Решение о предстоящем исключении юридического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение о предстоящем исключении юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Порядок исключения юрлица из ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Возражения против исключения юрлица из ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)"...регистрирующий орган принял решение... о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
(КонсультантПлюс, 2025)"...регистрирующий орган принял решение... о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Привлечение контролирующих ООО лиц к субсидиарной ответственности.
Можно ли привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц ООО, не исключенного из ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Правильно распределив бремя доказывания, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая, что задолженность ООО "Аметист" перед Штро В.Я. подтверждена вступившим в законную силу решением от 15.05.2023 Калининского районного суда города Тюмени по делу N 2-3137/2023; неисполнение судебного акта подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от 25.01.2024; достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих об оплате указанной задолженности не представлено; согласно сведениям Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N 3 (далее - инспекция) общество имеет признаки недействующего юридического лица в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": налоговую и бухгалтерскую отчетность за период с 2023 года по настоящее время не представляет, дата последней представленной налоговой отчетности - 23.12.2022; движения денежных средств по расчетному счету в течение года отсутствует в связи с его закрытием 26.12.2022; процедура добровольной ликвидации ООО "Аметист" завершена не была; доказательства включения требований истца в промежуточный ликвидационный баланс ООО "Аметист" в материалы дела ответчиком не представлены; 07.01.2023 в ЕГРЮЛ внесена запись об истечении срока добровольной ликвидации; 13.02.2023 внесена запись о недостоверности внесенных в ЕГРЮЛ сведений; 02.05.2023 внесена еще одна запись о недостоверности внесенных в ЕГРЮЛ сведений в отношении ООО "Аметист"; 10.01.2024 внесена запись о принятии 09.01.2024 регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ; 14.02.2024 в регистрирующий орган подано заявление лица, чьи права затрагиваются исключением общества из ЕГРЮЛ, о чем 20.02.2024 внесена соответствующая запись, следовательно ООО "Аметист" обладает признаками недействующего юридического лица; суды пришли к выводу о том, что Серебренников Е.Р. не принял необходимые меры по завершению добровольной процедуры ликвидации, равно как и меры по устранению оснований для принудительного исключения из реестра, обращению с заявлением о признании общества несостоятельным ввиду отсутствия возможности обеспечить погашение задолженности и обоснованно удовлетворили исковые требования.
Можно ли привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц ООО, не исключенного из ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Правильно распределив бремя доказывания, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая, что задолженность ООО "Аметист" перед Штро В.Я. подтверждена вступившим в законную силу решением от 15.05.2023 Калининского районного суда города Тюмени по делу N 2-3137/2023; неисполнение судебного акта подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от 25.01.2024; достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих об оплате указанной задолженности не представлено; согласно сведениям Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N 3 (далее - инспекция) общество имеет признаки недействующего юридического лица в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": налоговую и бухгалтерскую отчетность за период с 2023 года по настоящее время не представляет, дата последней представленной налоговой отчетности - 23.12.2022; движения денежных средств по расчетному счету в течение года отсутствует в связи с его закрытием 26.12.2022; процедура добровольной ликвидации ООО "Аметист" завершена не была; доказательства включения требований истца в промежуточный ликвидационный баланс ООО "Аметист" в материалы дела ответчиком не представлены; 07.01.2023 в ЕГРЮЛ внесена запись об истечении срока добровольной ликвидации; 13.02.2023 внесена запись о недостоверности внесенных в ЕГРЮЛ сведений; 02.05.2023 внесена еще одна запись о недостоверности внесенных в ЕГРЮЛ сведений в отношении ООО "Аметист"; 10.01.2024 внесена запись о принятии 09.01.2024 регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ; 14.02.2024 в регистрирующий орган подано заявление лица, чьи права затрагиваются исключением общества из ЕГРЮЛ, о чем 20.02.2024 внесена соответствующая запись, следовательно ООО "Аметист" обладает признаками недействующего юридического лица; суды пришли к выводу о том, что Серебренников Е.Р. не принял необходимые меры по завершению добровольной процедуры ликвидации, равно как и меры по устранению оснований для принудительного исключения из реестра, обращению с заявлением о признании общества несостоятельным ввиду отсутствия возможности обеспечить погашение задолженности и обоснованно удовлетворили исковые требования.
Вопрос: В каких случаях регистрирующим органом принимается решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и каков порядок принятия этого решения?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) и вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) и вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Согласно материалам дела до принятия регистрирующим органом обжалуемого в указанном деле решения и совершения оспариваемых действий инспекцией принималось решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке. На основании поданных обществом возражений процедура исключения общества из реестра не была завершена.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Согласно материалам дела до принятия регистрирующим органом обжалуемого в указанном деле решения и совершения оспариваемых действий инспекцией принималось решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке. На основании поданных обществом возражений процедура исключения общества из реестра не была завершена.
Статья: Что делать, если в упрощенной ликвидации МСП отказали
("Главная книга", 2023, N 20)С 01.07.2023 организацию, относящуюся к МСП, можно ликвидировать в упрощенном порядке. Для этого нужно направить специальное заявление. Правда, в ответ на такое заявление можно получить как решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ, так и уведомление о невозможности исключения компании из реестра. Причина, по которой организации отказано в упрощенной ликвидации, будет указана в уведомлении.
("Главная книга", 2023, N 20)С 01.07.2023 организацию, относящуюся к МСП, можно ликвидировать в упрощенном порядке. Для этого нужно направить специальное заявление. Правда, в ответ на такое заявление можно получить как решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ, так и уведомление о невозможности исключения компании из реестра. Причина, по которой организации отказано в упрощенной ликвидации, будет указана в уведомлении.
Статья: Упрощенная ликвидация ЮЛ - субъекта МСП
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 4)Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления примет решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем в реестр вносится соответствующая запись.
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 4)Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления примет решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем в реестр вносится соответствующая запись.
Статья: Недействующее юридическое лицо
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом условием для принятия регистрирующим (налоговым) органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является наличие обоих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом условием для принятия регистрирующим (налоговым) органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является наличие обоих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)С учетом развивающихся технологий, возможно, эффективным может быть извещение таких лиц посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". В частности, Правительством РФ предлагается законопроект, устанавливающий для регистрирующих органов обязанность применять дополнительные способы информирования некоммерческих организаций о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении указанных юридических лиц из ЕГРЮЛ <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)С учетом развивающихся технологий, возможно, эффективным может быть извещение таких лиц посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". В частности, Правительством РФ предлагается законопроект, устанавливающий для регистрирующих органов обязанность применять дополнительные способы информирования некоммерческих организаций о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении указанных юридических лиц из ЕГРЮЛ <1>.
Статья: Правоспособность исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица
(Лаптев В.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)<18> Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением, и может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта (п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2021 год, утв. Президиумом ВС РФ 30 июня 2021 г.).
(Лаптев В.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)<18> Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением, и может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта (п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2021 год, утв. Президиумом ВС РФ 30 июня 2021 г.).
Статья: Заработала упрощенная процедура исключения МСП из ЕГРЮЛ
("Главная книга", 2023, N 14)После того как регистрирующим органом будет принято решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ, сведения об этом будут опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" и на сайте ФНС. Если через 3 месяца с момента публикации не поступят возражения от заинтересованных лиц, компанию исключат из реестра <1>.
("Главная книга", 2023, N 14)После того как регистрирующим органом будет принято решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ, сведения об этом будут опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" и на сайте ФНС. Если через 3 месяца с момента публикации не поступят возражения от заинтересованных лиц, компанию исключат из реестра <1>.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Таким образом, принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не является основанием для признания заявки несоответствующей, поскольку данная процедура не имеет отношения к ликвидации юридического лица. Отсутствие в ЕГРЮЛ записи о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не относится к единым требованиям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Проведение ликвидации общества с ограниченной ответственностью, признанного победителем электронного аукциона, не подтверждено <33>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Таким образом, принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не является основанием для признания заявки несоответствующей, поскольку данная процедура не имеет отношения к ликвидации юридического лица. Отсутствие в ЕГРЮЛ записи о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не относится к единым требованиям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Проведение ликвидации общества с ограниченной ответственностью, признанного победителем электронного аукциона, не подтверждено <33>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)10. Часть 10 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ. В соответствии с ней положения п. п. 4.1 и 4.2 ч. 1, п. п. 2.1 и 2.2 ч. 2 комментируемой статьи также применяются в случае исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. При этом следует учитывать, что прекращение деятельности юридического лица путем исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ осуществляется по решению регистрирующего органа, т.е. в административном порядке, и не предполагает урегулирование отношений с кредиторами (ст. 64.2 ГК РФ; ст. ст. 21, 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность, считается юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. При наличии признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица сначала принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в печати.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)10. Часть 10 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ. В соответствии с ней положения п. п. 4.1 и 4.2 ч. 1, п. п. 2.1 и 2.2 ч. 2 комментируемой статьи также применяются в случае исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. При этом следует учитывать, что прекращение деятельности юридического лица путем исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ осуществляется по решению регистрирующего органа, т.е. в административном порядке, и не предполагает урегулирование отношений с кредиторами (ст. 64.2 ГК РФ; ст. ст. 21, 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность, считается юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. При наличии признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица сначала принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в печати.
Готовое решение: Каков порядок исключения юрлица из ЕГРЮЛ как недействующего
(КонсультантПлюс, 2025)Приняв решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Решение публикуется в журнале "Вестник государственной регистрации" в течение трех дней с момента его принятия. Кроме того, сведения о предстоящем исключении регистрирующий орган размещает на своем официальном сайте не позднее одного рабочего дня, следующего за днем публикации решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (п. п. 2, 3 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Приняв решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Решение публикуется в журнале "Вестник государственной регистрации" в течение трех дней с момента его принятия. Кроме того, сведения о предстоящем исключении регистрирующий орган размещает на своем официальном сайте не позднее одного рабочего дня, следующего за днем публикации решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (п. п. 2, 3 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
Статья: О правовых последствиях истечения административно-процессуального срока
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- регистрирующим органом не принимается решение об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, если на последний день истечения 3-месячного срока не соблюдена совокупность условий, предусмотренная законом для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц <6>;
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- регистрирующим органом не принимается решение об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, если на последний день истечения 3-месячного срока не соблюдена совокупность условий, предусмотренная законом для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц <6>;