Реформа системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции
Подборка наиболее важных документов по запросу Реформа системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правозащитная функция судебной власти в административном судопроизводстве: институциональный и функциональный аспекты
(Мовчан В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 2)В статье раскрыты теоретические аспекты административного судопроизводства как одной из форм осуществления судебной власти, особенности и значение административного судебного процесса в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина, дан анализ конституционных основ правозащитной функции судебной власти, ее сущности и содержания, процессуальных форм осуществления. Автором раскрыты исторические аспекты становления и развития института судебной защиты в России, рассмотрены зарубежные опыт и модели организации административной юстиции, раскрыто значение административного судопроизводства в реализации правозащитной функции судебной власти в Российской Федерации при рассмотрении споров с участием органов публичной власти и граждан и осуществлении защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Автором обоснованы преимущества судебного административного процесса как процессуальной формы реализации правозащитной функции судебной власти и реализации конституционного права на судебную защиту, проанализировано реформирование судоустройства судебной системы, создание апелляционных и кассационных судов в системе арбитражной и общей юрисдикции, аргументирован вывод, что реформа системы судов общей юрисдикции создала организационные и судоустройственные основы для специализации судей и судопроизводства, систему инстанционного внутрисистемного контроля законности и обоснованности судебных актов, институционально и функционально обеспечила реализацию правозащитной функции судебной власти и доступность судебной защиты в системе судов общей юрисдикции.
(Мовчан В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 2)В статье раскрыты теоретические аспекты административного судопроизводства как одной из форм осуществления судебной власти, особенности и значение административного судебного процесса в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина, дан анализ конституционных основ правозащитной функции судебной власти, ее сущности и содержания, процессуальных форм осуществления. Автором раскрыты исторические аспекты становления и развития института судебной защиты в России, рассмотрены зарубежные опыт и модели организации административной юстиции, раскрыто значение административного судопроизводства в реализации правозащитной функции судебной власти в Российской Федерации при рассмотрении споров с участием органов публичной власти и граждан и осуществлении защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Автором обоснованы преимущества судебного административного процесса как процессуальной формы реализации правозащитной функции судебной власти и реализации конституционного права на судебную защиту, проанализировано реформирование судоустройства судебной системы, создание апелляционных и кассационных судов в системе арбитражной и общей юрисдикции, аргументирован вывод, что реформа системы судов общей юрисдикции создала организационные и судоустройственные основы для специализации судей и судопроизводства, систему инстанционного внутрисистемного контроля законности и обоснованности судебных актов, институционально и функционально обеспечила реализацию правозащитной функции судебной власти и доступность судебной защиты в системе судов общей юрисдикции.
Статья: Электронное производство в судах проверочных инстанций как одна из цифровых модификаций правосудия по гражданским делам
(Луконина Ю.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Статья раскрывает основные особенности трансформации судебной системы вследствие октябрьской процессуальной реформы, когда в Российской Федерации начали функционировать апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Автор ставит перед собой цель проведения комплексного исследования возможностей цифровизации производства по пересмотру постановлений судами апелляционной и кассационной инстанций. Диалектический, аналитический, сравнительный и структурный методы, используемые при рассмотрении наиболее актуальных новелл, позволяют продемонстрировать коллизию между цифровизацией правосудия и созданием структурно самостоятельных судебных инстанций. Отмечается усложнение механизма реализации права на судебную защиту в условиях положительной динамики функционирования новых единиц. Анализируя процессуальные особенности действующего порядка возбуждения производства в судах проверочных инстанций, автор приходит к выводу о необходимости цифровой модернизации отправления правосудия в апелляционных и кассационных судах. Предлагаются новые подходы к внедрению электронной коммуникации посредством создания современного функционала реализации права апелляционного и кассационного обжалования по аналогии с действующими механизмами оказания государственных услуг. Результаты исследования могут стать своеобразным триггером для дальнейшего реформирования судебной системы в свете цифровизации правосудия по гражданским делам.
(Луконина Ю.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Статья раскрывает основные особенности трансформации судебной системы вследствие октябрьской процессуальной реформы, когда в Российской Федерации начали функционировать апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Автор ставит перед собой цель проведения комплексного исследования возможностей цифровизации производства по пересмотру постановлений судами апелляционной и кассационной инстанций. Диалектический, аналитический, сравнительный и структурный методы, используемые при рассмотрении наиболее актуальных новелл, позволяют продемонстрировать коллизию между цифровизацией правосудия и созданием структурно самостоятельных судебных инстанций. Отмечается усложнение механизма реализации права на судебную защиту в условиях положительной динамики функционирования новых единиц. Анализируя процессуальные особенности действующего порядка возбуждения производства в судах проверочных инстанций, автор приходит к выводу о необходимости цифровой модернизации отправления правосудия в апелляционных и кассационных судах. Предлагаются новые подходы к внедрению электронной коммуникации посредством создания современного функционала реализации права апелляционного и кассационного обжалования по аналогии с действующими механизмами оказания государственных услуг. Результаты исследования могут стать своеобразным триггером для дальнейшего реформирования судебной системы в свете цифровизации правосудия по гражданским делам.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Важное значение в представленном учебнике имеют новеллы реформы законодательства о судоустройстве и судопроизводстве 2018 - 2021 гг. В середине 10-х гг. XXI в. стала очевидна необходимость создания отдельных надрегиональных кассационных и апелляционных судов в системе судов общей юрисдикции. С 1 октября 2019 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции", которым реформируется система судов общей юрисдикции путем выделения апелляционной и кассационной инстанций в отдельные суды, не связанные рамками административно-территориального деления Российской Федерации. Эти изменения направлены на укрепление независимости судебной системы, снижение коррупционных рисков и влияния региональных связей при отправлении правосудия. Положительным примером таких изменений стала система арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Важное значение в представленном учебнике имеют новеллы реформы законодательства о судоустройстве и судопроизводстве 2018 - 2021 гг. В середине 10-х гг. XXI в. стала очевидна необходимость создания отдельных надрегиональных кассационных и апелляционных судов в системе судов общей юрисдикции. С 1 октября 2019 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции", которым реформируется система судов общей юрисдикции путем выделения апелляционной и кассационной инстанций в отдельные суды, не связанные рамками административно-территориального деления Российской Федерации. Эти изменения направлены на укрепление независимости судебной системы, снижение коррупционных рисков и влияния региональных связей при отправлении правосудия. Положительным примером таких изменений стала система арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.
Статья: Конституционная сущность судебной кассации по уголовным делам
(Матейкович М.С., Сентякова Е.С.)
("Российский судья", 2024, N 1)<22> Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" // СЗ РФ. 2018. N 31. Ст. 4811.
(Матейкович М.С., Сентякова Е.С.)
("Российский судья", 2024, N 1)<22> Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" // СЗ РФ. 2018. N 31. Ст. 4811.
