Реорганизация некоммерческой организации в коммерческую
Подборка наиболее важных документов по запросу Реорганизация некоммерческой организации в коммерческую (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уполномоченный орган или Прокурор хочет ликвидировать Некоммерческую (в т.ч. общественную, религиозную) организацию
(КонсультантПлюс, 2025)муниципальное учреждение преобразовано в автономную некоммерческую организацию, хотя такая возможность на момент реорганизации и рассмотрения дела законом не была предусмотрена, ведет только коммерческую деятельность и др.
(КонсультантПлюс, 2025)муниципальное учреждение преобразовано в автономную некоммерческую организацию, хотя такая возможность на момент реорганизации и рассмотрения дела законом не была предусмотрена, ведет только коммерческую деятельность и др.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Принудительная реорганизация проводится на основании решения суда по иску антимонопольных органов в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей приносящую доход деятельность (ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Принудительная реорганизация проводится на основании решения суда по иску антимонопольных органов в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей приносящую доход деятельность (ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции).
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Отметим тот факт, что тексты обоих актов содержат положения о правоспособности физических и юридических лиц, положения о формах юридической организации коммерческих и некоммерческих юридических лиц, а также правила о способах реорганизации (преобразования) коммерческих юридических лиц.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Отметим тот факт, что тексты обоих актов содержат положения о правоспособности физических и юридических лиц, положения о формах юридической организации коммерческих и некоммерческих юридических лиц, а также правила о способах реорганизации (преобразования) коммерческих юридических лиц.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации.
Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Институт инновационного развития - коммерческая или некоммерческая организация (ее правопреемник), созданная (в том числе путем реорганизации) и (или) осуществляющая деятельность на основании федерального закона, указа или распоряжения Президента Российской Федерации, акта Правительства Российской Федерации, закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, являющаяся получателем средств государственной поддержки в допускаемой законодательством Российской Федерации форме, самостоятельно осуществляющая инновационную деятельность и (или) являющаяся субъектом инновационной деятельности, которому Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации предоставляются средства на оказание поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность. Перечень федеральных институтов инновационного развития с указанием федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию их деятельности, утверждается Правительством Российской Федерации. Перечни региональных институтов инновационного развития с указанием исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих координацию их деятельности, утверждаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Институт инновационного развития - коммерческая или некоммерческая организация (ее правопреемник), созданная (в том числе путем реорганизации) и (или) осуществляющая деятельность на основании федерального закона, указа или распоряжения Президента Российской Федерации, акта Правительства Российской Федерации, закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, являющаяся получателем средств государственной поддержки в допускаемой законодательством Российской Федерации форме, самостоятельно осуществляющая инновационную деятельность и (или) являющаяся субъектом инновационной деятельности, которому Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации предоставляются средства на оказание поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность. Перечень федеральных институтов инновационного развития с указанием федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию их деятельности, утверждается Правительством Российской Федерации. Перечни региональных институтов инновационного развития с указанием исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих координацию их деятельности, утверждаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Статья: К проблеме конвергенции способов оспаривания реорганизации юридических лиц в законодательстве и судебно-арбитражной практике
(Нуждин Т.А.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)С одной стороны, в пункте 1 статьи 60.1 ГК РФ сказано, что этими лицами являются участники юридического лица. Вне всяких сомнений, данная норма носит расширительный характер и к участникам мы отнесем также акционеров, товарищей, членов производственного кооператива и хозяйственного партнерства, членов (партнеров, участников) различных некоммерческих организаций.
(Нуждин Т.А.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)С одной стороны, в пункте 1 статьи 60.1 ГК РФ сказано, что этими лицами являются участники юридического лица. Вне всяких сомнений, данная норма носит расширительный характер и к участникам мы отнесем также акционеров, товарищей, членов производственного кооператива и хозяйственного партнерства, членов (партнеров, участников) различных некоммерческих организаций.
Статья: Новые указания по заполнению статотчетности
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Ежеквартально, за период с начала года данные отражают юридические лица - коммерческие организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, и некоммерческие организации, средняя численность работников которых в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн руб.
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Ежеквартально, за период с начала года данные отражают юридические лица - коммерческие организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, и некоммерческие организации, средняя численность работников которых в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн руб.
