Регистрация объектов культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (кроме нарушений в лесах, на ж/д, морском и др. транспорте)
(КонсультантПлюс, 2025)приказом об утверждении объекта культурного наследия, а также документами о регистрации объекта в Едином госреестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ >>>
(КонсультантПлюс, 2025)приказом об утверждении объекта культурного наследия, а также документами о регистрации объекта в Едином госреестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) сведения, предусмотренные пп. 1 и 1.1 п. 3 ст. 20 Закона об объектах культурного наследия, - в течение 15 рабочих дней со дня принятия Минкультуры России акта о регистрации объекта культурного наследия в Реестре;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) сведения, предусмотренные пп. 1 и 1.1 п. 3 ст. 20 Закона об объектах культурного наследия, - в течение 15 рабочих дней со дня принятия Минкультуры России акта о регистрации объекта культурного наследия в Реестре;
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 20.1. Особенности регистрации в реестре объектов культурного наследия, включенных в реестр в качестве объектов культурного наследия в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 20.1. Особенности регистрации в реестре объектов культурного наследия, включенных в реестр в качестве объектов культурного наследия в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона
Приказ Минкультуры России от 20.11.2015 N 18985-р
"О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом", 1907 г. (Алтайский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом", 1907 г. (Алтайский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Историко-правовой взгляд на сохранение объектов культурного наследия и национальной кухни как фактор развития туризма
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Приказом Минкультуры России от 21 сентября 2015 г. N 1700-р <2> "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Ресторан "Кавказ", 1936 г. (Ставропольский край), в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" он зарегистрирован в качестве объекта культурного наследия регионального значения, и ему присвоен регистрационный номер.
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Приказом Минкультуры России от 21 сентября 2015 г. N 1700-р <2> "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Ресторан "Кавказ", 1936 г. (Ставропольский край), в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" он зарегистрирован в качестве объекта культурного наследия регионального значения, и ему присвоен регистрационный номер.
Статья: Правовой режим защитных зон объектов культурного наследия в условиях цифровизации
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 4)Предмет и цель. Предмет исследования - соотношение действия правовых режимов защитных зон объектов культурного наследия и отражения сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости. Цель работы - выявление особенностей соотношения нормативных правовых актов об охране объектов культурного наследия и регистрации прав в части установления и действия указанных правовых режимов. Метод и методология исследования: применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Результаты исследования: установлено наличие в законодательстве ряда противоречий, препятствующих построению национальной системы пространственных данных, оказывающих прямое воздействие на объем прав собственников объектов культурного наследия и связанных с ними земельных участков. Область применения результатов: полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Новизна исследования: выявлены проблемы соотношения правового режима защитных зон объектов культурного наследия и их отражения в Едином государственном реестре недвижимости. Предложены меры по совершенствованию ряда нормативных правовых актов. Выводы. Обосновывается положение об объективном существовании защитных зон объектов культурного наследия вне зависимости от отражения сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на упрощение процедуры наполнения названного реестра с одновременным обеспечением своевременного отражения в нем сведений об особых правовых режимах.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 4)Предмет и цель. Предмет исследования - соотношение действия правовых режимов защитных зон объектов культурного наследия и отражения сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости. Цель работы - выявление особенностей соотношения нормативных правовых актов об охране объектов культурного наследия и регистрации прав в части установления и действия указанных правовых режимов. Метод и методология исследования: применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Результаты исследования: установлено наличие в законодательстве ряда противоречий, препятствующих построению национальной системы пространственных данных, оказывающих прямое воздействие на объем прав собственников объектов культурного наследия и связанных с ними земельных участков. Область применения результатов: полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Новизна исследования: выявлены проблемы соотношения правового режима защитных зон объектов культурного наследия и их отражения в Едином государственном реестре недвижимости. Предложены меры по совершенствованию ряда нормативных правовых актов. Выводы. Обосновывается положение об объективном существовании защитных зон объектов культурного наследия вне зависимости от отражения сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на упрощение процедуры наполнения названного реестра с одновременным обеспечением своевременного отражения в нем сведений об особых правовых режимах.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основное различие между указанными договорами проводится по признаку возмездности, который предопределяет особенности регулирования прав и обязанностей сторон в том и другом договорах, пределы ответственности и т.п. Регистрировать нужно только договоры ссуды объектов культурного наследия и договоры ссуды земельных участков, заключенные на год и более (п. 3 ст. 689 ГК РФ, п. 2 ст. 609 ГК РФ, ч. 9 ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости, п. 2 ст. 26 ЗК РФ). Согласно ч. 9 комментируемой статьи при государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также во всех иных случаях, предусмотренных законом, когда договор безвозмездного пользования (ссуды) недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации, применяются правила, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основное различие между указанными договорами проводится по признаку возмездности, который предопределяет особенности регулирования прав и обязанностей сторон в том и другом договорах, пределы ответственности и т.п. Регистрировать нужно только договоры ссуды объектов культурного наследия и договоры ссуды земельных участков, заключенные на год и более (п. 3 ст. 689 ГК РФ, п. 2 ст. 609 ГК РФ, ч. 9 ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости, п. 2 ст. 26 ЗК РФ). Согласно ч. 9 комментируемой статьи при государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также во всех иных случаях, предусмотренных законом, когда договор безвозмездного пользования (ссуды) недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации, применяются правила, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи.
Статья: Споры о последствиях несогласования существенных условий о требованиях в отношении объектов культурного наследия
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В случаях, когда заявителями оспаривается отказ регистрирующего органа в регистрации перехода права на объект культурного наследия в связи с несоблюдением положений статьи 48 Закона об ОКН, суды закономерно отказывают в удовлетворении соответствующих требований со ссылкой на необходимость включения рассматриваемых существенных условий в договор <6>. Аналогичная практика складывается и по спорам конкурсных управляющих, выставляющих на торги объекты культурного наследия, с антимонопольными органами <7>.
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В случаях, когда заявителями оспаривается отказ регистрирующего органа в регистрации перехода права на объект культурного наследия в связи с несоблюдением положений статьи 48 Закона об ОКН, суды закономерно отказывают в удовлетворении соответствующих требований со ссылкой на необходимость включения рассматриваемых существенных условий в договор <6>. Аналогичная практика складывается и по спорам конкурсных управляющих, выставляющих на торги объекты культурного наследия, с антимонопольными органами <7>.
Статья: Об уточнении подхода к разработке мер административного регулирования, применяемых в целях охраны объектов культурного наследия
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 289 утверждена государственная программа "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области" (далее - Программа). Среди задач Программы можно выделить следующие: разработка паспортов объектов культурного наследия; подготовка пакета документов, необходимых для регистрации объектов культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Таким образом, орган публичной власти, уполномоченный в сфере охраны памятников, в рамках государственно-частного партнерства принимает на себя часть работ инвестора: готовит документацию по обоснованию инвестиционного проекта, тем самым ускоряя его реализацию заинтересованным лицом.
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 289 утверждена государственная программа "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области" (далее - Программа). Среди задач Программы можно выделить следующие: разработка паспортов объектов культурного наследия; подготовка пакета документов, необходимых для регистрации объектов культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Таким образом, орган публичной власти, уполномоченный в сфере охраны памятников, в рамках государственно-частного партнерства принимает на себя часть работ инвестора: готовит документацию по обоснованию инвестиционного проекта, тем самым ускоряя его реализацию заинтересованным лицом.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В часть 9 комментируемой статьи вошла норма, аналогичная той, которая устанавливалась в п. 4 названной выше статьи 26 Закона 1997 г. о регистрации (пункт введен Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ) и согласно которой к государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленным объектом культурного наследия применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 3 этой статьи.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В часть 9 комментируемой статьи вошла норма, аналогичная той, которая устанавливалась в п. 4 названной выше статьи 26 Закона 1997 г. о регистрации (пункт введен Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ) и согласно которой к государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленным объектом культурного наследия применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 3 этой статьи.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)"Из представленных документов следует, что Приказом Росохранкультуры от 17.03.2010 N 6-Р (далее - Приказ Росохранкультуры N 6-Р) объект культурного наследия федерального значения - памятник "Верхние торговые ряды (ГУМ), 1889 - 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев" зарегистрирован в Едином реестре, объекту присвоен регистрационный номер 6, определены границы территории объекта культурного наследия.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)"Из представленных документов следует, что Приказом Росохранкультуры от 17.03.2010 N 6-Р (далее - Приказ Росохранкультуры N 6-Р) объект культурного наследия федерального значения - памятник "Верхние торговые ряды (ГУМ), 1889 - 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев" зарегистрирован в Едином реестре, объекту присвоен регистрационный номер 6, определены границы территории объекта культурного наследия.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматриваемые положения Закона об объектах культурного наследия по аналогии с законодательством об особо охраняемых природных территориях необходимо понимать следующим образом: границы территорий объектов культурного наследия, установленные до принятия Закона о регистрации недвижимости, признаются действительными; сведения о границах объектов культурного наследия, определяемых после введения в действие Закона о регистрации недвижимости, устанавливаются на основании Закона об объектах культурного наследия и подлежат включению в ЕГРН.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматриваемые положения Закона об объектах культурного наследия по аналогии с законодательством об особо охраняемых природных территориях необходимо понимать следующим образом: границы территорий объектов культурного наследия, установленные до принятия Закона о регистрации недвижимости, признаются действительными; сведения о границах объектов культурного наследия, определяемых после введения в действие Закона о регистрации недвижимости, устанавливаются на основании Закона об объектах культурного наследия и подлежат включению в ЕГРН.