Резервный фонд банка
Подборка наиболее важных документов по запросу Резервный фонд банка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эмиссионное право как общий финансово-правовой институт
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Финансово-правовой институт "эмиссионное право" в советское время всегда рассматривался как специальный, т.е. включаемый в особенную часть науки финансового права и в раздел "банковское дело, денежные обращения и расчеты". И одновременно как предметный, т.е. правовой институт, начавший формироваться применительно к такому предмету правового регулирования, как денежная эмиссия <4>. Последнее имело место потому, что в советское время, главным образом после 60-х годов прошлого века, появился ряд норм, устанавливающих денежную систему СССР и организацию денежного обращения. Соответственно, реально возникли отношения организации наличного денежного обращения гораздо более очевидные, чем это было раньше. Однако в советское время правовое регулирование отношений эмиссионного дела все равно оставалось фрагментарным и несистемным. Достаточно сказать, что до 1960 г. в СССР даже не было единого правового акта, определяющего эмиссионную деятельность и полноценно регулирующего денежное обращение в стране. Лишь в 1960 г. был принят Устав Госбанка СССР, содержащий 6 статей, устанавливающих эмиссионное право Госбанка СССР, и 4 статьи, регулирующие организацию денежного обращения в СССР <5>. Позже, в 1980-х и 1988-х годах Советом министров СССР принимались новые редакции Устава Госбанка СССР, в которых эмиссионное право Госбанка СССР лишь провозглашалось, но детально не регулировалось. Так, в Уставе Госбанка СССР, утвержденном Постановлением Совета министров СССР от 1 сентября 1988 г., который не утрачивал свою силу вплоть до 1990 г., всего лишь отмечалось, что он "д) осуществляет в централизованном порядке регулирование денежного обращения в стране, монопольное право выпуска и обращение на территории СССР в размерах, определяемых Советом министров СССР, билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов СССР и монет, организует их изготовление, перевозку и хранение, создает в своих учреждениях и в учреждениях специализированных банков СССР резервные фонды билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов СССР и монет, устанавливает размеры этих фондов и распоряжается ими". А кроме того, "е) организует и совместно со специализированными банками СССР осуществляет инкассацию наличных денег в системе банков СССР" <6>. Что касается требований к организации и осуществлению безналичных расчетов, то они впервые были установлены в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. Именно тогда в законодательстве был выделен правовой институт - расчетные и кредитные отношения.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Финансово-правовой институт "эмиссионное право" в советское время всегда рассматривался как специальный, т.е. включаемый в особенную часть науки финансового права и в раздел "банковское дело, денежные обращения и расчеты". И одновременно как предметный, т.е. правовой институт, начавший формироваться применительно к такому предмету правового регулирования, как денежная эмиссия <4>. Последнее имело место потому, что в советское время, главным образом после 60-х годов прошлого века, появился ряд норм, устанавливающих денежную систему СССР и организацию денежного обращения. Соответственно, реально возникли отношения организации наличного денежного обращения гораздо более очевидные, чем это было раньше. Однако в советское время правовое регулирование отношений эмиссионного дела все равно оставалось фрагментарным и несистемным. Достаточно сказать, что до 1960 г. в СССР даже не было единого правового акта, определяющего эмиссионную деятельность и полноценно регулирующего денежное обращение в стране. Лишь в 1960 г. был принят Устав Госбанка СССР, содержащий 6 статей, устанавливающих эмиссионное право Госбанка СССР, и 4 статьи, регулирующие организацию денежного обращения в СССР <5>. Позже, в 1980-х и 1988-х годах Советом министров СССР принимались новые редакции Устава Госбанка СССР, в которых эмиссионное право Госбанка СССР лишь провозглашалось, но детально не регулировалось. Так, в Уставе Госбанка СССР, утвержденном Постановлением Совета министров СССР от 1 сентября 1988 г., который не утрачивал свою силу вплоть до 1990 г., всего лишь отмечалось, что он "д) осуществляет в централизованном порядке регулирование денежного обращения в стране, монопольное право выпуска и обращение на территории СССР в размерах, определяемых Советом министров СССР, билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов СССР и монет, организует их изготовление, перевозку и хранение, создает в своих учреждениях и в учреждениях специализированных банков СССР резервные фонды билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов СССР и монет, устанавливает размеры этих фондов и распоряжается ими". А кроме того, "е) организует и совместно со специализированными банками СССР осуществляет инкассацию наличных денег в системе банков СССР" <6>. Что касается требований к организации и осуществлению безналичных расчетов, то они впервые были установлены в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. Именно тогда в законодательстве был выделен правовой институт - расчетные и кредитные отношения.
Статья: Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Высокая значимость резервного фонда в качестве финансового обеспечения реализации восстановительных мероприятий подчеркивается в абз. 4 п. 2 ст. 56.3 ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющем назначение открытия счета эскроу в учете и блокировании денежных средств, в целях перечисления эскроу-агентом (банком) средств резервного фонда в федеральный бюджет в случае банкротства депонента (собственника отдельного производственного объекта) с последующим перенаправлением указанных средств в федеральный бюджет на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Высокая значимость резервного фонда в качестве финансового обеспечения реализации восстановительных мероприятий подчеркивается в абз. 4 п. 2 ст. 56.3 ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющем назначение открытия счета эскроу в учете и блокировании денежных средств, в целях перечисления эскроу-агентом (банком) средств резервного фонда в федеральный бюджет в случае банкротства депонента (собственника отдельного производственного объекта) с последующим перенаправлением указанных средств в федеральный бюджет на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.
Нормативные акты
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, изготавливающей банкноты и монеты Банка России, перевозка и хранение банкнот и монет Банка России, создание их резервных фондов;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, изготавливающей банкноты и монеты Банка России, перевозка и хранение банкнот и монет Банка России, создание их резервных фондов;
Статья: Правовое положение кредитных организаций и принцип равенства кредиторов при инициировании дела о несостоятельности (банкротстве)
(Храпова М.О.)
("Банковское право", 2021, N 4)В случае выявления у заемщика финансовых трудностей, с учетом Положения Банка России от 28 июня 2017 г. N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" <18> от кредитной организации могут потребоваться дополнительные отчисления в резервные фонды для соблюдения обязательных нормативов в части минимального размера резервов, создаваемых под кредитные риски <19>. При этом с учетом положений банковского законодательства величина резерва будет корректироваться в зависимости от степени обесценения ссуды ввиду неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения).
(Храпова М.О.)
("Банковское право", 2021, N 4)В случае выявления у заемщика финансовых трудностей, с учетом Положения Банка России от 28 июня 2017 г. N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" <18> от кредитной организации могут потребоваться дополнительные отчисления в резервные фонды для соблюдения обязательных нормативов в части минимального размера резервов, создаваемых под кредитные риски <19>. При этом с учетом положений банковского законодательства величина резерва будет корректироваться в зависимости от степени обесценения ссуды ввиду неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения).