Ретроспективное применение измененной учетной политики
Подборка наиболее важных документов по запросу Ретроспективное применение измененной учетной политики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В ходе выездной налоговой проверки обществом были представлены уточненные налоговые декларации за проверяемые периоды, в которых были скорректированы суммы учитываемых расходов. Общество указало на изменение с 2016 года учетной политики в отношении определения прямых и косвенных расходов. При этом представление уточненных налоговых деклараций объяснено обществом не ретроспективным изменением учетной политики в момент проведения проверки, как полагает налоговый орган, а установлением вновь назначенным бухгалтером ошибочного указания в ранее представленной налоговой отчетности за 2016 - 2018 годы исключительно прямых расходов (до 2016 года все расходы в соответствии с учетной политикой общества относились к прямым, с 2016 года расходы были разделены на прямые и косвенные, но в первичных декларациях за 2016 - 2018 годы ошибочно были учтены как прямые). Суд признал обоснованными внесенные в декларации изменения, отметив, что налоговый орган не представил доказательств того, что учетная политика за 2016 - 2018 годы изменена обществом ретроспективно и применена им в ходе проведения налоговой проверки в измененном виде при представлении уточненных налоговых деклараций, о фальсификации документов налоговый орган не заявлял, более того, приказы об учетной политике были представлены налогоплательщиком в рамках выездной налоговой проверки до представления уточненных деклараций. Суд отклонил довод налогового орган о повторном отражении одних и тех же расходов как в составе прямых расходов, так и в составе косвенных расходов, поскольку установил, что каждый факт хозяйственной жизни по признанию расхода (вне зависимости от того, признан в отчетном периоде или в периоде, в котором реализованы остатки готовой продукции, произведенной ранее) оформлен только один раз. Налоговый орган не представил доказательств, какие конкретно расходы и в каком отчетном периоде одновременно учтены обществом в составе как прямых, так и косвенных расходов. Суд признал доначисление налога на прибыль частично необоснованным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В ходе выездной налоговой проверки обществом были представлены уточненные налоговые декларации за проверяемые периоды, в которых были скорректированы суммы учитываемых расходов. Общество указало на изменение с 2016 года учетной политики в отношении определения прямых и косвенных расходов. При этом представление уточненных налоговых деклараций объяснено обществом не ретроспективным изменением учетной политики в момент проведения проверки, как полагает налоговый орган, а установлением вновь назначенным бухгалтером ошибочного указания в ранее представленной налоговой отчетности за 2016 - 2018 годы исключительно прямых расходов (до 2016 года все расходы в соответствии с учетной политикой общества относились к прямым, с 2016 года расходы были разделены на прямые и косвенные, но в первичных декларациях за 2016 - 2018 годы ошибочно были учтены как прямые). Суд признал обоснованными внесенные в декларации изменения, отметив, что налоговый орган не представил доказательств того, что учетная политика за 2016 - 2018 годы изменена обществом ретроспективно и применена им в ходе проведения налоговой проверки в измененном виде при представлении уточненных налоговых деклараций, о фальсификации документов налоговый орган не заявлял, более того, приказы об учетной политике были представлены налогоплательщиком в рамках выездной налоговой проверки до представления уточненных деклараций. Суд отклонил довод налогового орган о повторном отражении одних и тех же расходов как в составе прямых расходов, так и в составе косвенных расходов, поскольку установил, что каждый факт хозяйственной жизни по признанию расхода (вне зависимости от того, признан в отчетном периоде или в периоде, в котором реализованы остатки готовой продукции, произведенной ранее) оформлен только один раз. Налоговый орган не представил доказательств, какие конкретно расходы и в каком отчетном периоде одновременно учтены обществом в составе как прямых, так и косвенных расходов. Суд признал доначисление налога на прибыль частично необоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение корректирующих проводок при формировании финансовой отчетности в ФСБУ и МСФО
(Соколов В.Я., Котельникова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)3. Дружиловская Т.Ю. Применение методики трансформации для ретроспективного отражения изменений в учетной политике // Международный бухгалтерский учет. 2014. Вып. 46. С. 38 - 49. EDN: TIJIBT.
(Соколов В.Я., Котельникова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)3. Дружиловская Т.Ю. Применение методики трансформации для ретроспективного отражения изменений в учетной политике // Международный бухгалтерский учет. 2014. Вып. 46. С. 38 - 49. EDN: TIJIBT.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Если у организации не выполняются условия для применения перспективного изменения учетной политики, то необходимо осуществить ретроспективный пересчет.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Если у организации не выполняются условия для применения перспективного изменения учетной политики, то необходимо осуществить ретроспективный пересчет.
Нормативные акты
"Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 04.10.2023)Практическая неосуществимость. Применение какого-либо требования считается практически неосуществимым, когда организация, приложив все разумные усилия для его применения, не может этого сделать. Для определенного предыдущего периода ретроспективное применение изменения в учетной политике или корректировка путем ретроспективного исправления ошибки являются практически неосуществимыми, если:
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 04.10.2023)Практическая неосуществимость. Применение какого-либо требования считается практически неосуществимым, когда организация, приложив все разумные усилия для его применения, не может этого сделать. Для определенного предыдущего периода ретроспективное применение изменения в учетной политике или корректировка путем ретроспективного исправления ошибки являются практически неосуществимыми, если:
"Разъяснение КРМФО (IFRIC) 22 "Операции в иностранной валюте и предварительная оплата"
(введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 20.07.2017 N 117н)
(ред. от 30.10.2018)(a) ретроспективно с применением МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"; либо
(введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 20.07.2017 N 117н)
(ред. от 30.10.2018)(a) ретроспективно с применением МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"; либо
Статья: Нематериальные активы: влияние применения нового Стандарта на показатели бухгалтерской отчетности
(Куликова Л.И., Ивановская А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Выводы. Сделан вывод о том, что некоторые организации воспользовались возможностью досрочного применения упомянутого Стандарта, применяли ретроспективный подход при отражении последствий изменения учетной политики в отношении нематериальных активов. Однако большинство организаций осуществили единовременную корректировку балансовой стоимости нематериальных активов на 31.12.2023 без пересчета сравнительных показателей отчетности. Каждая организация при формировании учетной политики в отношении нематериальных активов применила собственное профессиональное суждение в соответствии со спецификой своей деятельности, руководствуясь принципами рациональности учета и существенности затрат на приобретение и создание нематериальных активов.
(Куликова Л.И., Ивановская А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Выводы. Сделан вывод о том, что некоторые организации воспользовались возможностью досрочного применения упомянутого Стандарта, применяли ретроспективный подход при отражении последствий изменения учетной политики в отношении нематериальных активов. Однако большинство организаций осуществили единовременную корректировку балансовой стоимости нематериальных активов на 31.12.2023 без пересчета сравнительных показателей отчетности. Каждая организация при формировании учетной политики в отношении нематериальных активов применила собственное профессиональное суждение в соответствии со спецификой своей деятельности, руководствуясь принципами рациональности учета и существенности затрат на приобретение и создание нематериальных активов.
Статья: Оценка изменений нормативных положений учета основных средств и капитальных вложений в российской практике бухгалтерского учета
(Сорокина Л.Н., Глушанков К.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Завершающим нововведением ФСБУ 6/2020 является введение параграфа, ранее не содержавшегося в ПБУ 6/97: Изменение учетной политики. Данный параграф затрагивает ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики организации в связи с применением ФСБУ 6/2020, исключения для данного положения (случаи перспективного применения ФСБУ 6/2020), а также случаи, при которых организация может не пересчитывать сравнительные показатели за предшествующие отчетному периоды в отношении капитальных вложений в нематериальные активы.
(Сорокина Л.Н., Глушанков К.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Завершающим нововведением ФСБУ 6/2020 является введение параграфа, ранее не содержавшегося в ПБУ 6/97: Изменение учетной политики. Данный параграф затрагивает ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики организации в связи с применением ФСБУ 6/2020, исключения для данного положения (случаи перспективного применения ФСБУ 6/2020), а также случаи, при которых организация может не пересчитывать сравнительные показатели за предшествующие отчетному периоды в отношении капитальных вложений в нематериальные активы.
Готовое решение: Какой порядок применения Федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"
(КонсультантПлюс, 2025)Он ввел такие понятия, как перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(КонсультантПлюс, 2025)Он ввел такие понятия, как перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Статья: Применение ФСБУ 6/2020 и 26/2020: практика отражения последствий изменения учетной политики
(Куликова Л.И.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 6)В соответствии с п. п. 25 - 26 ФСБУ 26/2020 последствия изменения учетной политики в связи с началом применения этого Стандарта отражаются по выбору организации ретроспективно либо перспективно. Согласно п. 48 ФСБУ 6/2020 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения Стандарта отражаются ретроспективно.
(Куликова Л.И.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 6)В соответствии с п. п. 25 - 26 ФСБУ 26/2020 последствия изменения учетной политики в связи с началом применения этого Стандарта отражаются по выбору организации ретроспективно либо перспективно. Согласно п. 48 ФСБУ 6/2020 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения Стандарта отражаются ретроспективно.
Готовое решение: Как организации перейти на учет доходов по ФСБУ 9/2025 "Доходы"
(КонсультантПлюс, 2025)При переходе на применение ФСБУ 9/2025 принято решение использовать ретроспективный способ отражения последствий изменения учетной политики (с пересчетом сравнительных показателей бухгалтерской отчетности).
(КонсультантПлюс, 2025)При переходе на применение ФСБУ 9/2025 принято решение использовать ретроспективный способ отражения последствий изменения учетной политики (с пересчетом сравнительных показателей бухгалтерской отчетности).
Статья: Рекомендация Р-145/2022-КпР "Использование данных МСФО при переходе на ФСБУ"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), Комитет по рекомендациям (КпР) 13.10.2022 с изменениями от 26.12.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)Во всех переходных положениях новых федеральных стандартов в качестве основного способа отражения последствий изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта предусмотрен ретроспективный способ. Ретроспективное отражение последствий изменений учетной политики означает приведение данных бухгалтерского учета в такой вид, как если бы новый стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни. Исходя из изложенных выше оснований для унификации учетной политики, если бы организация до начала применения нового ФСБУ вела учет по МСФО, то она получила бы как раз те данные, которые предполагаются при ретроспективном применении стандарта.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), Комитет по рекомендациям (КпР) 13.10.2022 с изменениями от 26.12.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)Во всех переходных положениях новых федеральных стандартов в качестве основного способа отражения последствий изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта предусмотрен ретроспективный способ. Ретроспективное отражение последствий изменений учетной политики означает приведение данных бухгалтерского учета в такой вид, как если бы новый стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни. Исходя из изложенных выше оснований для унификации учетной политики, если бы организация до начала применения нового ФСБУ вела учет по МСФО, то она получила бы как раз те данные, которые предполагаются при ретроспективном применении стандарта.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Согласно п. 52 ФСБУ 14/2022 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения стандарта отражаются ретроспективно (как если бы стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено стандартом.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Согласно п. 52 ФСБУ 14/2022 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения стандарта отражаются ретроспективно (как если бы стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено стандартом.