Статья: Консерватизм правовой политики как гарантия прогресса в сфере административных и иных публичных правоотношений
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Юридический прогресс обеспечивается преимущественно взвешенной, соразмерной консервативной политикой государства с целью развития главнейших отраслей права и законодательства, правовых институтов и разнообразных правил, регламентов, нормативных положений. Консерватизм правовой политики - залог формирования надлежащих административных и иных публичных правоотношений, приспособленных под исторически возникшую и развиваемую в стране систему публичной власти и управления, осуществления административной и судебной деятельности, функционирования государственной службы и публичного администрирования, деятельности служащих органов публичной власти. По опыту и наблюдениям, у многих людей зачастую возникает непринятие (даже если со временем мнение может и измениться) идеи или попытки внесения изменений в законодательные акты не проверенных в действии и недостаточно изученных правовых институтов, норм, порядков и правил, основывающихся на недостаточно обсужденных концепциях совершенствования законодательства. К сожалению, ошибки в законотворческой деятельности начинаются даже при обосновании создания нового закона или внесения каких-то дополнений в закон. К тому же в нашей стране появилась какая-то европейская мода давать обычным реформам законодательства (что не соответствует нашим теоретическим представлениям, понятиям и подходам) характерные наименования, например, "регуляторная гильотина" (2020 г., в сущности проводилась реформа государственного контроля и надзора) или "процессуальная революция" (2017 - 2018 гг., что означало внесение изменений в российское процессуальное законодательство, учреждение апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции), "регуляторная песочница" (2018 г., в Банке России осуществлялась деятельность по использованию и приспособлению инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг). Думается, поистине "революционного" в состоявшихся преобразованиях в указанных областях (контрольно-надзорной деятельности, судебной системы и правосудия, банковской работы) не произошло. Даже если бы и состоялись "революционные" решения, то зачем находить для них "рекламные обозначения"?!
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Юридический прогресс обеспечивается преимущественно взвешенной, соразмерной консервативной политикой государства с целью развития главнейших отраслей права и законодательства, правовых институтов и разнообразных правил, регламентов, нормативных положений. Консерватизм правовой политики - залог формирования надлежащих административных и иных публичных правоотношений, приспособленных под исторически возникшую и развиваемую в стране систему публичной власти и управления, осуществления административной и судебной деятельности, функционирования государственной службы и публичного администрирования, деятельности служащих органов публичной власти. По опыту и наблюдениям, у многих людей зачастую возникает непринятие (даже если со временем мнение может и измениться) идеи или попытки внесения изменений в законодательные акты не проверенных в действии и недостаточно изученных правовых институтов, норм, порядков и правил, основывающихся на недостаточно обсужденных концепциях совершенствования законодательства. К сожалению, ошибки в законотворческой деятельности начинаются даже при обосновании создания нового закона или внесения каких-то дополнений в закон. К тому же в нашей стране появилась какая-то европейская мода давать обычным реформам законодательства (что не соответствует нашим теоретическим представлениям, понятиям и подходам) характерные наименования, например, "регуляторная гильотина" (2020 г., в сущности проводилась реформа государственного контроля и надзора) или "процессуальная революция" (2017 - 2018 гг., что означало внесение изменений в российское процессуальное законодательство, учреждение апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции), "регуляторная песочница" (2018 г., в Банке России осуществлялась деятельность по использованию и приспособлению инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг). Думается, поистине "революционного" в состоявшихся преобразованиях в указанных областях (контрольно-надзорной деятельности, судебной системы и правосудия, банковской работы) не произошло. Даже если бы и состоялись "революционные" решения, то зачем находить для них "рекламные обозначения"?!
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)<2> Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" // Российская газета. 2018. 31 июля.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)<2> Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" // Российская газета. 2018. 31 июля.
Статья: Судебная реформа 2018 года: итоги и направления дальнейшего развития
(Момотов В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Идея образования экстерриториальных судебных округов была предложена еще в Концепции судебной реформы 1991 г. Образцом же для создания кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции стала система арбитражных судов: арбитражные суды округов были образованы по экстерриториальному принципу еще в 1995 г., а арбитражные апелляционные суды - в 2003 г. В свою очередь, первый председатель Высшего Арбитражного Суда РФ В.Ф. Яковлев говорил о том, что на устройство современной арбитражной системы повлиял дореволюционный опыт <4>. Действительно, одной из важных новелл Судебной реформы 1864 г. было появление судов, образованных по экстерриториальному принципу, - окружных судов и судебных палат.
(Момотов В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Идея образования экстерриториальных судебных округов была предложена еще в Концепции судебной реформы 1991 г. Образцом же для создания кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции стала система арбитражных судов: арбитражные суды округов были образованы по экстерриториальному принципу еще в 1995 г., а арбитражные апелляционные суды - в 2003 г. В свою очередь, первый председатель Высшего Арбитражного Суда РФ В.Ф. Яковлев говорил о том, что на устройство современной арбитражной системы повлиял дореволюционный опыт <4>. Действительно, одной из важных новелл Судебной реформы 1864 г. было появление судов, образованных по экстерриториальному принципу, - окружных судов и судебных палат.
