Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи и п. 2 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии жилого помещения принимается тем же органом, который принял решение об изъятии соответствующего земельного участка, т.е. федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления. Конкретные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, определяются федеральным земельным законодательством.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи и п. 2 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии жилого помещения принимается тем же органом, который принял решение об изъятии соответствующего земельного участка, т.е. федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления. Конкретные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, определяются федеральным земельным законодательством.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12.4. В ч. 12.4 комментируемой статьи говорится об особенностях подготовки проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Такой проект до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 22 комментируемой статьи). Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления в данном случае являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12.4. В ч. 12.4 комментируемой статьи говорится об особенностях подготовки проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Такой проект до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 22 комментируемой статьи). Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления в данном случае являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд - если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд - если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в системе оснований прекращения прав на землю
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В случаях признания многоквартирного дома аварийным суды признают право собственников жилого помещения требовать изъятия земельных участков, если органы местного самоуправления бездействуют <21>. Так, например, Радужнинским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было удовлетворено требование истца о признании бездействия в непринятии решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд незаконным. Суд обязал комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Радужный инициировать процесс изъятия земельного участка, на котором располагался многоквартирный дом. Примечательно то, что указанный многоквартирный дом не только в установленном порядке не был признан аварийным (не был включен в список как непригодный для проживания и подлежащий сносу как ветхое жилье), но и был уничтожен в пожаре. Тем не менее суд постановил, что для обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения орган местного самоуправления обязан изъять земельный участок и выплатить возмещение. Очевидно, что в данном случае основанием для изъятия земельного участка являлись не государственные или муниципальные нужды в понимании ст. 49 Земельного кодекса РФ.
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В случаях признания многоквартирного дома аварийным суды признают право собственников жилого помещения требовать изъятия земельных участков, если органы местного самоуправления бездействуют <21>. Так, например, Радужнинским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было удовлетворено требование истца о признании бездействия в непринятии решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд незаконным. Суд обязал комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Радужный инициировать процесс изъятия земельного участка, на котором располагался многоквартирный дом. Примечательно то, что указанный многоквартирный дом не только в установленном порядке не был признан аварийным (не был включен в список как непригодный для проживания и подлежащий сносу как ветхое жилье), но и был уничтожен в пожаре. Тем не менее суд постановил, что для обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения орган местного самоуправления обязан изъять земельный участок и выплатить возмещение. Очевидно, что в данном случае основанием для изъятия земельного участка являлись не государственные или муниципальные нужды в понимании ст. 49 Земельного кодекса РФ.
Готовое решение: Как передать имущество из частной в муниципальную собственность
(КонсультантПлюс, 2025)уполномоченный орган местного самоуправления или лицо, по ходатайству которого принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, - если участок переходит в муниципальную собственность в связи с таким изъятием (ч. 3 ст. 60 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)уполномоченный орган местного самоуправления или лицо, по ходатайству которого принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, - если участок переходит в муниципальную собственность в связи с таким изъятием (ч. 3 ст. 60 Закона о госрегистрации недвижимости).
Статья: Проблемы судебной защиты прав собственников земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Обратимся к законодательству. В соответствии с частью 5 статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Как видно, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается уполномоченным органом публичной власти в одностороннем порядке. В части 14 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии. Здесь важно то, что в законе не указывается, в каком процессуальном порядке это решение обжалуется - в гражданском, арбитражном или административном судопроизводстве.
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Обратимся к законодательству. В соответствии с частью 5 статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Как видно, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается уполномоченным органом публичной власти в одностороннем порядке. В части 14 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии. Здесь важно то, что в законе не указывается, в каком процессуальном порядке это решение обжалуется - в гражданском, арбитражном или административном судопроизводстве.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В число дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, которые вносятся в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, входят согласно п. 27 ч. 5 комментируемой статьи сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд. При этом следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В число дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, которые вносятся в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, входят согласно п. 27 ч. 5 комментируемой статьи сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд. При этом следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъекта РФ или органы местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ; ст. 56.2, п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ; п. 5.52 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432; пп. 73.1 п. 9 Положения, утв. Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъекта РФ или органы местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ; ст. 56.2, п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ; п. 5.52 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432; пп. 73.1 п. 9 Положения, утв. Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960).
Статья: Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ закреплено, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, должно быть обосновано:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ закреплено, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, должно быть обосновано: