Регистрация объекта недвижимости по декларации



Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация объекта недвижимости по декларации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Исходя из вышеизложенного, в соответствии с Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.04.2020 N 3215-АБ/20, а также пунктом 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ единственными документами для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный объект является технический план, составленный в том числе на основании декларации об объекте недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности государственного кадастрового учета объектов капитального строительства
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)
Кроме этого, с 2017 года Федеральным законом N 218-ФЗ была установлена особенность регистрации объектов недвижимости (осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права) непосредственно на основании декларации об объекте недвижимости без подготовки соответствующего технического плана <27>. В 2023 году эта особенность также была распространена на иные объекты, в частности на бесхозяйные объекты недвижимости, включая бесхозяйные линейные объекты (применение ограничено сроком до 2025 года) <28>, незавершенные объекты капитального строительства, включенные в федеральный или региональные реестры объектов незавершенного строительства <29>. Однако указанная особенность распространяется только на регистрацию права публичного собственника. В случае передачи такого объекта недвижимости иному лицу в собственность или на ином праве регистрационные действия могут быть осуществлены только после уточнения в результате кадастровых работ сведений о таком объекте недвижимости и осуществления соответствующего государственного кадастрового учета.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)
В первоначальной редакции данной части говорилось о сроке до 2020 г. Этот срок продлен до 2025 г. Законом 2021 г. N 120-ФЗ, принятым в рамках совершенствования системы государственной регистрации недвижимости. Этим же Законом 2021 г. N 120-ФЗ с 30 апреля 2021 г. данная часть дополнена положением о том, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права собственности России на здания и сооружения, не подлежащие передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляются без подготовки технического плана на основании указанной в данной части декларации об объекте недвижимости, при этом государственная регистрация перехода прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с ними допускается только после уточнения сведений ЕГРН о таких объектах недвижимости по результатам выполнения кадастровых работ.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
5. В срок до 2031 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права собственности Российской Федерации на здания и сооружения, не подлежащие передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляются без подготовки технического плана на основании указанной в настоящей части декларации об объекте недвижимости, при этом государственная регистрация перехода прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с ними допускается только после уточнения сведений Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах недвижимости по результатам выполнения кадастровых работ. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, в том числе земельный участок, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права и прилагаемая к нему указанная в настоящей части декларация об объекте недвижимости в соответствии с частью 1.4 статьи 18 настоящего Федерального закона представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов.
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)
В соответствии с подпунктом 1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на 2014 г.) строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, не требовало получения разрешения на строительство. В связи с этим на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, вид разрешенного использования которого допускал строительство, и декларации об объекте недвижимости истец произвел регистрацию построенного им дома, что допускалось действующим в тот период законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
показать больше документов