Росфинмониторинг идентификация
Подборка наиболее важных документов по запросу Росфинмониторинг идентификация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки Банка России: основания для отзыва лицензии у банка
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как... установлено судами... основанием для принятия оспариваемых приказов... [об отзыве лицензии - ред.] стало то, что обществом допущены 92 случая ненаправления в составе электронного документа в виде формализованного электронного сообщения в территориальное подразделение Росфинмониторинга сведений об идентификационном номере налогоплательщика (далее - ИНН) физических лиц - представителей клиентов (юридических лиц) общества.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как... установлено судами... основанием для принятия оспариваемых приказов... [об отзыве лицензии - ред.] стало то, что обществом допущены 92 случая ненаправления в составе электронного документа в виде формализованного электронного сообщения в территориальное подразделение Росфинмониторинга сведений об идентификационном номере налогоплательщика (далее - ИНН) физических лиц - представителей клиентов (юридических лиц) общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Характеристика анонимности системы блокчейн сделали криптовалюты привлекательным инструментом среди криминальных структур при отмывании денежных средств, финансирования терроризма, расчетов при наркоторговле. Одним из основных способов обеспечения финансового мониторинга в сфере виртуальных валют является идентификация лиц, вовлеченных во все виды бизнес-моделей и деятельность, связанную с эмиссией, обменом одних виртуальных валют на другие, виртуальных валют на фиатные деньги и, наоборот, сделки с виртуальными валютами. В связи с этим проблемой, способствующей формированию теневой экономики в сфере криптовалют, является отсутствие правового регулирования в России. К сожалению, одной из причин является расхождение позиции Банка России и Минфина России относительно данного вопроса. Представляется целесообразным восполнить законодательный пробел и определить статус, права и обязанности криптобирж, криптообменников, поскольку процесс запрета не будет способствовать минимизации финансовых нарушений, а возложение на указанных субъектов обязанности по идентификации клиентов, взаимодействию с Росфинмониторингом и информированию о подозрительных операциях позволит создать необходимые правовые условия для их функционирования и предоставит дополнительные возможности для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ. Представители Росфинмониторинга <1> также неоднократно указывали на необходимость регулирования обращения криптовалют и деятельности всех участников процесса эмиссии и оборота криптовалют. Следует отметить, что даже в условиях отсутствия правового регулирования обращения криптовалют в России уполномоченный орган прилагает усилия по поиску возможностей для контроля за транзакциями с криптовалютой, в частности, был разработан "программный продукт "Прозрачный блокчейн", который позволяет отслеживать криптотранзакции" <2>, что стало техническим решением, способствующим раскрывать преступления в сфере ПОД/ФТ, но для всеобъемлющего контроля вопрос отсутствия правового регулирования остается актуальным.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Характеристика анонимности системы блокчейн сделали криптовалюты привлекательным инструментом среди криминальных структур при отмывании денежных средств, финансирования терроризма, расчетов при наркоторговле. Одним из основных способов обеспечения финансового мониторинга в сфере виртуальных валют является идентификация лиц, вовлеченных во все виды бизнес-моделей и деятельность, связанную с эмиссией, обменом одних виртуальных валют на другие, виртуальных валют на фиатные деньги и, наоборот, сделки с виртуальными валютами. В связи с этим проблемой, способствующей формированию теневой экономики в сфере криптовалют, является отсутствие правового регулирования в России. К сожалению, одной из причин является расхождение позиции Банка России и Минфина России относительно данного вопроса. Представляется целесообразным восполнить законодательный пробел и определить статус, права и обязанности криптобирж, криптообменников, поскольку процесс запрета не будет способствовать минимизации финансовых нарушений, а возложение на указанных субъектов обязанности по идентификации клиентов, взаимодействию с Росфинмониторингом и информированию о подозрительных операциях позволит создать необходимые правовые условия для их функционирования и предоставит дополнительные возможности для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ. Представители Росфинмониторинга <1> также неоднократно указывали на необходимость регулирования обращения криптовалют и деятельности всех участников процесса эмиссии и оборота криптовалют. Следует отметить, что даже в условиях отсутствия правового регулирования обращения криптовалют в России уполномоченный орган прилагает усилия по поиску возможностей для контроля за транзакциями с криптовалютой, в частности, был разработан "программный продукт "Прозрачный блокчейн", который позволяет отслеживать криптотранзакции" <2>, что стало техническим решением, способствующим раскрывать преступления в сфере ПОД/ФТ, но для всеобъемлющего контроля вопрос отсутствия правового регулирования остается актуальным.