"Гражданско-правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества: Учебное пособие"
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)Представление интересов коммерческой организации, к которой относится форма ФГУП государственного посредника, в рамках посольств Российской Федерации запрещено ст. 42 Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.). Данная проблема решается при реорганизации государственного посредника в государственную корпорацию, которая относится к некоммерческим организациям. В этом случае формирование государственной корпорацией своих представительств в рамках посольств Российской Федерации не будет противоречить названной Конвенции.
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)Представление интересов коммерческой организации, к которой относится форма ФГУП государственного посредника, в рамках посольств Российской Федерации запрещено ст. 42 Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.). Данная проблема решается при реорганизации государственного посредника в государственную корпорацию, которая относится к некоммерческим организациям. В этом случае формирование государственной корпорацией своих представительств в рамках посольств Российской Федерации не будет противоречить названной Конвенции.
Статья: Страхование рисков
(Кислов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Существуют формальные юридические основания, свидетельствующие о прекращении предпринимательской деятельности, например: лишение статуса индивидуального предпринимателя, ликвидация коммерческой организации или ее реорганизация в некоммерческую форму.
(Кислов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Существуют формальные юридические основания, свидетельствующие о прекращении предпринимательской деятельности, например: лишение статуса индивидуального предпринимателя, ликвидация коммерческой организации или ее реорганизация в некоммерческую форму.
Вопрос: О внесении изменений в трудовой договор и трудовую книжку работника при реорганизации работодателя.
(Письмо Роструда от 19.09.2024 N ПГ/18228-6-1)Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
(Письмо Роструда от 19.09.2024 N ПГ/18228-6-1)Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Статья: Особенности рассмотрения дел по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ корпоративными спорами считаются споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом, в том числе:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ корпоративными спорами считаются споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом, в том числе:
Статья: Концептуальные вопросы правового регулирования статуса некоммерческих корпораций
(Свит Ю.П., Щербакова М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)<5> См.: Степанов Д. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10. С. 6.
(Свит Ю.П., Щербакова М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)<5> См.: Степанов Д. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10. С. 6.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Предпринимательское объединение выступает реальным участником экономических отношений, хотя в отечественном правоведении до сих пор нет однозначного подхода в вопросе о признании за ним правосубъектности. Наглядным примером служит законодательство в сфере государственного регулирования экономической концентрации. В частности, в рамках гл. 7 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" осуществляется государственный контроль за экономической концентрацией, под который подпадают сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории России основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю. Выделяется контроль:
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Предпринимательское объединение выступает реальным участником экономических отношений, хотя в отечественном правоведении до сих пор нет однозначного подхода в вопросе о признании за ним правосубъектности. Наглядным примером служит законодательство в сфере государственного регулирования экономической концентрации. В частности, в рамках гл. 7 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" осуществляется государственный контроль за экономической концентрацией, под который подпадают сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории России основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю. Выделяется контроль:
Статья: Общетеоретическая модель правосубъектного фонда в контексте двух дихотомий
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)<145> Hippel T. v. Grundprobleme von Nonprofit-Organisationen. S. 47; Fishman J.J. Op. cit. P. 132 - 133. Отдельно следует оговорить, что наличие отношений членства в некоммерческой организации не сопряжено с тем, что деятельность организации осуществляется в интересах ее участников. Общественно полезные организации могут быть созданы в корпоративной форме: последняя предопределяет особенности волеобразования, но не цели деятельности организации. По этой причине трудно согласиться с тезисом, что по российскому праву автономные некоммерческие организации и фонды лишены признака отношений членства, поскольку их деятельность "в принципе должна иметь общеполезный характер" (см.: Степанов Д.И. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10. С. 9 - 11).
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)<145> Hippel T. v. Grundprobleme von Nonprofit-Organisationen. S. 47; Fishman J.J. Op. cit. P. 132 - 133. Отдельно следует оговорить, что наличие отношений членства в некоммерческой организации не сопряжено с тем, что деятельность организации осуществляется в интересах ее участников. Общественно полезные организации могут быть созданы в корпоративной форме: последняя предопределяет особенности волеобразования, но не цели деятельности организации. По этой причине трудно согласиться с тезисом, что по российскому праву автономные некоммерческие организации и фонды лишены признака отношений членства, поскольку их деятельность "в принципе должна иметь общеполезный характер" (см.: Степанов Д.И. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10. С. 9 - 11).