Региональный государственный строительный надзор
Подборка наиболее важных документов по запросу Региональный государственный строительный надзор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность застройщика за нарушения требований законодательства об участии в долевом строительстве МКД (иных объектов недвижимости)
(КонсультантПлюс, 2025)...Постановлением Региональной службы государственного строительного надзора... [общество признано - ред.] виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ... В качестве объективной стороны вменяемого правонарушения указывалось предоставление в Региональную службу... отчетности за 4 квартал 2019 года с недостоверными сведениями; указаны недостоверные сведения в отношении количества заключенных и действующих договоров участия в долевом строительстве... указаны недостоверные сведения о стоимости обязательств и дебиторской задолженности по заключенным и действующим договорам участия в долевом строительстве.
(КонсультантПлюс, 2025)...Постановлением Региональной службы государственного строительного надзора... [общество признано - ред.] виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ... В качестве объективной стороны вменяемого правонарушения указывалось предоставление в Региональную службу... отчетности за 4 квартал 2019 года с недостоверными сведениями; указаны недостоверные сведения в отношении количества заключенных и действующих договоров участия в долевом строительстве... указаны недостоверные сведения о стоимости обязательств и дебиторской задолженности по заключенным и действующим договорам участия в долевом строительстве.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54 "Государственный строительный надзор" Градостроительного кодекса РФ"Исходя из указанного, в соответствии с положениями части 3 статьи 49, пункта 4.5 части 17 статьи 51, части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве антенных опор (мачт и башен) связи высотой до 50 метров не предусмотрено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 123.3. Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 123.3. Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома
Готовое решение: Как ввести в эксплуатацию объект капитального строительства (в том числе нежилое здание)
(КонсультантПлюс, 2025)если проводился региональный государственный строительный надзор, то контролирующий орган составляет электронный документ, который также подписывается лицами, проводившими проверку, и утверждается приказом (распоряжением) этого органа. В течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки он направляется застройщику (техническому заказчику) по электронной почте либо посредством информационных систем. В некоторых случаях он может быть направлен в бумажном виде (п. 52 Общих требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2161).
(КонсультантПлюс, 2025)если проводился региональный государственный строительный надзор, то контролирующий орган составляет электронный документ, который также подписывается лицами, проводившими проверку, и утверждается приказом (распоряжением) этого органа. В течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки он направляется застройщику (техническому заказчику) по электронной почте либо посредством информационных систем. В некоторых случаях он может быть направлен в бумажном виде (п. 52 Общих требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2161).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
(ред. от 31.07.2025)4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2161 (ред. от 30.03.2023).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2161 (ред. от 30.03.2023).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках государственного строительного надзора уполномоченный орган также не наделен правом проверять наличие членства в СРО у таких застройщиков. Например, действовавший до 01.01.2022 Административный регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора <1> в составе предмета проверки предусматривал надзор за выполнением застройщиком требования о членстве в СРО только в случае самостоятельного осуществления застройщиком строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 1.6). При этом действующий на территории Санкт-Петербурга порядок осуществления регионального строительного надзора <2> в качестве предмета государственного строительного надзора называет соблюдение требований, установленных п. 3. ст. 52 ГрК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках государственного строительного надзора уполномоченный орган также не наделен правом проверять наличие членства в СРО у таких застройщиков. Например, действовавший до 01.01.2022 Административный регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора <1> в составе предмета проверки предусматривал надзор за выполнением застройщиком требования о членстве в СРО только в случае самостоятельного осуществления застройщиком строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 1.6). При этом действующий на территории Санкт-Петербурга порядок осуществления регионального строительного надзора <2> в качестве предмета государственного строительного надзора называет соблюдение требований, установленных п. 3. ст. 52 ГрК РФ.
Готовое решение: Как провести снос (ликвидацию) объекта капитального строительства
(КонсультантПлюс, 2025)уведомляет о размещении орган регионального государственного строительного надзора.
(КонсультантПлюс, 2025)уведомляет о размещении орган регионального государственного строительного надзора.
Статья: Предписание органа государственного строительного надзора как мера административного пресечения
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Крайне фрагментарно регулирует рассматриваемую меру принуждения Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <5>.
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Крайне фрагментарно регулирует рассматриваемую меру принуждения Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <5>.
Статья: Некоторые аспекты осуществления контроля (надзора): проблемы нормативного регулирования и практической реализации
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<9> См.: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 30.03.2023). URL: http://pravo.gov.ru. 2021. 3 дек.; 2023. 31 марта.
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<9> См.: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 30.03.2023). URL: http://pravo.gov.ru. 2021. 3 дек.; 2023. 31 марта.
Статья: Объекты самовольного строительства: взгляд со стороны контрольно-надзорных органов
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Нормативные правовые акты в данной сфере - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьи 71, 72, 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статья 54 ГрК РФ. Особенности, полномочия и формы различных видов надзора установлены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)", от 24.11.2021 N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и от 30.06.2021 N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре".
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Нормативные правовые акты в данной сфере - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьи 71, 72, 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статья 54 ГрК РФ. Особенности, полномочия и формы различных видов надзора установлены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)", от 24.11.2021 N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и от 30.06.2021 N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре".
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.