Регистрация уголовных дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация уголовных дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Транспортный налог: Налоговый орган исчислил (доначислил, взыскал) транспортный налог, признав плательщиком лицо, считавшее себя утратившим этот статус до снятия ТС с регистрации
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если суд установит факт полного уничтожения ТС и наличие объективных обстоятельств, препятствующих снятию его с регистрации (расследование уголовного дела по факту происшествия с этим ТС, наложение на него ареста и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если суд установит факт полного уничтожения ТС и наличие объективных обстоятельств, препятствующих снятию его с регистрации (расследование уголовного дела по факту происшествия с этим ТС, наложение на него ареста и т.п.)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 115 "Наложение ареста на имущество" УПК РФ"По смыслу норм части 9 статьи 115 УПК РФ и части 13 статьи 32 Закона о недвижимости орган регистрации прав не уполномочен принимать решение но уголовному делу, в том числе о снятии ареста с имущества, поскольку он не обладает информацией о возможном продлении ареста в рамках уголовного дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Длящиеся и продолжаемые преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определения длящегося и продолжаемого преступления даны в пп. "г" и "д" п. 33 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" (далее - Приказ от 29.12.2005).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определения длящегося и продолжаемого преступления даны в пп. "г" и "д" п. 33 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" (далее - Приказ от 29.12.2005).
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"Регистрация и учет уголовных, гражданских,
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"Регистрация и учет уголовных, гражданских,
Статья: Процессуальные формы освобождения от уголовной ответственности в досудебном производстве
(Овсянников И.В.)
("Современное право", 2024, N 7)Но большинство из этих последствий применения нереабилитирующих оснований при прекращения уголовного дела и при отказе в его возбуждении схожи. Так, в правоохранительных органах действует Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений <3> (далее - Положение). Согласно п. 2.10 Положения предварительно расследованным преступлением считается и то преступление, уголовное дело по которому направлено в суд или прекращено, и то преступление, по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Согласно п. 40 Положения учету (как совершивших преступления) подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление как о прекращении уголовного дела или преследования по нереабилитирующим основаниям, так и об отказе в возбуждении уголовного дела по таким основаниям.
(Овсянников И.В.)
("Современное право", 2024, N 7)Но большинство из этих последствий применения нереабилитирующих оснований при прекращения уголовного дела и при отказе в его возбуждении схожи. Так, в правоохранительных органах действует Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений <3> (далее - Положение). Согласно п. 2.10 Положения предварительно расследованным преступлением считается и то преступление, уголовное дело по которому направлено в суд или прекращено, и то преступление, по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Согласно п. 40 Положения учету (как совершивших преступления) подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление как о прекращении уголовного дела или преследования по нереабилитирующим основаниям, так и об отказе в возбуждении уголовного дела по таким основаниям.
Статья: Мошенничество посредством образования финансовой пирамиды: продолжаемое хищение или совокупность преступлений?
(Зубцов А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 5)<41> Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. (ред. от 15 октября 2019 г.) "О едином учете преступлений" (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2005 г., N 7339) // СПС "КонсультантПлюс".
(Зубцов А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 5)<41> Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. (ред. от 15 октября 2019 г.) "О едином учете преступлений" (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2005 г., N 7339) // СПС "КонсультантПлюс".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
Статья: Некоторые направления совершенствования правоприменительной деятельности в сфере расследования экономических преступлений
(Кондрат И.Н., Карязов Н.В.)
("Мировой судья", 2024, N 9)В целях повышения эффективности следственной практики по делам об экономических преступлениях необходимо соблюдение установленного порядка учета преступлений по уголовным делам, переданным (поступившим) по подследственности (территориальности) за пределы региона, которые предусматривают использование для этих целей регламентных сверок и мониторинг баз данных информационных центров, ведение на уровне районного звена реестров уголовных дел, переданных (поступивших) для дальнейшего расследования в иные субъекты Российской Федерации, детализацию в учетных документах информации о движении уголовных дел, внедрение программного обеспечения, позволяющего агрегировать сведения о движении талонов-уведомлений и уголовных дел, переданных по подследственности, в том числе о номере предшествующей регистрации таких уголовных дел.
(Кондрат И.Н., Карязов Н.В.)
("Мировой судья", 2024, N 9)В целях повышения эффективности следственной практики по делам об экономических преступлениях необходимо соблюдение установленного порядка учета преступлений по уголовным делам, переданным (поступившим) по подследственности (территориальности) за пределы региона, которые предусматривают использование для этих целей регламентных сверок и мониторинг баз данных информационных центров, ведение на уровне районного звена реестров уголовных дел, переданных (поступивших) для дальнейшего расследования в иные субъекты Российской Федерации, детализацию в учетных документах информации о движении уголовных дел, внедрение программного обеспечения, позволяющего агрегировать сведения о движении талонов-уведомлений и уголовных дел, переданных по подследственности, в том числе о номере предшествующей регистрации таких уголовных дел.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов).
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов).
Статья: О системности процессуальных гарантий на этапе окончания различных видов предварительного расследования
(Белов М.В.)
