Решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам проверки... принято процессуальное решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам проверки... принято процессуальное решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.1 "Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"Системный анализ положений пункта 1 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.1, части 1 статьи 28.9 и статьи 26.1 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено административным органом лишь в том случае, если обстоятельства, послужившие основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, являются очевидными и не подлежат установлению и доказыванию в ходе производства по делу. В частности, отсутствие события административного правонарушения при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не должно вызывать сомнений с учетом всех обстоятельств, указанных в соответствующем заявлении (сообщении, материале)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Возможно ли подать в ФАС России жалобу на действия территориального антимонопольного органа в случае, когда, по мнению заявителя, решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении было принято необоснованно?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в п. 5 ст. 72 ЗК РФ, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (п. 6 ст. 72 ЗК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в п. 5 ст. 72 ЗК РФ, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (п. 6 ст. 72 ЗК РФ).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пп. 5, 6 ст. 72 ЗК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пп. 5, 6 ст. 72 ЗК РФ).
Статья: Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)В-четвертых, виновность констатируется только решением компетентного субъекта административной юрисдикции, вступившим в законную силу (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела могут быть вынесены постановления: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу. Решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, принимаемые в ходе административно-юрисдикционного производства в форме определений, по нашему мнению, также можно расценивать в качестве варианта разрешения дела по существу, поскольку их вынесение завершает течение производства. Возникает вопрос о допустимости констатации виновности физического или юридического лица в решениях, принимаемых субъектами административной юрисдикции в форме постановлений о прекращении производства по делу либо определений об отказе в возбуждении дела по так называемым нереабилитирующим основаниям.
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)В-четвертых, виновность констатируется только решением компетентного субъекта административной юрисдикции, вступившим в законную силу (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела могут быть вынесены постановления: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу. Решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, принимаемые в ходе административно-юрисдикционного производства в форме определений, по нашему мнению, также можно расценивать в качестве варианта разрешения дела по существу, поскольку их вынесение завершает течение производства. Возникает вопрос о допустимости констатации виновности физического или юридического лица в решениях, принимаемых субъектами административной юрисдикции в форме постановлений о прекращении производства по делу либо определений об отказе в возбуждении дела по так называемым нереабилитирующим основаниям.
Ситуация: Как возместить ущерб, если автомобиль попал в дорожную яму?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В результате рассмотрения вашего заявления будет принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении. При этом при вынесении решения будет учитываться в том числе, соответствовали ли ваши действия требованиям ПДД (п. 3 ч. 1, п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 28.1, ч. 1, 2 ст. 28.7 КоАП РФ; п. п. 97, 106, 107 Порядка; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 80-КГ15-11).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В результате рассмотрения вашего заявления будет принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении. При этом при вынесении решения будет учитываться в том числе, соответствовали ли ваши действия требованиям ПДД (п. 3 ч. 1, п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 28.1, ч. 1, 2 ст. 28.7 КоАП РФ; п. п. 97, 106, 107 Порядка; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 80-КГ15-11).
Статья: Обращения в процессуальном законодательстве Российской Федерации
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)б) жалоба (на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; решение по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и другие);
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)б) жалоба (на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; решение по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и другие);
Статья: Порядок отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как разъясняется в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.03.2021 N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.С. Яковенко", связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на событие правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу, в частности, при отсутствии события или состава административного правонарушения (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24.5). Соответственно, принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом по обращению заявителя требует, кроме прочего, проверки содержащихся в нем данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение, и не предполагает, что это решение принимается по одному только факту поступления названного обращения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как разъясняется в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.03.2021 N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.С. Яковенко", связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на событие правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу, в частности, при отсутствии события или состава административного правонарушения (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24.5). Соответственно, принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом по обращению заявителя требует, кроме прочего, проверки содержащихся в нем данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение, и не предполагает, что это решение принимается по одному только факту поступления названного обращения.