Росфинмониторинг специальное должностное лицо
Подборка наиболее важных документов по запросу Росфинмониторинг специальное должностное лицо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О вопросах, связанных с порядком включения сведений о платежных агентах в сфере ЖКХ в Реестр операторов по приему платежей.
(Письмо Банка России от 30.07.2024 N 45-17/4542)До 01.10.2025 регулирование, контроль и надзор за соблюдением операторами по приему платежей требований в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в том числе соответствием специального должностного лица оператора по приему платежей установленным требованиям, осуществляет Росфинмониторинг. До 01.10.2025 операторы по приему платежей руководствуются изданными на основании Федерального закона N 115-ФЗ <11> соответствующими актами Правительства Российской Федерации и Росфинмониторинга. До 01.10.2025 к специальному должностному лицу оператора по приему платежей предъявляются квалификационные требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 <12>.
(Письмо Банка России от 30.07.2024 N 45-17/4542)До 01.10.2025 регулирование, контроль и надзор за соблюдением операторами по приему платежей требований в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в том числе соответствием специального должностного лица оператора по приему платежей установленным требованиям, осуществляет Росфинмониторинг. До 01.10.2025 операторы по приему платежей руководствуются изданными на основании Федерального закона N 115-ФЗ <11> соответствующими актами Правительства Российской Федерации и Росфинмониторинга. До 01.10.2025 к специальному должностному лицу оператора по приему платежей предъявляются квалификационные требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 <12>.
Статья: "Антиотмывочный" Закон N 115-ФЗ vs адвокатская тайна: есть ли коллизия и что делать?
(Михальская Е.В., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)Кажется заманчивым вывод, что из всех требований Закона N 115-ФЗ обязательными для адвоката являются только общие требования по разработке правил внутреннего контроля, назначению специальных должностных лиц, прохождению обучения, регистрации в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и частные требования по идентификации клиентов, хранению документов об определенных в Законе сделках (финансовых операциях), по которым оказывалась юридическая помощь, а также которые идентифицируют клиента, не менее пяти лет со дня, когда прекратилось оказание юридической помощи клиенту <14>. Но этот вывод лишен всякого смысла с точки зрения целей принятия Закона N 115-ФЗ.
(Михальская Е.В., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)Кажется заманчивым вывод, что из всех требований Закона N 115-ФЗ обязательными для адвоката являются только общие требования по разработке правил внутреннего контроля, назначению специальных должностных лиц, прохождению обучения, регистрации в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и частные требования по идентификации клиентов, хранению документов об определенных в Законе сделках (финансовых операциях), по которым оказывалась юридическая помощь, а также которые идентифицируют клиента, не менее пяти лет со дня, когда прекратилось оказание юридической помощи клиенту <14>. Но этот вывод лишен всякого смысла с точки зрения целей принятия Закона N 115-ФЗ.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 N 492
(ред. от 29.05.2025)
"О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, целевых правил внутреннего контроля, и требованиях к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)3. Требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей и лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в том числе специальных должностных лиц указанных организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к таким организациям, индивидуальным предпринимателям, в сфере деятельности которых имеются контрольные (надзорные) органы, - по согласованию с соответствующим контрольным (надзорным) органом.
(ред. от 29.05.2025)
"О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, целевых правил внутреннего контроля, и требованиях к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)3. Требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей и лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в том числе специальных должностных лиц указанных организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к таким организациям, индивидуальным предпринимателям, в сфере деятельности которых имеются контрольные (надзорные) органы, - по согласованию с соответствующим контрольным (надзорным) органом.
Вопрос: О разработке правил внутреннего контроля, назначении специального должностного лица в целях ПОД/ФТ и использовании личного кабинета МФО, осуществляющей также деятельность факторинговой организации.
(Письмо Банка России от 08.10.2024 N 12-4-2/7532)По мнению Департамента, если микрофинансовая организация также осуществляет деятельность факторинговой организации, она вправе назначить одного сотрудника специальным должностным лицом в случае его одновременного соответствия требованиям, установленным Банком России и Правительством Российской Федерации соответственно.
(Письмо Банка России от 08.10.2024 N 12-4-2/7532)По мнению Департамента, если микрофинансовая организация также осуществляет деятельность факторинговой организации, она вправе назначить одного сотрудника специальным должностным лицом в случае его одновременного соответствия требованиям, установленным Банком России и Правительством Российской Федерации соответственно.