("Российский следователь", 2024, N 7)Также следует обратить внимание, что момент окончания дознания в общем порядке законодателем не определен и правоприменитель трактует его по-разному. Некоторые дознаватели считают окончанием дознания утверждение начальником органа дознания обвинительного акта, другие - составление сопроводительного письма в прокуратуру о направлении уголовного дела в порядке ч. 4 ст. 225 УПК РФ либо с момента регистрации уголовного дела в канцелярии прокуратуры. Причина в том, что УПК РФ об этом моменте (в отличие от иных форм предварительного расследования) для дознания в общем порядке умалчивает. Считаем, что и для этого вида дознания окончание его срока должно определяться направлением уголовного дела прокурору (датой составления сопроводительного письма), а процессуальная деятельность прокурора по уголовному делу с обвинительным актом, обвинительным постановлением находится за рамками этапа окончания дознания. Такое решение исключает длительное, необоснованное хранение уголовных дел у дознавателя после ознакомления участников процесса с их материалами для решения исключительно ведомственных проблем.
(Белов М.В.)
("Российский следователь", 2024, N 7)Также следует обратить внимание, что момент окончания дознания в общем порядке законодателем не определен и правоприменитель трактует его по-разному. Некоторые дознаватели считают окончанием дознания утверждение начальником органа дознания обвинительного акта, другие - составление сопроводительного письма в прокуратуру о направлении уголовного дела в порядке ч. 4 ст. 225 УПК РФ либо с момента регистрации уголовного дела в канцелярии прокуратуры. Причина в том, что УПК РФ об этом моменте (в отличие от иных форм предварительного расследования) для дознания в общем порядке умалчивает. Считаем, что и для этого вида дознания окончание его срока должно определяться направлением уголовного дела прокурору (датой составления сопроводительного письма), а процессуальная деятельность прокурора по уголовному делу с обвинительным актом, обвинительным постановлением находится за рамками этапа окончания дознания. Такое решение исключает длительное, необоснованное хранение уголовных дел у дознавателя после ознакомления участников процесса с их материалами для решения исключительно ведомственных проблем.
Статья: Реабилитация в уголовном процессе: нужен единый подход
(Мингалимова М.Ф., Гаврилов М.А.)
("Законность", 2023, N 3)Совместным Приказом от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" утверждены Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, а также Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов. Этот Приказ относится к категории межведомственных нормативных правовых актов, он был издан в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений <12>. Приказ определяет единый порядок формирования статистической отчетности, ведения учетных документов и внесения в них показателей, отражающих количественное значение сведений об объектах учета, обязательный для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам.
(Мингалимова М.Ф., Гаврилов М.А.)
("Законность", 2023, N 3)Совместным Приказом от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" утверждены Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, а также Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов. Этот Приказ относится к категории межведомственных нормативных правовых актов, он был издан в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений <12>. Приказ определяет единый порядок формирования статистической отчетности, ведения учетных документов и внесения в них показателей, отражающих количественное значение сведений об объектах учета, обязательный для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам.
Статья: О критериях разграничения сложного единичного преступления с альтернативными признаками состава и совокупности преступлений
(Сальников Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)<26> Вопросы квалификации и учета преступлений, регистрации уголовных дел: Науч.-метод. пособие: В 3 ч. / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2008. Ч. 1. С. 7.
(Сальников Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)<26> Вопросы квалификации и учета преступлений, регистрации уголовных дел: Науч.-метод. пособие: В 3 ч. / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2008. Ч. 1. С. 7.
Статья: Основные признаки продолжаемого преступления
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2021, N 4)Так, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденным Приказом "О едином учете преступлений", предписано учитывать как одно продолжаемое преступление (деяние), складывающееся из нескольких юридически тождественных деяний (действий или бездействия <4>), направленных к единой цели, объединенных единым умыслом, единством объекта посягательства, возможных преступных последствий и квалифицируемых как одно преступление (п. 33).
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2021, N 4)Так, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденным Приказом "О едином учете преступлений", предписано учитывать как одно продолжаемое преступление (деяние), складывающееся из нескольких юридически тождественных деяний (действий или бездействия <4>), направленных к единой цели, объединенных единым умыслом, единством объекта посягательства, возможных преступных последствий и квалифицируемых как одно преступление (п. 33).
Статья: Некоторые проблемы расследования уголовных дел, предусмотренных ст. 194 УК РФ
(Лысенко М.Р.)
("Юстиция", 2024, N 4)Согласно статистике показателей правоохранительной деятельности таможенных органов РФ за 2023 г. таможенными органами было возбуждено 1 822 уголовных дела, из которых 285 приходится на уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица (далее - уклонение от уплаты таможенных платежей), предусмотренного ст. 194 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), что является вторым по наиболее часто встречающимся зарегистрированным уголовным делам в сфере таможенного регулирования [1].
(Лысенко М.Р.)
("Юстиция", 2024, N 4)Согласно статистике показателей правоохранительной деятельности таможенных органов РФ за 2023 г. таможенными органами было возбуждено 1 822 уголовных дела, из которых 285 приходится на уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица (далее - уклонение от уплаты таможенных платежей), предусмотренного ст. 194 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), что является вторым по наиболее часто встречающимся зарегистрированным уголовным делам в сфере таможенного регулирования [1].