Готовое решение: Как создать лизинговую компанию
(КонсультантПлюс, 2025)Правила внутреннего контроля должны включать ряд программ, в частности программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев. Она предполагает, в частности, установление в отношении клиента определенных сведений и проверку их достоверности, порядок принятия мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев (пп. "а", "б" п. 8 Требований). Программа идентификации должна отвечать Требованиям, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 23.04.2025 N 74. Содержание иных программ есть в Требованиях и некоторых нормативно-правовых актах Росфинмониторинга.
(КонсультантПлюс, 2025)Правила внутреннего контроля должны включать ряд программ, в частности программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев. Она предполагает, в частности, установление в отношении клиента определенных сведений и проверку их достоверности, порядок принятия мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев (пп. "а", "б" п. 8 Требований). Программа идентификации должна отвечать Требованиям, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 23.04.2025 N 74. Содержание иных программ есть в Требованиях и некоторых нормативно-правовых актах Росфинмониторинга.
Статья: "Антиотмывочный" Закон N 115-ФЗ vs адвокатская тайна: есть ли коллизия и что делать?
(Михальская Е.В., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)Кажется заманчивым вывод, что из всех требований Закона N 115-ФЗ обязательными для адвоката являются только общие требования по разработке правил внутреннего контроля, назначению специальных должностных лиц, прохождению обучения, регистрации в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и частные требования по идентификации клиентов, хранению документов об определенных в Законе сделках (финансовых операциях), по которым оказывалась юридическая помощь, а также которые идентифицируют клиента, не менее пяти лет со дня, когда прекратилось оказание юридической помощи клиенту <14>. Но этот вывод лишен всякого смысла с точки зрения целей принятия Закона N 115-ФЗ.
(Михальская Е.В., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)Кажется заманчивым вывод, что из всех требований Закона N 115-ФЗ обязательными для адвоката являются только общие требования по разработке правил внутреннего контроля, назначению специальных должностных лиц, прохождению обучения, регистрации в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и частные требования по идентификации клиентов, хранению документов об определенных в Законе сделках (финансовых операциях), по которым оказывалась юридическая помощь, а также которые идентифицируют клиента, не менее пяти лет со дня, когда прекратилось оказание юридической помощи клиенту <14>. Но этот вывод лишен всякого смысла с точки зрения целей принятия Закона N 115-ФЗ.
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)Законопроект N 237585-8 устанавливает, что заниматься майнингом будут вправе только российские юрлица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр Минцифры. При этом официальные майнеры криптовалюты (в т.ч. майнинг-пулы) должны передавать в Росфинмониторинг, ФСБ, ФНС и Росимущество адреса-идентификаторы добытой криптовалюты, а Росфинмониторинг будет вести перечень адресов-идентификаторов, в отношении которых существуют подозрения, что операции с цифровой валютой, учитываемые по ним, могли быть осуществлены в целях отмывания доходов, финансирования терроризма или совершения иного уголовно наказуемого деяния.
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)Законопроект N 237585-8 устанавливает, что заниматься майнингом будут вправе только российские юрлица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр Минцифры. При этом официальные майнеры криптовалюты (в т.ч. майнинг-пулы) должны передавать в Росфинмониторинг, ФСБ, ФНС и Росимущество адреса-идентификаторы добытой криптовалюты, а Росфинмониторинг будет вести перечень адресов-идентификаторов, в отношении которых существуют подозрения, что операции с цифровой валютой, учитываемые по ним, могли быть осуществлены в целях отмывания доходов, финансирования терроризма или совершения иного уголовно наказуемого деяния.
