Режим коммерческой тайны ноу хау
Подборка наиболее важных документов по запросу Режим коммерческой тайны ноу хау (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто и как отвечает за разглашение конфиденциальной информации (охраняемой законом тайны)
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, лицо можно привлечь к ответственности, только если разглашена информация, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны. Исключение - секрет производства (ноу-хау), для которого этот режим не обязателен (п. 1 ст. 1465 ГК РФ, п. 144 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10).
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, лицо можно привлечь к ответственности, только если разглашена информация, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны. Исключение - секрет производства (ноу-хау), для которого этот режим не обязателен (п. 1 ст. 1465 ГК РФ, п. 144 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10).
Готовое решение: Как согласовать порядок выполнения работы в договоре подряда
(КонсультантПлюс, 2025)В отношениях с заказчиком подрядчику необходимо предпринять меры по предотвращению разглашения конфиденциальной информации. Обратите внимание, что если в отношении сведений, относящихся к ноу-хау, введен режим коммерческой тайны, то подрядчику нужно принимать меры по ее охране, указанные в ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне, в том числе регулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, своими контрагентами (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне).
(КонсультантПлюс, 2025)В отношениях с заказчиком подрядчику необходимо предпринять меры по предотвращению разглашения конфиденциальной информации. Обратите внимание, что если в отношении сведений, относящихся к ноу-хау, введен режим коммерческой тайны, то подрядчику нужно принимать меры по ее охране, указанные в ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне, в том числе регулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, своими контрагентами (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне).
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации""1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).";
(ред. от 29.12.2022)
"О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации""1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).";
"ГОСТ Р 58223-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции"
(утв. приказом Росстандарта от 13.09.2018 N 597-ст)
(с изм. от 04.02.2019)в) охраняемые РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта установления специального по отношению к ним правового режима, в том числе конфиденциальности, включая режим коммерческой тайны - секреты производства (ноу-хау) (согласно ст. 1465 [2]);
(утв. приказом Росстандарта от 13.09.2018 N 597-ст)
(с изм. от 04.02.2019)в) охраняемые РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта установления специального по отношению к ним правового режима, в том числе конфиденциальности, включая режим коммерческой тайны - секреты производства (ноу-хау) (согласно ст. 1465 [2]);
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)НМА являются сведения, содержащиеся в конструкторско-технологической документации, в отношении которых компания установила режим коммерческой тайны, признаваемые секретом производства (ноу-хау) (Письмо Минфина России от 29.03.2012 N 03-03-06/1/162).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)НМА являются сведения, содержащиеся в конструкторско-технологической документации, в отношении которых компания установила режим коммерческой тайны, признаваемые секретом производства (ноу-хау) (Письмо Минфина России от 29.03.2012 N 03-03-06/1/162).
Статья: Современное состояние и перспективы развития системы интеллектуальной собственности Республики Беларусь
(Рябоволов В.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 5)В то же время следует учитывать, что значительная часть результатов научно-технической деятельности, созданных в рамках реализации государственных научно-технических программ, охраняется в режиме секретов производства (ноу-хау). Организациями НАН в 2022 году было подано 59 заявок на изобретения, а режим коммерческой тайны (ноу-хау) в этот же период был применен в отношении 68 объектов промышленной собственности.
(Рябоволов В.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 5)В то же время следует учитывать, что значительная часть результатов научно-технической деятельности, созданных в рамках реализации государственных научно-технических программ, охраняется в режиме секретов производства (ноу-хау). Организациями НАН в 2022 году было подано 59 заявок на изобретения, а режим коммерческой тайны (ноу-хау) в этот же период был применен в отношении 68 объектов промышленной собственности.
Статья: Особенности рассмотрения патентных споров на судебном уровне в России и за рубежом
(Карлиев Р.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, NN 4, 5)Как правило, глобальные всемирно известные компании предпочитают использовать только защищенные патентом или охраняемые в режиме коммерческой тайны (ноу-хау) технологии и продукты. В связи с этим заключаемые на использование этих объектов лицензионные договоры почти всегда содержат пункт об обязательстве лицензиара оказывать лицензиату помощь в случае оспаривания третьим лицом правомерности их правовой охраны. Это обусловлено тем, что, например, в США глобальные компании ежегодно участвуют в судебном рассмотрении до 1 000 крупных и мелких патентных споров, причем стоимость любой патентной тяжбы составляет от $3 млн до $12 млн и выше, а в целом за год затраты на судебные расходы могут достигать 10 млрд долларов. На российских патентообладателей мелкого и среднего масштаба эти цифры оказывают отпугивающее воздействие. В этом, впрочем, и состоит цель американского бизнеса - убрать с рынка США как можно больше потенциальных конкурентов.
(Карлиев Р.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, NN 4, 5)Как правило, глобальные всемирно известные компании предпочитают использовать только защищенные патентом или охраняемые в режиме коммерческой тайны (ноу-хау) технологии и продукты. В связи с этим заключаемые на использование этих объектов лицензионные договоры почти всегда содержат пункт об обязательстве лицензиара оказывать лицензиату помощь в случае оспаривания третьим лицом правомерности их правовой охраны. Это обусловлено тем, что, например, в США глобальные компании ежегодно участвуют в судебном рассмотрении до 1 000 крупных и мелких патентных споров, причем стоимость любой патентной тяжбы составляет от $3 млн до $12 млн и выше, а в целом за год затраты на судебные расходы могут достигать 10 млрд долларов. На российских патентообладателей мелкого и среднего масштаба эти цифры оказывают отпугивающее воздействие. В этом, впрочем, и состоит цель американского бизнеса - убрать с рынка США как можно больше потенциальных конкурентов.
Статья: Учет секретов производства
(Смирнов С.М.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 6)Секрет производства (ноу-хау) - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
(Смирнов С.М.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 6)Секрет производства (ноу-хау) - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Установление в отношении исходного кода режима ноу-хау с коммерческой тайной позволяет правообладателю достичь следующих целей.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Установление в отношении исходного кода режима ноу-хау с коммерческой тайной позволяет правообладателю достичь следующих целей.
Статья: Правовое регулирование построения внутрикорпоративной системы информационного комплаенса
(Дорожинская Е.А.)
("Право и бизнес", 2024, N 1)При этом возникает возможность более эффективного построения системы корпоративного комплаенса, исходя не только из императивных законодательных установок, но и из запросов конкретной корпорации. Например, применительно к секрету производства режим коммерческой тайны в корпорации вводится не императивно, а по усмотрению обладателя таких сведений (ст. 1465 ГК РФ). Это вполне соответствует положениям Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <6>. Ведь только корпорация как обладатель информации может определить ее "действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности третьим лицам" (ст. 1 упомянутого Закона), а также решить, какие меры по обеспечению сохранности коммерческой тайны целесообразно применить.
(Дорожинская Е.А.)
("Право и бизнес", 2024, N 1)При этом возникает возможность более эффективного построения системы корпоративного комплаенса, исходя не только из императивных законодательных установок, но и из запросов конкретной корпорации. Например, применительно к секрету производства режим коммерческой тайны в корпорации вводится не императивно, а по усмотрению обладателя таких сведений (ст. 1465 ГК РФ). Это вполне соответствует положениям Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <6>. Ведь только корпорация как обладатель информации может определить ее "действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности третьим лицам" (ст. 1 упомянутого Закона), а также решить, какие меры по обеспечению сохранности коммерческой тайны целесообразно применить.
Статья: Патентные исследования в условиях импортозамещения. Практика
(Мальцев П.Н., Шведова В.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 11)Кроме того, в связи с меняющейся конъюнктурой рынка и установлением новых торговых взаимоотношений с другими странами российские производители зачастую могут оказываться в сложной ситуации с приходом на рынок новых участников. Например, в результате патентных исследований при определении конъюнктуры рынка была выявлена следующая особенность: между патентованием объекта пищевой промышленности и прекращением деятельности большинства патентообладателей по выпуску этой продукции проходит от двух до пяти лет. Данный факт свидетельствует о высоком уровне недобросовестной конкуренции. Руководству компании было предложено обеспечить охрану вновь созданного продукта в режиме коммерческой тайны (ноу-хау). Дальнейшая практика подтвердила правильность принятого решения. Заказчик работы уже более пяти лет успешно развивает свой бизнес на территории России и вышел на международный рынок. Вид охраны в режиме ноу-хау характерен для пищевых продуктов, биологически активных добавок, технологий (способов), использование которых трудно проконтролировать.
(Мальцев П.Н., Шведова В.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 11)Кроме того, в связи с меняющейся конъюнктурой рынка и установлением новых торговых взаимоотношений с другими странами российские производители зачастую могут оказываться в сложной ситуации с приходом на рынок новых участников. Например, в результате патентных исследований при определении конъюнктуры рынка была выявлена следующая особенность: между патентованием объекта пищевой промышленности и прекращением деятельности большинства патентообладателей по выпуску этой продукции проходит от двух до пяти лет. Данный факт свидетельствует о высоком уровне недобросовестной конкуренции. Руководству компании было предложено обеспечить охрану вновь созданного продукта в режиме коммерческой тайны (ноу-хау). Дальнейшая практика подтвердила правильность принятого решения. Заказчик работы уже более пяти лет успешно развивает свой бизнес на территории России и вышел на международный рынок. Вид охраны в режиме ноу-хау характерен для пищевых продуктов, биологически активных добавок, технологий (способов), использование которых трудно проконтролировать.
Статья: "Изобретательское право" профессора В.А. Рясенцева: новый взгляд на старые проблемы. "Могут ли машины "изобретать"?" и парадокс преждепользования
(Бузанов В.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Вместе с тем отсутствие опубликованной информации о преждепользовании, равно как и ее труднодоступность, не означает, что изобретение сохраняет патентоспособность. В данном случае его новизну "порочит" сам факт открытого преждепользования, которое не сопровождалось введением режима коммерческой тайны (секрета производства) <16>.
(Бузанов В.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Вместе с тем отсутствие опубликованной информации о преждепользовании, равно как и ее труднодоступность, не означает, что изобретение сохраняет патентоспособность. В данном случае его новизну "порочит" сам факт открытого преждепользования, которое не сопровождалось введением режима коммерческой тайны (секрета производства) <16>.