Регистрация прав на объекты культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация прав на объекты культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47.3 "Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что у истца не имеется обязанности по уведомлению собственников объекта культурного наследия в порядке, определенном пунктом 8 статьи 16.1 Федерального закона N-ФЗ, судебные инстанции, правильно применив положения гражданского законодательства, регулирующие спорные правоотношения, установив отсутствие доказательств, подтверждающих, что Л.Н.А., являющийся собственником дома на дату его включения в список вновь выявленных объектов культурного наследия (ДД.ММ.ГГГГ), либо его правопреемники, право собственности которых зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, уведомлялись органом охраны объектов культурного наследия о возникновении у объекта особого правового статуса, и данных о том, что до демонтажа дома ответчикам было известно о его статусе из иных источников, незаключение с Л.Н.А. и его наследниками охранных договоров (обязательств), а также то, что в ЕГРН такая информация стала доступной только в 2021 году, охранных досок/информационных табличек на дом установлено не было, пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных ст. 47.3 Закона РФ N 73-ФЗ, у ответчиков Л.В. и Л.Л. не возникла."
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2024 N 88а-26609/2024 (УИД 60RS0022-01-2024-000047-39)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования прокурора: О признании незаконным бездействия в части регистрации права федеральной собственности на объект культурного наследия регионального значения, обязании осуществить государственную регистрацию права.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что в ЕГРН отсутствует информация об объекте культурного наследия.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.С учетом вышеприведенных норм законодательства в их системной взаимосвязи, юридически значимым обстоятельством для определения наличия (отсутствия) бездействия административного ответчика по регистрации права федеральной собственности на объект культурного наследия по настоящему административному делу является установление того, включен ли рассматриваемый объект не позднее 1 декабря 2007 года в предложения по перечням объектов, формируемым в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", направленным высшими исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования прокурора: О признании незаконным бездействия в части регистрации права федеральной собственности на объект культурного наследия регионального значения, обязании осуществить государственную регистрацию права.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что в ЕГРН отсутствует информация об объекте культурного наследия.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.С учетом вышеприведенных норм законодательства в их системной взаимосвязи, юридически значимым обстоятельством для определения наличия (отсутствия) бездействия административного ответчика по регистрации права федеральной собственности на объект культурного наследия по настоящему административному делу является установление того, включен ли рассматриваемый объект не позднее 1 декабря 2007 года в предложения по перечням объектов, формируемым в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", направленным высшими исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение режима права собственности и режима утраченного объекта культурного наследия
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 1)Предмет исследования - соотношение режима права собственности и режима утраченного объекта культурного наследия. Цель работы - выявление особенностей правового регулирования прекращения права собственности в отношении утраченного объекта культурного наследия. Применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Установлено, что правовой режим объекта культурного наследия может быть прекращен только на основании акта Правительства Российской Федерации. Законодательство о регистрации прав и об охране объектов культурного наследия содержит ряд дискуссионных положений, которые в ряде случаев могут привести к необоснованному прекращению права собственности на объект при отсутствии указанного выше акта уполномоченного органа. Полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Выявлены проблемы соотношения порядков прекращения режима права собственности и режима объекта культурного наследия, обусловленных его утратой. Предложены меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации в исследуемой части. Аргументируется положение о том, что правовой режим объекта культурного наследия не прекращается по основанию утраты объекта права. Обосновываются недостаточно четкая регламентация ограничений регистрации прекращения права в случае отражения в Едином государственном реестре недвижимости сведений об отнесении вещи к объектам культурного наследия, отсутствие в законодательстве ограничительных норм, препятствующих регистрации такого прекращения, в случае если указанные сведения названный реестр не содержит. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на устранение имеющихся неточностей правового регулирования.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 1)Предмет исследования - соотношение режима права собственности и режима утраченного объекта культурного наследия. Цель работы - выявление особенностей правового регулирования прекращения права собственности в отношении утраченного объекта культурного наследия. Применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Установлено, что правовой режим объекта культурного наследия может быть прекращен только на основании акта Правительства Российской Федерации. Законодательство о регистрации прав и об охране объектов культурного наследия содержит ряд дискуссионных положений, которые в ряде случаев могут привести к необоснованному прекращению права собственности на объект при отсутствии указанного выше акта уполномоченного органа. Полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Выявлены проблемы соотношения порядков прекращения режима права собственности и режима объекта культурного наследия, обусловленных его утратой. Предложены меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации в исследуемой части. Аргументируется положение о том, что правовой режим объекта культурного наследия не прекращается по основанию утраты объекта права. Обосновываются недостаточно четкая регламентация ограничений регистрации прекращения права в случае отражения в Едином государственном реестре недвижимости сведений об отнесении вещи к объектам культурного наследия, отсутствие в законодательстве ограничительных норм, препятствующих регистрации такого прекращения, в случае если указанные сведения названный реестр не содержит. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на устранение имеющихся неточностей правового регулирования.
Статья: Споры о последствиях несогласования существенных условий о требованиях в отношении объектов культурного наследия
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В случаях, когда заявителями оспаривается отказ регистрирующего органа в регистрации перехода права на объект культурного наследия в связи с несоблюдением положений статьи 48 Закона об ОКН, суды закономерно отказывают в удовлетворении соответствующих требований со ссылкой на необходимость включения рассматриваемых существенных условий в договор <6>. Аналогичная практика складывается и по спорам конкурсных управляющих, выставляющих на торги объекты культурного наследия, с антимонопольными органами <7>.
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В случаях, когда заявителями оспаривается отказ регистрирующего органа в регистрации перехода права на объект культурного наследия в связи с несоблюдением положений статьи 48 Закона об ОКН, суды закономерно отказывают в удовлетворении соответствующих требований со ссылкой на необходимость включения рассматриваемых существенных условий в договор <6>. Аналогичная практика складывается и по спорам конкурсных управляющих, выставляющих на торги объекты культурного наследия, с антимонопольными органами <7>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3) в срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации права на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, и сделок с ними представляет на безвозмездной основе в федеральный орган охраны объектов культурного наследия документ, содержащий сведения:
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3) в срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации права на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, и сделок с ними представляет на безвозмездной основе в федеральный орган охраны объектов культурного наследия документ, содержащий сведения:
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Органы охраны объектов культурного наследия направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов):
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Органы охраны объектов культурного наследия направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов):
Статья: Правовой режим защитных зон объектов культурного наследия в условиях цифровизации
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 4)Предмет и цель. Предмет исследования - соотношение действия правовых режимов защитных зон объектов культурного наследия и отражения сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости. Цель работы - выявление особенностей соотношения нормативных правовых актов об охране объектов культурного наследия и регистрации прав в части установления и действия указанных правовых режимов. Метод и методология исследования: применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Результаты исследования: установлено наличие в законодательстве ряда противоречий, препятствующих построению национальной системы пространственных данных, оказывающих прямое воздействие на объем прав собственников объектов культурного наследия и связанных с ними земельных участков. Область применения результатов: полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Новизна исследования: выявлены проблемы соотношения правового режима защитных зон объектов культурного наследия и их отражения в Едином государственном реестре недвижимости. Предложены меры по совершенствованию ряда нормативных правовых актов. Выводы. Обосновывается положение об объективном существовании защитных зон объектов культурного наследия вне зависимости от отражения сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на упрощение процедуры наполнения названного реестра с одновременным обеспечением своевременного отражения в нем сведений об особых правовых режимах.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 4)Предмет и цель. Предмет исследования - соотношение действия правовых режимов защитных зон объектов культурного наследия и отражения сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости. Цель работы - выявление особенностей соотношения нормативных правовых актов об охране объектов культурного наследия и регистрации прав в части установления и действия указанных правовых режимов. Метод и методология исследования: применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Результаты исследования: установлено наличие в законодательстве ряда противоречий, препятствующих построению национальной системы пространственных данных, оказывающих прямое воздействие на объем прав собственников объектов культурного наследия и связанных с ними земельных участков. Область применения результатов: полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Новизна исследования: выявлены проблемы соотношения правового режима защитных зон объектов культурного наследия и их отражения в Едином государственном реестре недвижимости. Предложены меры по совершенствованию ряда нормативных правовых актов. Выводы. Обосновывается положение об объективном существовании защитных зон объектов культурного наследия вне зависимости от отражения сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на упрощение процедуры наполнения названного реестра с одновременным обеспечением своевременного отражения в нем сведений об особых правовых режимах.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 8 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр до 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в срок до 1 января 2020 года. Тогда как сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Федерального закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр с 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в течение шести месяцев со дня принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 8 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр до 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в срок до 1 января 2020 года. Тогда как сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Федерального закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр с 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в течение шести месяцев со дня принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)частью 3.1, предусматривающей, что сведения об установленных пунктами 3 и 4 ст. 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" защитных зонах объектов культурного наследия направляются предусмотренным подпунктом 2 ст. 10 данного Закона органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона, в сроки, указанные в п. 8 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)частью 3.1, предусматривающей, что сведения об установленных пунктами 3 и 4 ст. 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" защитных зонах объектов культурного наследия направляются предусмотренным подпунктом 2 ст. 10 данного Закона органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона, в сроки, указанные в п. 8 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";