Реестр объектов накопленного вреда
Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр объектов накопленного вреда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 23
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 23
Статья: Классификация объектов накопленного вреда окружающей среде
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В данной статье исследуется порядок очередности ликвидации объектов накопленного вреда. С этой целью формулируется подход к классификации этих объектов, который может быть использован для актуализации реестра объектов накопленного вреда. Отсутствие в законодательстве подобных конструкций придает актуальность работе. Практическая применимость исследования заключается в возможности использования данной классификации как теоретической основы для разработки и реализации государственных программ (стратегий) по ликвидации накопленного вреда на тех или иных территориях (акваториях).
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В данной статье исследуется порядок очередности ликвидации объектов накопленного вреда. С этой целью формулируется подход к классификации этих объектов, который может быть использован для актуализации реестра объектов накопленного вреда. Отсутствие в законодательстве подобных конструкций придает актуальность работе. Практическая применимость исследования заключается в возможности использования данной классификации как теоретической основы для разработки и реализации государственных программ (стратегий) по ликвидации накопленного вреда на тех или иных территориях (акваториях).
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"2. Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в указанный реестр, определение объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из указанного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"2. Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в указанный реестр, определение объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из указанного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Статья: Обеспечение экологической безопасности при ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах в границах особо охраняемых природных территорий: вопросы права и практики
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)По состоянию на 26 апреля 2024 г. по результатам инвентаризации, проведенной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) совместно с субъектами страны, выявлен и включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде 921 объект, из которых: 87,1% - свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе несанкционированные; 4,3% - полигоны ТКО и 8,6% - нефтехимические, химические, целлюлозно-бумажные и иные заброшенные предприятия <2>. Распоряжением Росприроднадзора России <3> на 2024 г. утвержден график выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде. Наиболее проблемными субъектами в стране являются Забайкальский край, Кемеровская область, Свердловская область, Якутия и даже Арктическая зона Российской Федерации с захламленной прибрежной территорией.
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)По состоянию на 26 апреля 2024 г. по результатам инвентаризации, проведенной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) совместно с субъектами страны, выявлен и включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде 921 объект, из которых: 87,1% - свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе несанкционированные; 4,3% - полигоны ТКО и 8,6% - нефтехимические, химические, целлюлозно-бумажные и иные заброшенные предприятия <2>. Распоряжением Росприроднадзора России <3> на 2024 г. утвержден график выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде. Наиболее проблемными субъектами в стране являются Забайкальский край, Кемеровская область, Свердловская область, Якутия и даже Арктическая зона Российской Федерации с захламленной прибрежной территорией.
Статья: Перспективы применения наилучших доступных технологий при ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Так, в июле 2021 г. документально подтверждено окончание работ по ликвидации вреда, накопленного от одного из крупнейших в Европе полигонов твердых бытовых отходов "Игумново", расположенного в Нижегородской области. По состоянию на 9 октября 2023 г. данный объект исключен из реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, однако при реализации проекта было выявлено значительное количество нарушений природоохранного законодательства, которые, вполне вероятно, отсутствовали бы при более жестком контроле за ходом выполнения работ.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Так, в июле 2021 г. документально подтверждено окончание работ по ликвидации вреда, накопленного от одного из крупнейших в Европе полигонов твердых бытовых отходов "Игумново", расположенного в Нижегородской области. По состоянию на 9 октября 2023 г. данный объект исключен из реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, однако при реализации проекта было выявлено значительное количество нарушений природоохранного законодательства, которые, вполне вероятно, отсутствовали бы при более жестком контроле за ходом выполнения работ.
Статья: Ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обращение с отходами производства и потребления: проблема соотношения правовых институтов
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Ключевые слова: ликвидация накопленного вреда окружающей среде, реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, несанкционированная свалка, несанкционированные места размещения отходов, проект "Чистая страна".
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Ключевые слова: ликвидация накопленного вреда окружающей среде, реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, несанкционированная свалка, несанкционированные места размещения отходов, проект "Чистая страна".
Статья: Правовое регулирование оценки и учета накопленного вреда окружающей среде
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)Ключевые слова: накопленный вред окружающей среде, критерии квалификации земельных участков, учет объектов накопленного вреда, порядок инвентаризации объектов накопленного вреда, территориальная связанность, реестр объектов негативного воздействия, реестр объектов накопленного вреда.