Статья: Новое в русле развития финансовых технологий
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 10)8. Предусматривается обязанность лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, предоставлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган информацию о получении цифровой валюты в результате майнинга, об адресах-идентификаторах, а также полномочие Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации по ведению перечня адресов-идентификаторов, в отношении которых есть основания полагать, что операции по ним осуществлялись в целях отмывания доходов или финансирования терроризма.
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 10)8. Предусматривается обязанность лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, предоставлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган информацию о получении цифровой валюты в результате майнинга, об адресах-идентификаторах, а также полномочие Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации по ведению перечня адресов-идентификаторов, в отношении которых есть основания полагать, что операции по ним осуществлялись в целях отмывания доходов или финансирования терроризма.
Статья: Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в условиях цифровизации и деглобализации: публично-правовой аспект
(Антропцева И.А.)
("Современное право", 2024, N 3)Вопрос обращения криптовалют влечет более серьезные риски. Характеристика анонимности системы блокчейн сделала криптовалюты привлекательным инструментом среди криминальных структур при отмывании денежных средств, финансировании терроризма, расчетов при наркоторговле. Одним из основных способов обеспечения финансового мониторинга в сфере виртуальных валют является идентификация лиц, вовлеченных во все виды бизнес-моделей, и выявление деятельности, связанной с эмиссией, обменом одних виртуальных валют на другие, виртуальных валют на фиатные деньги и, наоборот, сделками с виртуальными валютами. В связи с этим проблемой, способствующей формированию теневой экономики в сфере криптовалют, является отсутствие правового регулирования их обращения в России. К сожалению, одна из причин этого - расхождение позиций Банка России и Минфина России относительно данного вопроса. Представляется целесообразным восполнить законодательный пробел и определить статус, права и обязанности криптобирж, криптообменников, поскольку запрет оборота криптовалют не будет способствовать минимизации финансовых нарушений, а возложение на указанных субъектов обязанности по идентификации клиентов, взаимодействию с Росфинмониторингом и информированию о подозрительных операциях позволит создать необходимые правовые условия для их функционирования и предоставит дополнительные возможности для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ.
(Антропцева И.А.)
("Современное право", 2024, N 3)Вопрос обращения криптовалют влечет более серьезные риски. Характеристика анонимности системы блокчейн сделала криптовалюты привлекательным инструментом среди криминальных структур при отмывании денежных средств, финансировании терроризма, расчетов при наркоторговле. Одним из основных способов обеспечения финансового мониторинга в сфере виртуальных валют является идентификация лиц, вовлеченных во все виды бизнес-моделей, и выявление деятельности, связанной с эмиссией, обменом одних виртуальных валют на другие, виртуальных валют на фиатные деньги и, наоборот, сделками с виртуальными валютами. В связи с этим проблемой, способствующей формированию теневой экономики в сфере криптовалют, является отсутствие правового регулирования их обращения в России. К сожалению, одна из причин этого - расхождение позиций Банка России и Минфина России относительно данного вопроса. Представляется целесообразным восполнить законодательный пробел и определить статус, права и обязанности криптобирж, криптообменников, поскольку запрет оборота криптовалют не будет способствовать минимизации финансовых нарушений, а возложение на указанных субъектов обязанности по идентификации клиентов, взаимодействию с Росфинмониторингом и информированию о подозрительных операциях позволит создать необходимые правовые условия для их функционирования и предоставит дополнительные возможности для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ.
Статья: Майнинг в действии
(Кузнецова Н., Гукасян Г.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 30)Помимо этого, адрес-идентификатор должен представляться в Росфинмониторинг, ФСБ России, ФНС России и Росимущество по их запросам в целях выполнения возложенных на эти органы задач в случаях, которые будут установлены федеральными законами.
(Кузнецова Н., Гукасян Г.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 30)Помимо этого, адрес-идентификатор должен представляться в Росфинмониторинг, ФСБ России, ФНС России и Росимущество по их запросам в целях выполнения возложенных на эти органы задач в случаях, которые будут установлены федеральными законами.