Реконструкция внутридомовых инженерных систем

Подборка наиболее важных документов по запросу Реконструкция внутридомовых инженерных систем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2023 по делу N 88-5194/2023, 2-1583/2022
Категория спора: Теплоснабжение.
Требования: О возложении обязанности по установке прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме.
Обстоятельства: Обязанность по установке прибора учета должна быть возложена на ответчика.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
В свою очередь, указанный в Приложения N к Приказу N перечень критериев отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета является исчерпывающим. В рассматриваемом случае ООО "БашРТС" в материалы дела не представлены акты, свидетельствующие о невозможности установки общедомовых приборов учета без проведения мероприятий по реконструкции, либо проведения капитального ремонта существующих внутридомовых сетей. Акт от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает невозможность установки общедомовых приборов учета, поскольку не содержит указание в чем заключается необходимость выполнения работ по реконструкции (ремонта) внутридомовой системы для создания новой инженерной системы, кроме того, акт составлен в отсутствие представителя истца.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.11.2023 N 88-37296/2023
Категория спора: Теплоснабжение.
Требования ресурсоснабжающей организации: О взыскании задолженности.
Обстоятельства: Истец ссылается на задолженность ответчика по оплате потребленной тепловой энергии для обогрева помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.
Переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии, в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Индивидуальное отопление в условиях поэтажной собственности в России и Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П
(Филипенко Н.В., Курочкина Е.М.)
("Закон", 2019, N 11)
Обобщенно подход судов, равно как и позиция Минстроя России, отраженная, в частности, в письме от 15.10.2014 N 22588-ОД/14, приложении N 3 к Протоколу Всероссийского селекторного совещания по вопросам работы органов государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации от 05.04.2016 N 300-ПРМ-АЧ, сводится к тому, что многоквартирный дом представляет собой единый теплотехнический объект, а при переходе на индивидуальное теплоснабжение квартиры в нем происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, которые подключены к системе центрального отопления, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения и, как следствие, тепловой баланс всего многоквартирного дома. Из этого делается вывод, что отказ от централизованного отопления возможен лишь при реконструкции внутридомовой системы отопления в целом по решению всех собственников помещений в многоквартирном доме. В то же время известно, что в силу объективных причин (многочисленности собственников помещений дома, разности их финансовых возможностей, дороговизны работ по реконструкции внутридомовых инженерных систем, сложности организации данного многостадийного процесса, отсутствия специальных знаний, навыков, а также свободного времени у собственников и пр.) сформировать общую волю собственников помещений в многоквартирном доме по данному вопросу <36> и уж тем более воплотить ее в жизнь практически невозможно. Тем самым общими усилиями органов власти и судов реализуется закрепленный в ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении принцип организации отношений в сфере теплоснабжения - развитие систем централизованного теплоснабжения и предотвращается массовый переход граждан на индивидуальное квартирное отопление. Ведь последний грозит снижением нагрузок на центральные теплосети, нехваткой финансирования для их обслуживания и ремонта, ростом платы за центральное отопление для иных граждан - потребителей коммунальной услуги по отоплению и в конечном итоге - гибелью созданной еще в советский период централизованной теплосетевой хозяйственной инфраструктуры России.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)
- без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования). По новым правилам этот критерий не распространяется на мероприятия по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки приборов учета и оборудования;

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 N 16-П
"По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 42(1), пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения N 2 к данным Правилам в связи с жалобой гражданки В.Н. Шестериковой"
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;