Регулирование численности объектов животного мира

Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование численности объектов животного мира (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Состояние экологического законодательства о нормативах качества окружающей среды
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)
Нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов, устанавливаются для обеспечения тех же задач, что и все нормирование в целом. Следует отметить, что в Федеральном законе N 7-ФЗ нет определения таким нормативам, отсутствует их перечень, а также перечень биологических показателей, по которым должно проводиться нормирование. Как видно из названия, к этим нормативам относятся нормативы по видам и группам растений, животных, которые должны присутствовать в окружающей среде экосистем (подгруппа 1) и иные биологические нормативы (подгруппа 2). Основными функциями первой подгруппы видятся обеспечение биоразнообразия и устойчивое развитие экосистем. Тем не менее нормирование здесь практически отсутствует, за исключением, возможно, охотничьих ресурсов - и то оно обеспечивает несколько другие цели. Так, в Приказе Минсельхоза России от 20 января 2009 г. N 23 "Об утверждении Порядка регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" <24> сказано, что регулирование численности охотничьих животных осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, и в последнюю очередь - животному миру и среде его обитания. Примечательно, что сам законодатель подтверждает отсутствие некоторых нормативов качества окружающей среды. Так, в распоряжении Минприроды России от 25 ноября 2019 г. N 35-р "Об утверждении Методических рекомендаций по структуре и содержанию программ сохранения биологического разнообразия коммерческих организаций" <25> указано, что при отсутствии утвержденных в установленном законодательством порядке соответствующих нормативов качества окружающей среды в Программе сохранения биоразнообразия рекомендуется предусматривать и обосновывать методики и критерии, используемые при определении индикаторных объектов животного и растительного мира.
Статья: Проблемный результат отечественного правотворчества: законодательное установление охраны "жизни или здоровья животных и растений"
(Горохов Д.Б.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2019, N 2)
Закон о животном мире развивает и конкретизирует положения Закона об охране окружающей среды соответственно предмету своего регулирования. Закон обеспечивает сохранение, воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, а не охрану "жизни или здоровья" диких животных. Термины "охрана здоровья", "угроза для жизни" в данном Законе применяются исключительно к человеку как обоснование необходимости регулирования численности объектов животного мира. Применительно к животным вредные последствия определены как возможный результат действий людей, которые могут привести к их "заболеванию, гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания". Указание на "жизнь или здоровье животных" в этом Законе отсутствует, аналогий с такими понятиями, применяемыми к человеку, не предусматривается.

Нормативные акты

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"О животном мире"
Статья 27. Регулирование численности объектов животного мира