Готовое решение: Как создать лизинговую компанию
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что от формы обучения зависит, кто его должен проводить. Так, вводный инструктаж и дополнительный инструктаж проводит специальное должностное лицо компании, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (п. п. 7, 8 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что от формы обучения зависит, кто его должен проводить. Так, вводный инструктаж и дополнительный инструктаж проводит специальное должностное лицо компании, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (п. п. 7, 8 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- установленным Банком России квалификационным требованиям, при этом требования к лицу, назначаемому на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, то есть Федеральной службой по финансовому мониторингу;
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- установленным Банком России квалификационным требованиям, при этом требования к лицу, назначаемому на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, то есть Федеральной службой по финансовому мониторингу;
Статья: Правовые аспекты майнинга криптовалюты
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- назначению специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК (далее - СДЛ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- назначению специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК (далее - СДЛ);
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. В части 2 комментируемой статьи установлены требования к специальному должностному лицу ломбарда, что, как говорилось выше, является нововведением Закона 2020 г. N 196-ФЗ. Согласно данной части такое специальное должностное лицо должно соответствовать требованиям, установленным Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" <68>, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. В части 2 комментируемой статьи установлены требования к специальному должностному лицу ломбарда, что, как говорилось выше, является нововведением Закона 2020 г. N 196-ФЗ. Согласно данной части такое специальное должностное лицо должно соответствовать требованиям, установленным Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" <68>, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Статья: Правовое регулирование участия нотариата в противодействии отмыванию противоправных доходов
(Черемных Г.Г., Бочковенко В.А.)
("Нотариус", 2022, N 7)В последние годы Росфинмониторингом и Федеральной нотариальной палатой до нотариусов регулярно доводятся директивы о необходимости анализировать с позиций дознавателя и направлять в Росфинмониторинг уведомления практически обо всех подозрительных операциях, независимо от того, какое совершается нотариальное действие, будь то сделка, депозит нотариуса, исполнительная надпись и т.д. Исключение составляет только сфера оформления наследственных прав. Особое внимание уделяется совершению исполнительных надписей и удостоверению медиативных соглашений. Характерно, что при выработке методических писем и подготовке нормативных правовых актов, регулирующих порядок уведомления Росфинмониторинга, авторов этих директив не интересует, насколько они соответствуют нормам гражданского права и законодательства о нотариате, ориентиром для них является только Закон N 115-ФЗ. Это наглядно проявляется в правилах внутреннего контроля (ПВК), которые сегодня утверждены каждым нотариусом с назначением ответственных работников нотариуса: так называемых специальных должностных лиц, получивших свидетельство о прохождении инструктажа в сфере ПОД/ФТ, а также и самого нотариуса (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1188 <14>).
(Черемных Г.Г., Бочковенко В.А.)
("Нотариус", 2022, N 7)В последние годы Росфинмониторингом и Федеральной нотариальной палатой до нотариусов регулярно доводятся директивы о необходимости анализировать с позиций дознавателя и направлять в Росфинмониторинг уведомления практически обо всех подозрительных операциях, независимо от того, какое совершается нотариальное действие, будь то сделка, депозит нотариуса, исполнительная надпись и т.д. Исключение составляет только сфера оформления наследственных прав. Особое внимание уделяется совершению исполнительных надписей и удостоверению медиативных соглашений. Характерно, что при выработке методических писем и подготовке нормативных правовых актов, регулирующих порядок уведомления Росфинмониторинга, авторов этих директив не интересует, насколько они соответствуют нормам гражданского права и законодательства о нотариате, ориентиром для них является только Закон N 115-ФЗ. Это наглядно проявляется в правилах внутреннего контроля (ПВК), которые сегодня утверждены каждым нотариусом с назначением ответственных работников нотариуса: так называемых специальных должностных лиц, получивших свидетельство о прохождении инструктажа в сфере ПОД/ФТ, а также и самого нотариуса (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1188 <14>).
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)1) организация внутреннего контроля путем разработки специальных правил внутреннего контроля и назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)1) организация внутреннего контроля путем разработки специальных правил внутреннего контроля и назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
Готовое решение: Кто может оказывать риелторские услуги и чем они регулируются
(КонсультантПлюс, 2025)проводить обучение сотрудников организации в целях противодействия ОД/ФТ. Руководитель организации обязан утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия ОД/ФТ. В этот перечень следует включить, в частности, руководителя организации и специальное должностное лицо. Кроме того, организации необходимо разработать программу подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия ОД/ФТ с учетом требований законодательства и особенностей деятельности компании и ее клиентов (п. 2, пп. "а", "г" п. 3, п. 14 Положения, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203);
(КонсультантПлюс, 2025)проводить обучение сотрудников организации в целях противодействия ОД/ФТ. Руководитель организации обязан утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия ОД/ФТ. В этот перечень следует включить, в частности, руководителя организации и специальное должностное лицо. Кроме того, организации необходимо разработать программу подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия ОД/ФТ с учетом требований законодательства и особенностей деятельности компании и ее клиентов (п. 2, пп. "а", "г" п. 3, п. 14 Положения, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203);