Статья: О необходимости Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ как кассационной инстанции
(Алиев Т.Т., Алиев Р.Т., Власенко В.А.)
("Современное право", 2025, N 8)1 октября 2019 г. была проведена очередная судебная реформа: в ГПК РФ были внесены изменения, создана новая система судов апелляционной и кассационной инстанции. После апелляционной инстанции на данный момент предусмотрено две кассационные инстанции (сохранение предыдущей судебной реформы), первая - в кассационном суде общей юрисдикции, а вторая - в Судебной коллегии Верховного Суда РФ (далее - Коллегия ВС РФ). Новые функции Коллегии внесены ст. 390.4 ГПК РФ [7, с. 41].
(Алиев Т.Т., Алиев Р.Т., Власенко В.А.)
("Современное право", 2025, N 8)1 октября 2019 г. была проведена очередная судебная реформа: в ГПК РФ были внесены изменения, создана новая система судов апелляционной и кассационной инстанции. После апелляционной инстанции на данный момент предусмотрено две кассационные инстанции (сохранение предыдущей судебной реформы), первая - в кассационном суде общей юрисдикции, а вторая - в Судебной коллегии Верховного Суда РФ (далее - Коллегия ВС РФ). Новые функции Коллегии внесены ст. 390.4 ГПК РФ [7, с. 41].
Статья: Компетенция мирового судьи как фактор обеспечения доступности правосудия по гражданским делам
(Трофимова М.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Прошедшая в 2019 г. реформа процессуального законодательства частично реализовала идеи IX Съезда, обеспечила включение в систему судов общей юрисдикции обособленных надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Была проделана огромная работа по обновлению законодательства о подсудности, упрощенном производстве, судебном представительстве, исполнительном производстве и др.
(Трофимова М.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Прошедшая в 2019 г. реформа процессуального законодательства частично реализовала идеи IX Съезда, обеспечила включение в систему судов общей юрисдикции обособленных надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Была проделана огромная работа по обновлению законодательства о подсудности, упрощенном производстве, судебном представительстве, исполнительном производстве и др.
Статья: Российское судоустройственное право (исторический аспект)
(Мехренцева Н.А., Папулова З.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)С осени 2019 г. начали работу апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, изменившие своим появлением порядок обжалования вынесенных судебных актов и изъявшие функции пересмотра у областных и соответствующих судов, выполнявших эту работу десятилетиями. Кроме того, аналогичные апелляционный и кассационный суды появились также и в системе военных судов. Такие судоустройственные реформы повлекли за собой и изменение процессуального законодательства.
(Мехренцева Н.А., Папулова З.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)С осени 2019 г. начали работу апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, изменившие своим появлением порядок обжалования вынесенных судебных актов и изъявшие функции пересмотра у областных и соответствующих судов, выполнявших эту работу десятилетиями. Кроме того, аналогичные апелляционный и кассационный суды появились также и в системе военных судов. Такие судоустройственные реформы повлекли за собой и изменение процессуального законодательства.
Статья: Производство в суде кассационной инстанции в гражданском процессе: актуальные вопросы
(Ярошенко Т.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 9)В связи с этим и проведена реформа судебной системы, призванная реализовать принцип недопущения в одном суде нескольких инстанций <7>, в результате которой кассационные жалобы, представления стали рассматриваться кассационными судами общей юрисдикции.
(Ярошенко Т.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 9)В связи с этим и проведена реформа судебной системы, призванная реализовать принцип недопущения в одном суде нескольких инстанций <7>, в результате которой кассационные жалобы, представления стали рассматриваться кассационными судами общей юрисдикции.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции".
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции".