к воинским должностным лицам могут быть причислены все воинские командиры (начальники), замещающие командные должности, даже сержантский состав. Но такое понимание представляется расширительным, не следует забывать о том, что воинские должностные лица являются составной частью корпуса должностных лиц государства, выполняя свои должностные обязанности с учетом специфики военной службы. В первую очередь к должностным лицам в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях и органах (ФСБ России, ФСО России и т.д.) можно отнести начальников по служебному положению или воинскому званию, которые имеют подчиненных и наделены правом издавать приказы, требовать их исполнения (наделены организационно-распорядительными функциями, связанными с руководством личным составом), т.е. это руководители и их заместители.