Регистрация сообщений о преступлениях в органах прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация сообщений о преступлениях в органах прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры (п. 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации) <8>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры (п. 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации) <8>.
Статья: Подзаконные нормативные правовые акты как источники уголовно-процессуального права
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Тем не менее, несмотря на противоречивое закрепление указанных норм, указанная Инструкция и сложившаяся на ее основе правоприменительная практика устоялись и не вызывают нареканий, органы прокуратуры в ходе своей надзорной деятельности проверяют законность и обоснованность принимаемых решений. Примечательно, что в п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" содержится указание на необходимость тщательной и всесторонней проверки соблюдения установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законности и обоснованности принимаемых по ним решений. То есть органы прокуратуры принимают в качестве допустимого возможность регламентации данной сферы подзаконными нормативными актами. Кроме того, решение "о приобщении к материалам номенклатурного дела" не является окончательным и безапелляционным, существует возможность его обжалования <11>.
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Тем не менее, несмотря на противоречивое закрепление указанных норм, указанная Инструкция и сложившаяся на ее основе правоприменительная практика устоялись и не вызывают нареканий, органы прокуратуры в ходе своей надзорной деятельности проверяют законность и обоснованность принимаемых решений. Примечательно, что в п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" содержится указание на необходимость тщательной и всесторонней проверки соблюдения установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законности и обоснованности принимаемых по ним решений. То есть органы прокуратуры принимают в качестве допустимого возможность регламентации данной сферы подзаконными нормативными актами. Кроме того, решение "о приобщении к материалам номенклатурного дела" не является окончательным и безапелляционным, существует возможность его обжалования <11>.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"2.2. Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"2.2. Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 N 212
"О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях"4. Признать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.03.2006 N 12 "О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации".
"О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях"4. Признать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.03.2006 N 12 "О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации".
Статья: Особенности правового статуса военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении функций дознания
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)Складывающаяся практика показывает нам различные варианты ответа: 1) органы дознания могут только зарегистрировать сообщение о преступлении и передать по подследственности (только через военную прокуратуру) в военные следственные органы; 2) органы дознания могут как передать по подследственности, так и отказать в возбуждении уголовного дела; 3) органы дознания могут возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия.
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)Складывающаяся практика показывает нам различные варианты ответа: 1) органы дознания могут только зарегистрировать сообщение о преступлении и передать по подследственности (только через военную прокуратуру) в военные следственные органы; 2) органы дознания могут как передать по подследственности, так и отказать в возбуждении уголовного дела; 3) органы дознания могут возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия.
Статья: Органы полиции Росгвардии в персональном виде подследственности Следственного комитета Российской Федерации
(Супрун С.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Пунктом 1.2 Указания Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. N 433/49 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел" на надзирающих прокуроров возложена обязанность "незамедлительно реагировать на установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях факты нарушения норм о подследственности органами дознания и органами предварительного следствия" <7>.
(Супрун С.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Пунктом 1.2 Указания Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. N 433/49 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел" на надзирающих прокуроров возложена обязанность "незамедлительно реагировать на установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях факты нарушения норм о подследственности органами дознания и органами предварительного следствия" <7>.
Статья: О частном порядке возбуждения уголовных дел и об упрощенном порядке их прекращения
(Овсянников И.В.)
("Законность", 2021, N 11)В ходе именно доследственного производства сотрудники правоохранительных органов допускают наибольшее количество нарушений законов. Так, только за первые семь месяцев 2021 г. прокуроры отменили 952 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела; всего же при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении выявлено 2 114 тыс. нарушений законов, что более чем в два раза превышает количество выявленных в результате прокурорской деятельности за тот же период нарушений законов при производстве следствия и дознания (1 046 тыс.) <4>.
(Овсянников И.В.)
("Законность", 2021, N 11)В ходе именно доследственного производства сотрудники правоохранительных органов допускают наибольшее количество нарушений законов. Так, только за первые семь месяцев 2021 г. прокуроры отменили 952 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела; всего же при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении выявлено 2 114 тыс. нарушений законов, что более чем в два раза превышает количество выявленных в результате прокурорской деятельности за тот же период нарушений законов при производстве следствия и дознания (1 046 тыс.) <4>.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<3> Аналитические сведения подготовлены с учетом данных, указанных на сайте правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 24.02.2021). Количество преступлений, зарегистрированных в 2016 - 2019 гг., остается на уровне 2 млн, минимальный уровень зафиксирован в 2018 г. - 1 991 532, максимальный в 2016 г. - 2 160 063. Количество преступлений, укрытых субъектами регистрации и выявленных органами прокуратуры: в 2019 г. - 187 018, в 2018 г. - 182 067, в 2017 г. - 189 688, в 2016 г. - 185 663. До 2016 г. в общие показатели включались сведения о количестве заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: в 2015 г. этот показатель был на уровне порядка 30 млн заявлений, в 2016 г. уже 30,8 млн заявлений. Прокурорами отменено постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела: в 2016 г. - 2 494 172, в 2017 г. - 2 381 432, в 2018 г. - 2 225 641, за 11 месяцев 2019 г. - 1 858 914. Ряд авторов, отстаивающих позицию о сохранении стадии возбуждения уголовного дела, признают, что стадия позволяет существовать "палочной" системе оценки показателей деятельности правоохранительных органов и предотвратить раскрытие реальных цифр существующей преступности. См.: Румянцева М.О. Возбуждение уголовного дела: проблемы и перспективы. М., 2019. С. 24.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<3> Аналитические сведения подготовлены с учетом данных, указанных на сайте правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 24.02.2021). Количество преступлений, зарегистрированных в 2016 - 2019 гг., остается на уровне 2 млн, минимальный уровень зафиксирован в 2018 г. - 1 991 532, максимальный в 2016 г. - 2 160 063. Количество преступлений, укрытых субъектами регистрации и выявленных органами прокуратуры: в 2019 г. - 187 018, в 2018 г. - 182 067, в 2017 г. - 189 688, в 2016 г. - 185 663. До 2016 г. в общие показатели включались сведения о количестве заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: в 2015 г. этот показатель был на уровне порядка 30 млн заявлений, в 2016 г. уже 30,8 млн заявлений. Прокурорами отменено постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела: в 2016 г. - 2 494 172, в 2017 г. - 2 381 432, в 2018 г. - 2 225 641, за 11 месяцев 2019 г. - 1 858 914. Ряд авторов, отстаивающих позицию о сохранении стадии возбуждения уголовного дела, признают, что стадия позволяет существовать "палочной" системе оценки показателей деятельности правоохранительных органов и предотвратить раскрытие реальных цифр существующей преступности. См.: Румянцева М.О. Возбуждение уголовного дела: проблемы и перспективы. М., 2019. С. 24.
Статья: Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием в свете приказа Генерального прокурора РФ
(Войтович А.П.)
("Мировой судья", 2022, N 3)Во исполнение указаний Генерального прокурора РФ прокуратура Брянской области в ходе систематических проверок действий и решений органов дознания и предварительного следствия выявила нарушения закона, допускаемые на стадии приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях. Так, только за 8 месяцев 2021 г. прокурорами Брянской области в деятельности органов дознания Министерства внутренних дел (далее - ОД УМВД) установлено 21 688 нарушений закона, у следственного управления следственного комитета (далее - СУ СК) - 704 нарушения, у следственного управления Министерства внутренних дел (далее - СУ УМВД) - 563 нарушения, у органов дознания Федеральной службы судебных приставов (далее - ОД УФССП) - 60 нарушений, у органов дознания Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - ОД ГУ МЧС) - 26 различных нарушений закона, связанных с несвоевременным принятием материалов процессуальных проверок и уголовных дел к своему производству, невыполнением по ним всего комплекса проверочных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий.
(Войтович А.П.)
("Мировой судья", 2022, N 3)Во исполнение указаний Генерального прокурора РФ прокуратура Брянской области в ходе систематических проверок действий и решений органов дознания и предварительного следствия выявила нарушения закона, допускаемые на стадии приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях. Так, только за 8 месяцев 2021 г. прокурорами Брянской области в деятельности органов дознания Министерства внутренних дел (далее - ОД УМВД) установлено 21 688 нарушений закона, у следственного управления следственного комитета (далее - СУ СК) - 704 нарушения, у следственного управления Министерства внутренних дел (далее - СУ УМВД) - 563 нарушения, у органов дознания Федеральной службы судебных приставов (далее - ОД УФССП) - 60 нарушений, у органов дознания Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - ОД ГУ МЧС) - 26 различных нарушений закона, связанных с несвоевременным принятием материалов процессуальных проверок и уголовных дел к своему производству, невыполнением по ним всего комплекса проверочных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Статья: Проблемы реализации прокурором функции уголовного преследования
(Спесивов Н.В.)
("Законность", 2024, N 2)В пользу необходимости усиления роли прокурора в стадии возбуждения уголовного дела говорят и данные статистики. Так, в 2021 и 2022 гг. органами прокуратуры было выявлено более 3 400 000 нарушений законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении. Практически половина таких нарушений была связана с незаконным отказом в возбуждении уголовных дел <19>. И, как верно отмечает Т. Вилкова, "ситуация усугубляется тем, что возможен неоднократный отказ в возбуждении уголовного дела по одному и тому же сообщению о преступлении, даже если ранее прокурор или суд выявляли неправомерность аналогичных решений. Тем самым отсутствие у прокурора права возбудить уголовное дело, чтобы началась дальнейшая процессуальная деятельность по осуществлению предварительного расследования, является дополнительной и необоснованной преградой для доступа к правосудию" <20>.
(Спесивов Н.В.)
("Законность", 2024, N 2)В пользу необходимости усиления роли прокурора в стадии возбуждения уголовного дела говорят и данные статистики. Так, в 2021 и 2022 гг. органами прокуратуры было выявлено более 3 400 000 нарушений законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении. Практически половина таких нарушений была связана с незаконным отказом в возбуждении уголовных дел <19>. И, как верно отмечает Т. Вилкова, "ситуация усугубляется тем, что возможен неоднократный отказ в возбуждении уголовного дела по одному и тому же сообщению о преступлении, даже если ранее прокурор или суд выявляли неправомерность аналогичных решений. Тем самым отсутствие у прокурора права возбудить уголовное дело, чтобы началась дальнейшая процессуальная деятельность по осуществлению предварительного расследования, является дополнительной и необоснованной преградой для доступа к правосудию" <20>.
Статья: Надзор за передачей органами внутренних дел сообщений о преступлениях по территориальной подследственности
(Флегентова О.С., Гайфулин Р.И.)
("Законность", 2024, N 4)Пункт 1.5 Приказа Генерального прокурора РФ от 23 октября 2023 г. N 730 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия" обязывает прокуроров принимать меры к проверке законности решений о направлении сообщений о преступлениях по подследственности, путем проведения ежемесячных сверок с соответствующими прокурорами контролировать фактическое направление и поступление этих сообщений в уполномоченные органы и их регистрацию в установленном порядке.
(Флегентова О.С., Гайфулин Р.И.)
("Законность", 2024, N 4)Пункт 1.5 Приказа Генерального прокурора РФ от 23 октября 2023 г. N 730 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия" обязывает прокуроров принимать меры к проверке законности решений о направлении сообщений о преступлениях по подследственности, путем проведения ежемесячных сверок с соответствующими прокурорами контролировать фактическое направление и поступление этих сообщений в уполномоченные органы и их регистрацию в установленном порядке.
Статья: Перспективы использования информационных технологий в уголовном судопроизводстве в контексте реализации прокурорских полномочий
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)ГАС "ПС" представляет собой единую централизованную систему сбора, обработки, хранения и использования первичных статистических данных о состоянии преступности, сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании и прокурорском надзоре. Положение о государственной автоматизированной системе правовой статистики утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. N 2113. Данная система позволяет формировать единое информационное пространство в области уголовно-правовой статистики. Все органы, осуществляющие предварительное расследование, подключены к этой системе, оснащены необходимой техникой и программным обеспечением для работы в системе. Должностные лица, в производстве которых находятся уголовные дела, обязаны своевременно вносить данные о ходе расследования по ним и принятым решениям (о прекращении, приостановлении, об окончании производства и т.д.). Это позволяет прокурору осуществлять надзор за деятельностью при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлении, а также за законностью предварительного расследования. Система предполагает обеспечение возможности отслеживать судьбу любого уголовного дела или материала доследственной проверки, а также выполнение некоторых иных, не менее значимых для прокурора функций.
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)ГАС "ПС" представляет собой единую централизованную систему сбора, обработки, хранения и использования первичных статистических данных о состоянии преступности, сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании и прокурорском надзоре. Положение о государственной автоматизированной системе правовой статистики утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. N 2113. Данная система позволяет формировать единое информационное пространство в области уголовно-правовой статистики. Все органы, осуществляющие предварительное расследование, подключены к этой системе, оснащены необходимой техникой и программным обеспечением для работы в системе. Должностные лица, в производстве которых находятся уголовные дела, обязаны своевременно вносить данные о ходе расследования по ним и принятым решениям (о прекращении, приостановлении, об окончании производства и т.д.). Это позволяет прокурору осуществлять надзор за деятельностью при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлении, а также за законностью предварительного расследования. Система предполагает обеспечение возможности отслеживать судьбу любого уголовного дела или материала доследственной проверки, а также выполнение некоторых иных, не менее значимых для прокурора функций.
Статья: Проблемные вопросы разрешения прокурором споров о передаче сообщений о преступлениях по территориальной подследственности
(Вяткин А.А.)
("Законность", 2023, N 3)Пункт 1.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" обязывает прокуроров принимать меры к проверке решений о передаче сообщений о преступлениях по подследственности, однако не раскрывает порядок организации этой работы.
(Вяткин А.А.)
("Законность", 2023, N 3)Пункт 1.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" обязывает прокуроров принимать меры к проверке решений о передаче сообщений о преступлениях по подследственности, однако не раскрывает порядок организации этой работы.