Рефинансирование кредитных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Рефинансирование кредитных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Операции Банка России
("Официальный сайт Банка России", 2024)Рефинансирование Банком России кредитных организаций относится к основным инструментам денежно-кредитной политики и осуществляется на обеспеченной основе. Те ценные бумаги, которые Банк России готов принимать в обеспечение по операциям рефинансирования кредитных организаций, входят в Ломбардный список. Иных, не связанных с денежно-кредитной политикой целей включения ценных бумаг в Ломбардный список нет. Включение ценных бумаг в Ломбардный список не призвано стимулировать банковский сектор инвестировать в определенные классы активов и не должно создавать у других непрофессиональных участников рынка представления о дополнительной гарантированности или надежности активов только из-за того, что Банк России принимает их в обеспечение, что искажает оценку риска и стоимости таких активов. Инвесторы должны самостоятельно понимать и адекватно оценивать риски приобретаемых финансовых инструментов, изучать договорные условия финансовых инструментов до их приобретения, оценивать мнения (при их наличии) рейтинговых агентств и аудиторов, использовать иную публично доступную информацию.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Рефинансирование Банком России кредитных организаций относится к основным инструментам денежно-кредитной политики и осуществляется на обеспеченной основе. Те ценные бумаги, которые Банк России готов принимать в обеспечение по операциям рефинансирования кредитных организаций, входят в Ломбардный список. Иных, не связанных с денежно-кредитной политикой целей включения ценных бумаг в Ломбардный список нет. Включение ценных бумаг в Ломбардный список не призвано стимулировать банковский сектор инвестировать в определенные классы активов и не должно создавать у других непрофессиональных участников рынка представления о дополнительной гарантированности или надежности активов только из-за того, что Банк России принимает их в обеспечение, что искажает оценку риска и стоимости таких активов. Инвесторы должны самостоятельно понимать и адекватно оценивать риски приобретаемых финансовых инструментов, изучать договорные условия финансовых инструментов до их приобретения, оценивать мнения (при их наличии) рейтинговых агентств и аудиторов, использовать иную публично доступную информацию.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 182: Целесообразно уточнение параметров действующих инструментов рефинансирования в Банке России (под залог "нерыночных активов") в рамках текущего Указания Банка России от 22.05.2018 N 4801-У "О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение" в целях расширения доступа к льготному финансированию, предоставляемому Банком России, в том числе:
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 182: Целесообразно уточнение параметров действующих инструментов рефинансирования в Банке России (под залог "нерыночных активов") в рамках текущего Указания Банка России от 22.05.2018 N 4801-У "О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение" в целях расширения доступа к льготному финансированию, предоставляемому Банком России, в том числе:
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Указание Банка России от 15.09.2021 N 5930-У
(ред. от 21.03.2022)
"О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2021 N 65458)Зарегистрировано в Минюсте России 18 октября 2021 г. N 65458
(ред. от 21.03.2022)
"О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2021 N 65458)Зарегистрировано в Минюсте России 18 октября 2021 г. N 65458
Статья: Правовые коллизии механизмов реализации мер бюджетного принуждения в условиях финансовой нестабильности
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<25> Указание Банка России от 22 мая 2018 г. N 4801-У "О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение" // СПС "КонсультантПлюс".
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<25> Указание Банка России от 22 мая 2018 г. N 4801-У "О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Цифровой рубль: дискуссия о правовой природе и перспективах внедрения
(Лаутс Е.Б.)
("Закон", 2024, N 9)Полагаем, что действительно эффективным средством минимизации риска потери ликвидности вследствие оттока безналичных денежных средств с банковских счетов клиентов банка на цифровые счета могло бы стать использование для этих целей такого вида рефинансирования кредитных организаций, как внутридневные кредиты, которые на протяжении десятилетий предоставлялись кредитным организациям для поддержания мгновенной ликвидности и являются бесплатными <26>.
(Лаутс Е.Б.)
("Закон", 2024, N 9)Полагаем, что действительно эффективным средством минимизации риска потери ликвидности вследствие оттока безналичных денежных средств с банковских счетов клиентов банка на цифровые счета могло бы стать использование для этих целей такого вида рефинансирования кредитных организаций, как внутридневные кредиты, которые на протяжении десятилетий предоставлялись кредитным организациям для поддержания мгновенной ликвидности и являются бесплатными <26>.
Статья: Правовой режим закупочной деятельности Центрального банка Российской Федерации
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)В противном случае ему было бы затруднительно выполнять функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организатора системы рефинансирования кредитных организаций, депозитария средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, а также осуществлять все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России (п. 3, 11, 18.2 ст. 4 Закона о ЦБ).
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)В противном случае ему было бы затруднительно выполнять функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организатора системы рефинансирования кредитных организаций, депозитария средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, а также осуществлять все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России (п. 3, 11, 18.2 ст. 4 Закона о ЦБ).
Статья: Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)- нормы, регламентирующие денежно-кредитную политику, в т.ч. изменение параметров учетной ставки, рефинансирования кредитных организаций; обязательного резервирования, операций на открытом рынке и др.
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)- нормы, регламентирующие денежно-кредитную политику, в т.ч. изменение параметров учетной ставки, рефинансирования кредитных организаций; обязательного резервирования, операций на открытом рынке и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) осуществление в рамках платежной системы Банком России переводов денежных средств при рефинансировании кредитных организаций и осуществлении операций на открытом рынке;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) осуществление в рамках платежной системы Банком России переводов денежных средств при рефинансировании кредитных организаций и осуществлении операций на открытом рынке;
Статья: Публично-правовые и частноправовые начала в механизме регулирования денежной эмиссии
(Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д.)
("Банковское право", 2021, N 5)На современном этапе экономического развития можно выделить следующие реализуемые государством формы эмиссии денег: 1) эмиссия безналичных денег, осуществляемая ЦБ РФ в форме рефинансирования кредитных организаций с учетом установленной регулятором ключевой ставки; 2) эмиссия кредитных денег, проводимая поднадзорными ЦБ РФ банками и иными финансовыми организациями, имеющими право на осуществление кредитных операций; 3) эмиссия наличных денежных средств, осуществление которой является прерогативой ЦБ РФ; 4) эмиссия электронных денег, обеспеченная инструментами денежно-кредитной политики, реализуемой ЦБ РФ, и являющаяся производной от эмиссии наличных и безналичных денежных средств; 5) денежная эмиссия, осуществляемая в форме мер количественного смягчения, применяемых ЦБ РФ, в целях обеспечения развития экономической активности участников гражданского оборота, в частности, путем предоставления банкам рублевой ликвидности; 6) денежная эмиссия, опосредованная механизмом санации банковской системы, источником функционирования которого выступает Фонд консолидации банковского сектора; 7) эмиссия бюджетного рубля, осуществляемая в предусмотренных финансовым законодательством формах финансирования и регулируемая с помощью инструментов бюджетной политики; 8) эмиссия долгового рубля, проведение которой произошло в 90-е годы прошлого века в результате формирования внутреннего государственного долга по дореформенным сбережениям граждан в целях определения покупательной способности денег, вложенных гражданами в облигации внутреннего выигрышного займа 1982 г.
(Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д.)
("Банковское право", 2021, N 5)На современном этапе экономического развития можно выделить следующие реализуемые государством формы эмиссии денег: 1) эмиссия безналичных денег, осуществляемая ЦБ РФ в форме рефинансирования кредитных организаций с учетом установленной регулятором ключевой ставки; 2) эмиссия кредитных денег, проводимая поднадзорными ЦБ РФ банками и иными финансовыми организациями, имеющими право на осуществление кредитных операций; 3) эмиссия наличных денежных средств, осуществление которой является прерогативой ЦБ РФ; 4) эмиссия электронных денег, обеспеченная инструментами денежно-кредитной политики, реализуемой ЦБ РФ, и являющаяся производной от эмиссии наличных и безналичных денежных средств; 5) денежная эмиссия, осуществляемая в форме мер количественного смягчения, применяемых ЦБ РФ, в целях обеспечения развития экономической активности участников гражданского оборота, в частности, путем предоставления банкам рублевой ликвидности; 6) денежная эмиссия, опосредованная механизмом санации банковской системы, источником функционирования которого выступает Фонд консолидации банковского сектора; 7) эмиссия бюджетного рубля, осуществляемая в предусмотренных финансовым законодательством формах финансирования и регулируемая с помощью инструментов бюджетной политики; 8) эмиссия долгового рубля, проведение которой произошло в 90-е годы прошлого века в результате формирования внутреннего государственного долга по дореформенным сбережениям граждан в целях определения покупательной способности денег, вложенных гражданами в облигации внутреннего выигрышного займа 1982 г.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Денежно-кредитная политика регулируется правовыми нормами, которые определяют инструменты и методы ее реализации. В разд. VII Закона о Банке России перечислены указанные инструменты и методы (ст. 35 Закона о Банке России): 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) обязательные резервные требования; 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени; 9) другие инструменты, определенные Банком России.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Денежно-кредитная политика регулируется правовыми нормами, которые определяют инструменты и методы ее реализации. В разд. VII Закона о Банке России перечислены указанные инструменты и методы (ст. 35 Закона о Банке России): 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) обязательные резервные требования; 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени; 9) другие инструменты, определенные Банком России.
