Розыск лиц скрывшихся от суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Розыск лиц скрывшихся от суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основания и порядок объявления подсудимого в розыск
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возвращение прокурору уголовного дела в этом случае обосновывается еще и тем, что скрывшийся обвиняемый совершает новое преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 313 УК РФ (побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи). Таким образом, возвращение прокурору основного дела, по которому это лицо является подсудимым, объясняется необходимостью соединения его с делом о побеге ("Обобщение практики судов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области о возвращении в 2012 году уголовных дел прокурору для организации розыска скрывшихся на стадии судебного разбирательства подсудимых; практика рассмотрения уголовных дел в порядке ч. 5 ст. 247 УПК РФ (заочное судебное разбирательство)" (подготовлен Нижегородским областным судом)). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об оперативно-розыскной деятельности) задачей оперативно-розыскной деятельности является в том числе осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда. Обеспечение такого розыска возложено на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возвращение прокурору уголовного дела в этом случае обосновывается еще и тем, что скрывшийся обвиняемый совершает новое преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 313 УК РФ (побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи). Таким образом, возвращение прокурору основного дела, по которому это лицо является подсудимым, объясняется необходимостью соединения его с делом о побеге ("Обобщение практики судов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области о возвращении в 2012 году уголовных дел прокурору для организации розыска скрывшихся на стадии судебного разбирательства подсудимых; практика рассмотрения уголовных дел в порядке ч. 5 ст. 247 УПК РФ (заочное судебное разбирательство)" (подготовлен Нижегородским областным судом)). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об оперативно-розыскной деятельности) задачей оперативно-розыскной деятельности является в том числе осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда. Обеспечение такого розыска возложено на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Статья: О взаимодействии ФСИН России с НЦБ Интерпола МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации в сфере международного розыска
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Разыскные подразделения территориальных органов ФСИН осуществляют важную функцию - розыск лиц, скрывшихся от назначенного судами наказания, совершивших побег из мест лишения свободы. С 2016 г. разыскным подразделениям территориальных органов ФСИН России поручено осуществлять розыск осужденных, в отношении которых судом вынесен приговор о назначении наказания в виде лишения свободы в отсутствие подсудимого. Помимо этого, в их компетенции: розыск осужденных, совершивших побег из мест лишения свободы; розыск осужденных, уклонившихся от отбывания наказания в виде лишения свободы; розыск осужденных, уклонившихся от получения предписания для направления в колонию-поселение, а также осужденных, не прибывших в колонию-поселение в установленный в предписании срок; и др. <3>.
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Разыскные подразделения территориальных органов ФСИН осуществляют важную функцию - розыск лиц, скрывшихся от назначенного судами наказания, совершивших побег из мест лишения свободы. С 2016 г. разыскным подразделениям территориальных органов ФСИН России поручено осуществлять розыск осужденных, в отношении которых судом вынесен приговор о назначении наказания в виде лишения свободы в отсутствие подсудимого. Помимо этого, в их компетенции: розыск осужденных, совершивших побег из мест лишения свободы; розыск осужденных, уклонившихся от отбывания наказания в виде лишения свободы; розыск осужденных, уклонившихся от получения предписания для направления в колонию-поселение, а также осужденных, не прибывших в колонию-поселение в установленный в предписании срок; и др. <3>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
(ред. от 13.12.2024)
"Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
Статья: О некоторых вопросах и результатах сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере разыскной деятельности
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 2)После совершения преступления граждане Республики Беларусь, как правило, покидают территорию России, выезжают на родину и становятся недоступны для российского правосудия. В этой связи вопрос эффективного сотрудничества министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь в решении задач по розыску лиц, скрывающихся от органов следствия и суда, представляет высокую значимость.
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 2)После совершения преступления граждане Республики Беларусь, как правило, покидают территорию России, выезжают на родину и становятся недоступны для российского правосудия. В этой связи вопрос эффективного сотрудничества министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь в решении задач по розыску лиц, скрывающихся от органов следствия и суда, представляет высокую значимость.
Статья: Институт приостановления производства по уголовному делу: о новом "вине" и старых "мехах"
(Ковтун Н.Н., Ростов Д.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)Нормативное регулирование этого института обозначило еще одну сторону установленных законом запретов. Речь о системе длящихся следственных действий, по самой своей природе направленных на установление лиц, причастных к совершению преступления, розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда. Именно в рамках ареста и контроля почтово-телеграфных и иных отправлений обвиняемого (ст. 185 УПК РФ), контроля телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК РФ), контроля и получения сведений о соединениях абонента и геолокации абонентских устройств (ст. 186.1 УПК РФ) можно максимально оперативно и эффективно получить сведения о лице, причастном к совершению преступления; обвиняемом, скрывшемся от следствия; обвиняемом известном, но уклоняющемся от участия в уголовном процессе (п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ соответственно). В итоге с учетом социально-нормативного назначения уголовного процесса и задач предварительного расследования максимально востребовано и актуально именно (законное и обоснованное) осуществление этих эффективных познавательных действий, а не их надуманный запрет или перенос их сути и содержания в область (сложно верифицируемых) оперативно-разыскных мероприятий. Категорический запрет на совершение указанных следственных действий по приостановленному производством уголовному делу должен быть пересмотрен для целей процесса, что должно найти свое отражение и в сбалансированных нормах закона, и в константах доктрины относительно телеологической оправданности и востребованности такого подхода.
(Ковтун Н.Н., Ростов Д.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)Нормативное регулирование этого института обозначило еще одну сторону установленных законом запретов. Речь о системе длящихся следственных действий, по самой своей природе направленных на установление лиц, причастных к совершению преступления, розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда. Именно в рамках ареста и контроля почтово-телеграфных и иных отправлений обвиняемого (ст. 185 УПК РФ), контроля телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК РФ), контроля и получения сведений о соединениях абонента и геолокации абонентских устройств (ст. 186.1 УПК РФ) можно максимально оперативно и эффективно получить сведения о лице, причастном к совершению преступления; обвиняемом, скрывшемся от следствия; обвиняемом известном, но уклоняющемся от участия в уголовном процессе (п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ соответственно). В итоге с учетом социально-нормативного назначения уголовного процесса и задач предварительного расследования максимально востребовано и актуально именно (законное и обоснованное) осуществление этих эффективных познавательных действий, а не их надуманный запрет или перенос их сути и содержания в область (сложно верифицируемых) оперативно-разыскных мероприятий. Категорический запрет на совершение указанных следственных действий по приостановленному производством уголовному делу должен быть пересмотрен для целей процесса, что должно найти свое отражение и в сбалансированных нормах закона, и в константах доктрины относительно телеологической оправданности и востребованности такого подхода.