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)Ключевые слова: накопленный вред окружающей среде, критерии квалификации земельных участков, учет объектов накопленного вреда, порядок инвентаризации объектов накопленного вреда, территориальная связанность, реестр объектов негативного воздействия, реестр объектов накопленного вреда.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим также, что законодатель устанавливает определенные требования к проектам рекультивации земель, которые в некоторых случаях могут разрабатываться в составе проектной документации, в некоторых случаях должны быть согласованы с уполномоченными органами и лицами, в некоторых случаях должны пройти государственную экологическую экспертизу. Отметим при этом, что с 1 сентября 2023 года перечень объектов государственной экологической экспертизы был дополнен, а с 1 сентября 2024 года будет конкретизирован. При этом не все проекты рекультивации земель подлежат государственной экологической экспертизе. Так, например, действующее законодательство не предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель с использованием рекультиванта. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов (как включенный, так и не включенный в Реестр ОРО), либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием рекультиванта (как самостоятельный проект рекультивации, так и проект или раздел в составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды либо в составе проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде) должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим также, что законодатель устанавливает определенные требования к проектам рекультивации земель, которые в некоторых случаях могут разрабатываться в составе проектной документации, в некоторых случаях должны быть согласованы с уполномоченными органами и лицами, в некоторых случаях должны пройти государственную экологическую экспертизу. Отметим при этом, что с 1 сентября 2023 года перечень объектов государственной экологической экспертизы был дополнен, а с 1 сентября 2024 года будет конкретизирован. При этом не все проекты рекультивации земель подлежат государственной экологической экспертизе. Так, например, действующее законодательство не предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель с использованием рекультиванта. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов (как включенный, так и не включенный в Реестр ОРО), либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием рекультиванта (как самостоятельный проект рекультивации, так и проект или раздел в составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды либо в составе проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде) должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Статья: Выявление и критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)<13> Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 N 445 (ред. от 25.12.2019) "Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2568.
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)<13> Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 N 445 (ред. от 25.12.2019) "Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2568.
Статья: О необходимости ликвидации объектов накопленного экологического вреда для перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)К этому следует добавить брошенные склады с пестицидами и иными химикатами, используемыми в сельском хозяйстве, а также экологические последствия от брошенных военных объектов. В настоящий момент принят ряд подзаконных актов, регламентирующих процедуры реализации положений Закона, в том числе определяющих порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде <4> и категорирования объектов, накопленный вред на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке <5>. В открытом доступе на сайте Минприроды РФ выложены сведения о таких объектах, включенных в реестр, - участках захоронения пестицидов, свалках твердых бытовых отходов, золоотвалах, зданиях и сооружениях и т.д. При этом ликвидация накопленного вреда не относится к какому-то виду юридической ответственности и применяется в отсутствие виновника причинения вреда, являясь разновидностью мероприятий по охране окружающей среды <6>.
(Рыженков А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)К этому следует добавить брошенные склады с пестицидами и иными химикатами, используемыми в сельском хозяйстве, а также экологические последствия от брошенных военных объектов. В настоящий момент принят ряд подзаконных актов, регламентирующих процедуры реализации положений Закона, в том числе определяющих порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде <4> и категорирования объектов, накопленный вред на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке <5>. В открытом доступе на сайте Минприроды РФ выложены сведения о таких объектах, включенных в реестр, - участках захоронения пестицидов, свалках твердых бытовых отходов, золоотвалах, зданиях и сооружениях и т.д. При этом ликвидация накопленного вреда не относится к какому-то виду юридической ответственности и применяется в отсутствие виновника причинения вреда, являясь разновидностью мероприятий по охране окружающей среды <6>.
Статья: Проблемы правового определения экологической информации
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)При регулировании обращения с информацией ограниченного доступа законодатель также обычно дополнительно подчеркивает изъятие из такой информации сведений об окружающей среде. Так, согласно ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" <21> сведения, составляющие информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию), не могут составлять коммерческую тайну и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, не вправе устанавливать режим конфиденциальности в отношении такой информации. Тем самым экологическая информация не может рассматриваться в составе такой информации ограниченного доступа, как информация, составляющая коммерческую тайну, а установление по ограничению доступа к сведениям из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде в этой части фактически не несет смысловой нагрузки.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)При регулировании обращения с информацией ограниченного доступа законодатель также обычно дополнительно подчеркивает изъятие из такой информации сведений об окружающей среде. Так, согласно ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" <21> сведения, составляющие информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию), не могут составлять коммерческую тайну и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, не вправе устанавливать режим конфиденциальности в отношении такой информации. Тем самым экологическая информация не может рассматриваться в составе такой информации ограниченного доступа, как информация, составляющая коммерческую тайну, а установление по ограничению доступа к сведениям из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде в этой части фактически не несет смысловой нагрузки.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Так, Роспотребнадзор уполномочен утверждать методику осуществления оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан и осуществлять такую оценку. Росприроднадзор уполномочен осуществлять наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а Минприроды России - вести государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Так, Роспотребнадзор уполномочен утверждать методику осуществления оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан и осуществлять такую оценку. Росприроднадзор уполномочен осуществлять наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а Минприроды России - вести государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Статья: Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)2) ОАО "Фосфор" (г. Тольятти), где на территории 162 га обнаружено 8 тыс. т химических веществ I - IV классов опасности <27> и в отношении которого предпринимаются действия по включению в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)2) ОАО "Фосфор" (г. Тольятти), где на территории 162 га обнаружено 8 тыс. т химических веществ I - IV классов опасности <27> и в отношении которого предпринимаются действия по включению в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.