Статья: Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Банком России: отдельные проблемы
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)В то же время данным Федеральным законом предусмотрено право Совета директоров Банка России принимать решения о прямых количественных ограничениях (ст. 18), под которыми понимается "установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций" (ч. 1 ст. 43), что означает "ограничение прав банковских и кредитных учреждений на получение кредитов от Банка России в рамках их рефинансирования, а также ограничения по некоторым банковским операциям" <9>, причем, как сказано в исследуемом нами Федеральном законе, такие ограничения возможны "в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации" (ч. 2 ст. 43).
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)В то же время данным Федеральным законом предусмотрено право Совета директоров Банка России принимать решения о прямых количественных ограничениях (ст. 18), под которыми понимается "установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций" (ч. 1 ст. 43), что означает "ограничение прав банковских и кредитных учреждений на получение кредитов от Банка России в рамках их рефинансирования, а также ограничения по некоторым банковским операциям" <9>, причем, как сказано в исследуемом нами Федеральном законе, такие ограничения возможны "в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации" (ч. 2 ст. 43).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- Указанием Банка России от 22.05.2018 N 4801-У "О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение";
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- Указанием Банка России от 22.05.2018 N 4801-У "О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение";
Статья: Эмиссионное право как общий финансово-правовой институт
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Другая же часть института "эмиссионное право", а именно та, которая регулирует организацию безналичного денежного обращения, т.е. устанавливает инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России (глава VII Закона о Банке России), остается в рамках финансово-правового института "финансово-правовое регулирование банковской деятельности". И это потому, что нормы этой главы распространяют свое действие не на все финансовые правоотношения, а лишь на некоторые. Так, нормы, устанавливающие резервные требования ЦБ РФ (ст. 38), формируют не общие, а специальные финансовые правоотношения, т.е. правоотношения, не подвергшиеся сквозному правовому регулированию, а являющиеся исключительно точечными <14>. Другие же нормы, устанавливающие инструменты и методы денежно-кредитной политики - операции Банка России на открытом рынке, валютные интервенции, рефинансирование кредитных организаций и др., являются преимущественно гражданско-правовыми, но если и могут рассматриваться как финансово-правовые, то исключительно только потому, что Банк России, используя их, реализует в сфере эмиссионной деятельности свои властные полномочия. Он, используя эти инструменты и методы, влияет на объемы денежной массы в стране, либо увеличивая, либо снижая ее. Иначе говоря, он управляет денежным обращением в стране. Таким образом, правоотношения с этими инструментами и методами финансово-кредитной политики, проявляясь в поле безналичной денежной эмиссии, имеют отношение к финансово-правовому регулированию весьма натянутое и лишь в том плане, что Банк России действует в рамках этих отношений как властный субъект. По содержанию эти отношения являются чаще всего гражданско-правовыми.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Другая же часть института "эмиссионное право", а именно та, которая регулирует организацию безналичного денежного обращения, т.е. устанавливает инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России (глава VII Закона о Банке России), остается в рамках финансово-правового института "финансово-правовое регулирование банковской деятельности". И это потому, что нормы этой главы распространяют свое действие не на все финансовые правоотношения, а лишь на некоторые. Так, нормы, устанавливающие резервные требования ЦБ РФ (ст. 38), формируют не общие, а специальные финансовые правоотношения, т.е. правоотношения, не подвергшиеся сквозному правовому регулированию, а являющиеся исключительно точечными <14>. Другие же нормы, устанавливающие инструменты и методы денежно-кредитной политики - операции Банка России на открытом рынке, валютные интервенции, рефинансирование кредитных организаций и др., являются преимущественно гражданско-правовыми, но если и могут рассматриваться как финансово-правовые, то исключительно только потому, что Банк России, используя их, реализует в сфере эмиссионной деятельности свои властные полномочия. Он, используя эти инструменты и методы, влияет на объемы денежной массы в стране, либо увеличивая, либо снижая ее. Иначе говоря, он управляет денежным обращением в стране. Таким образом, правоотношения с этими инструментами и методами финансово-кредитной политики, проявляясь в поле безналичной денежной эмиссии, имеют отношение к финансово-правовому регулированию весьма натянутое и лишь в том плане, что Банк России действует в рамках этих отношений как властный субъект. По содержанию эти отношения являются чаще всего гражданско-правовыми.