Разъяснение прав педагогу в уголовном процессе
Подборка наиболее важных документов по запросу Разъяснение прав педагогу в уголовном процессе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) в уголовном судопроизводстве
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)На основании вышеизложенного следует умозаключить, что при допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших), не достигших 14-летнего возраста, обязательно участие педагога, иначе его отсутствие в судебном заседании будет признано существенным нарушением уголовно-процессуального законодательства, соответственно, показания несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) теряют доказательственную силу по уголовному делу, кроме того, судам следует соблюдать нормы закона, предусматривающие разъяснение прав, обязанностей, ответственности, а также выяснять отношение потерпевшего (свидетеля) к участникам уголовного судопроизводства до начала допроса, и исходя из судебной практики можно сделать вывод о возможности допроса законного представителя в судебном заседании в качестве свидетеля.
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)На основании вышеизложенного следует умозаключить, что при допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших), не достигших 14-летнего возраста, обязательно участие педагога, иначе его отсутствие в судебном заседании будет признано существенным нарушением уголовно-процессуального законодательства, соответственно, показания несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) теряют доказательственную силу по уголовному делу, кроме того, судам следует соблюдать нормы закона, предусматривающие разъяснение прав, обязанностей, ответственности, а также выяснять отношение потерпевшего (свидетеля) к участникам уголовного судопроизводства до начала допроса, и исходя из судебной практики можно сделать вывод о возможности допроса законного представителя в судебном заседании в качестве свидетеля.
Статья: Правовые проблемы участия педагога или психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)Проблемы, связанные с участием педагога или психолога в уголовном судопроизводстве, постоянно обсуждаются на дискуссионных площадках, поскольку в научных кругах и у правоприменителя остается много нерешенных вопросов о правильности взаимодействия с дополнительными участниками. С точки зрения процессуального права ни педагог, ни психолог не являются полноценными участниками уголовного судопроизводства в силу того, что они не отнесены законодательно ни к одной квалификационной категории. Процессуальное положение педагога или психолога, их полномочия, права и обязанности не закреплены в Кодексе. Не понятно, какие нормы уголовно-процессуального законодательства должен разъяснить суд при допросе свидетеля, потерпевшего в ходе судебного следствия, о чем требует ч. 2 ст. 280 УПК РФ. Напротив, при производстве предварительного следствия или дознания такое правило не предусмотрено ст. 191 УПК РФ. В соответствии с частями 5, 6 ст. 425 УПК РФ педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя, суда знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Считаем, данное положение также небезупречно в плане передачи, перераспределения обязанностей защитника лицам, не имеющим юридического образования и не знающим правил расследования уголовных дел.
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)Проблемы, связанные с участием педагога или психолога в уголовном судопроизводстве, постоянно обсуждаются на дискуссионных площадках, поскольку в научных кругах и у правоприменителя остается много нерешенных вопросов о правильности взаимодействия с дополнительными участниками. С точки зрения процессуального права ни педагог, ни психолог не являются полноценными участниками уголовного судопроизводства в силу того, что они не отнесены законодательно ни к одной квалификационной категории. Процессуальное положение педагога или психолога, их полномочия, права и обязанности не закреплены в Кодексе. Не понятно, какие нормы уголовно-процессуального законодательства должен разъяснить суд при допросе свидетеля, потерпевшего в ходе судебного следствия, о чем требует ч. 2 ст. 280 УПК РФ. Напротив, при производстве предварительного следствия или дознания такое правило не предусмотрено ст. 191 УПК РФ. В соответствии с частями 5, 6 ст. 425 УПК РФ педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя, суда знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Считаем, данное положение также небезупречно в плане передачи, перераспределения обязанностей защитника лицам, не имеющим юридического образования и не знающим правил расследования уголовных дел.
Нормативные акты
Приказ прокурора Санкт-Петербурга от 04.03.2015 N 25
"Об организации работы прокуратуры города по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению"- разъяснять порядок обращения в правоохранительные органы, права и обязанности участников уголовного судопроизводства, используя при этом результаты надзорной деятельности, материалы расследования уголовных дел;
"Об организации работы прокуратуры города по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению"- разъяснять порядок обращения в правоохранительные органы, права и обязанности участников уголовного судопроизводства, используя при этом результаты надзорной деятельности, материалы расследования уголовных дел;
Решение Комитета ГД ФС РФ по государственному строительству и законодательству от 20.10.2016 N 4(4)
"О проекте федерального закона N 764131-6 "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части производства предварительного расследования с применением систем видеоконференц-связи)"Кроме того, законопроектом не урегулирована процедура удостоверения личности лиц, участвующих в проведении следственного или иного процессуального действия с использованием видеоконференц-связи, порядок разъяснения прав и обязанностей указанным лицам, ознакомления с протоколами следственного или иного процессуального действия, подписания протоколов либо удостоверения факта отказа от их подписания или невозможности подписания протоколов, порядок приобщения протоколов к материалам уголовного дела. Законопроектом не учтены также особенности участия уголовном деле несовершеннолетнего, его законного представителя, педагога; специфика производства по уголовным делам, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну; случаи применения к участникам уголовного судопроизводства мер безопасности.
"О проекте федерального закона N 764131-6 "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части производства предварительного расследования с применением систем видеоконференц-связи)"Кроме того, законопроектом не урегулирована процедура удостоверения личности лиц, участвующих в проведении следственного или иного процессуального действия с использованием видеоконференц-связи, порядок разъяснения прав и обязанностей указанным лицам, ознакомления с протоколами следственного или иного процессуального действия, подписания протоколов либо удостоверения факта отказа от их подписания или невозможности подписания протоколов, порядок приобщения протоколов к материалам уголовного дела. Законопроектом не учтены также особенности участия уголовном деле несовершеннолетнего, его законного представителя, педагога; специфика производства по уголовным делам, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну; случаи применения к участникам уголовного судопроизводства мер безопасности.
Статья: Проблемы досудебного уголовного судопроизводства
(Чернышова И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Постепенное усложнение следственных процедур шло на протяжении многих лет, сначала вносились изменения в ранее действующий УПК РСФСР, затем при разработке нового УПК РФ, после принятия его снова вносились поправки. Бюрократизм уголовного процесса развивался различными путями: увеличивалось число участников следственных действий, в первую очередь адвокатов, а также понятых, специалистов, педагогов и других лиц, которых потом можно допросить в суде, как показывает практика, прокуратура и суды требуют допросить их еще в период предварительного расследования в качестве свидетелей. На следователя возлагается обязанность по разъяснению различным участникам процесса их прав; ограничен круг лиц, уполномоченных производить процессуальные действия, усложнен порядок принятия отдельных процессуальных решений, продления процессуальных сроков, а также многократно увеличено число формальных атрибутов в бланках процессуальных и следственных действий. В том случае, если есть хотя бы незначительное несоблюдение всех этих и многих других процедур, это влечет за собой признание полученных доказательств недопустимыми.
(Чернышова И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Постепенное усложнение следственных процедур шло на протяжении многих лет, сначала вносились изменения в ранее действующий УПК РСФСР, затем при разработке нового УПК РФ, после принятия его снова вносились поправки. Бюрократизм уголовного процесса развивался различными путями: увеличивалось число участников следственных действий, в первую очередь адвокатов, а также понятых, специалистов, педагогов и других лиц, которых потом можно допросить в суде, как показывает практика, прокуратура и суды требуют допросить их еще в период предварительного расследования в качестве свидетелей. На следователя возлагается обязанность по разъяснению различным участникам процесса их прав; ограничен круг лиц, уполномоченных производить процессуальные действия, усложнен порядок принятия отдельных процессуальных решений, продления процессуальных сроков, а также многократно увеличено число формальных атрибутов в бланках процессуальных и следственных действий. В том случае, если есть хотя бы незначительное несоблюдение всех этих и многих других процедур, это влечет за собой признание полученных доказательств недопустимыми.
Статья: Криминалистическая методика расследования преступлений с участием лиц, обладающих специальными познаниями
(Гришина Е.П.)
("Эксперт-криминалист", 2009, N 4)2.1. Компенсация недостающей процессуальной дееспособности, в том числе защита прав подростка, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
(Гришина Е.П.)
("Эксперт-криминалист", 2009, N 4)2.1. Компенсация недостающей процессуальной дееспособности, в том числе защита прав подростка, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Статья: Обстоятельства, исключающие участие в уголовном процессе защитника, представителя гражданского ответчика, представителя потерпевшего (представителя частного обвинителя) и (или) представителя гражданского истца. Комментарий к статье 72 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Данное правило распространяется не только на защитника, но и на представителя гражданского ответчика, представителя потерпевшего (представителя частного обвинителя) и (или) представителя гражданского истца. Но вот возникает вопрос. А как быть в ситуации, когда до того, как стать защитником, представителем гражданского ответчика, представителем потерпевшего (представителем частного обвинителя) и (или) представителем гражданского истца, лицо выступало в том же уголовном процессе в качестве врача, педагога или же психолога? Если исходить из точки зрения, согласно которой это разновидность специалиста [57. С. 681; 72. С. 660; 73. С. 660; 84. С. 863; 121. С. 881; 143. С. 705; 144. С. 584 - 585; и др.], то такой защитник, представитель гражданского ответчика, представитель потерпевшего (представитель частного обвинителя) и (или) представитель гражданского истца подлежит отводу.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Данное правило распространяется не только на защитника, но и на представителя гражданского ответчика, представителя потерпевшего (представителя частного обвинителя) и (или) представителя гражданского истца. Но вот возникает вопрос. А как быть в ситуации, когда до того, как стать защитником, представителем гражданского ответчика, представителем потерпевшего (представителем частного обвинителя) и (или) представителем гражданского истца, лицо выступало в том же уголовном процессе в качестве врача, педагога или же психолога? Если исходить из точки зрения, согласно которой это разновидность специалиста [57. С. 681; 72. С. 660; 73. С. 660; 84. С. 863; 121. С. 881; 143. С. 705; 144. С. 584 - 585; и др.], то такой защитник, представитель гражданского ответчика, представитель потерпевшего (представитель частного обвинителя) и (или) представитель гражданского истца подлежит отводу.
Статья: Перечень и характеристика основного круга обстоятельств, исключающих участие лица в уголовном процессе в определенном качестве. Комментарий к статье 61 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Данное правило касается любого судьи, следователя (дознавателя и др.). Но возникает вопрос: а как быть в ситуации, когда до того как вступить в уголовный процесс в качестве судьи, следователя (дознавателя и др.) лицо участвовало в том же уголовном процессе в качестве врача, педагога или же психолога? Если исходить из точки зрения, согласно которой это разновидность специалиста <58. С. 681; 75. С. 660; 76. С. 660; 86. С. 863; 120. С. 881; 142. С. 705; 143. С. 584 - 585 и др.>, то такой судья, следователь (дознаватель и др.) подлежит отводу.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Данное правило касается любого судьи, следователя (дознавателя и др.). Но возникает вопрос: а как быть в ситуации, когда до того как вступить в уголовный процесс в качестве судьи, следователя (дознавателя и др.) лицо участвовало в том же уголовном процессе в качестве врача, педагога или же психолога? Если исходить из точки зрения, согласно которой это разновидность специалиста <58. С. 681; 75. С. 660; 76. С. 660; 86. С. 863; 120. С. 881; 142. С. 705; 143. С. 584 - 585 и др.>, то такой судья, следователь (дознаватель и др.) подлежит отводу.
"Практика применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном процессе: комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)132. Но вот возникает вопрос. А как быть в ситуации, когда до того, как стать представителем потерпевшего (представителем частного обвинителя) и (или) представителем гражданского истца, лицо выступало в том же уголовном процессе в качестве врача, педагога или же психолога? Если исходить из точки зрения, согласно которой это разновидность специалиста <177>, то такой представитель потерпевшего (представитель частного обвинителя) и (или) представитель гражданского истца подлежит отводу.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)132. Но вот возникает вопрос. А как быть в ситуации, когда до того, как стать представителем потерпевшего (представителем частного обвинителя) и (или) представителем гражданского истца, лицо выступало в том же уголовном процессе в качестве врача, педагога или же психолога? Если исходить из точки зрения, согласно которой это разновидность специалиста <177>, то такой представитель потерпевшего (представитель частного обвинителя) и (или) представитель гражданского истца подлежит отводу.
"Производство по уголовным делам в суде первой инстанции: науч.-практ. пособие"
(под общ. ред. В.М. Лебедева)
("Норма", 2011)4. О правах и обязанностях специалиста, а также об основаниях и порядке его отвода см. ст. ст. 58, 71, 168 УПК РФ.
(под общ. ред. В.М. Лебедева)
("Норма", 2011)4. О правах и обязанностях специалиста, а также об основаниях и порядке его отвода см. ст. ст. 58, 71, 168 УПК РФ.
Статья: Спорные вопросы исчисления процессуальных издержек в уголовном судопроизводстве
(Белкин А.Р.)
("Мировой судья", 2013, N 6)1. Процессуальные издержки возмещаются за счет федерального бюджета либо средств участников уголовного процесса, взыскиваемых в порядке статьи 132 настоящего Кодекса. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять участникам уголовного судопроизводства их право на возмещение понесенных ими процессуальных издержек, предусмотренных настоящим Кодексом.
(Белкин А.Р.)
("Мировой судья", 2013, N 6)1. Процессуальные издержки возмещаются за счет федерального бюджета либо средств участников уголовного процесса, взыскиваемых в порядке статьи 132 настоящего Кодекса. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять участникам уголовного судопроизводства их право на возмещение понесенных ими процессуальных издержек, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья: Участие педагога и психолога в уголовном судопроизводстве по законодательству России и Туркменистана
(Тетюев С.В.)
("Российская юстиция", 2013, N 5)Регламентация прав педагога и психолога в УПК Туркменистана также вызывает неоднозначную оценку. Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) на следствии и в суде закреплены в разных статьях. Буквальное толкование ч. 3 ст. 254 УПК Туркменистана, к сожалению, позволяет сделать вывод о том, что педагог, участвующий в допросе свидетеля (потерпевшего) старше 14 лет, вообще не обладает какими-либо правами, поскольку разъяснять право делать подлежащие занесению в протокол замечания о нарушении прав и законных интересов допрашиваемого и задавать вопросы допрашиваемому следователь обязан только педагогу, участвующему в допросе свидетеля или потерпевшего, который не достиг возраста 14 лет. Да и в состоянии ли педагог, являющийся "иным" участником уголовного судопроизводства, выполняющий вспомогательную процессуальную функцию - оказание содействия правосудию, не имеющий юридического образования, делать замечания о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего? Ведь в первую очередь здесь имеются в виду процессуальные права подростка, знать которые педагог и не обязан.
(Тетюев С.В.)
("Российская юстиция", 2013, N 5)Регламентация прав педагога и психолога в УПК Туркменистана также вызывает неоднозначную оценку. Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) на следствии и в суде закреплены в разных статьях. Буквальное толкование ч. 3 ст. 254 УПК Туркменистана, к сожалению, позволяет сделать вывод о том, что педагог, участвующий в допросе свидетеля (потерпевшего) старше 14 лет, вообще не обладает какими-либо правами, поскольку разъяснять право делать подлежащие занесению в протокол замечания о нарушении прав и законных интересов допрашиваемого и задавать вопросы допрашиваемому следователь обязан только педагогу, участвующему в допросе свидетеля или потерпевшего, который не достиг возраста 14 лет. Да и в состоянии ли педагог, являющийся "иным" участником уголовного судопроизводства, выполняющий вспомогательную процессуальную функцию - оказание содействия правосудию, не имеющий юридического образования, делать замечания о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего? Ведь в первую очередь здесь имеются в виду процессуальные права подростка, знать которые педагог и не обязан.
"Отвод защитника и (или) представителя. Комментарий к ст. 72 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Анализируемое правило распространяется не только на защитника, но и на представителя гражданского ответчика, представителя потерпевшего (представителя частного обвинителя) и (или) представителя гражданского истца. Но вот возникает вопрос. А как быть в ситуации, когда до того, как стать защитником, представителем гражданского ответчика, представителем потерпевшего (представителем частного обвинителя) и (или) представителем гражданского истца, лицо выступало в том же уголовном процессе в качестве врача, педагога или же психолога? Если исходить из точки зрения, согласно которой это разновидность специалиста <103>, то такой защитник, представитель гражданского ответчика, представитель потерпевшего (представитель частного обвинителя) и (или) представитель гражданского истца подлежит отводу.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Анализируемое правило распространяется не только на защитника, но и на представителя гражданского ответчика, представителя потерпевшего (представителя частного обвинителя) и (или) представителя гражданского истца. Но вот возникает вопрос. А как быть в ситуации, когда до того, как стать защитником, представителем гражданского ответчика, представителем потерпевшего (представителем частного обвинителя) и (или) представителем гражданского истца, лицо выступало в том же уголовном процессе в качестве врача, педагога или же психолога? Если исходить из точки зрения, согласно которой это разновидность специалиста <103>, то такой защитник, представитель гражданского ответчика, представитель потерпевшего (представитель частного обвинителя) и (или) представитель гражданского истца подлежит отводу.
Статья: Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к статье 425 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)В ч. 5 ст. 425 УПК РФ говорится, что следователь (дознаватель и др.) разъясняет права "педагогу или психологу". Вновь законодатель между словами "педагогу" и "психологу" поместил разделительный союз "или". Указанная формулировка без каких-либо изменений перетекла и в комментарии к ст. 425 УПК РФ <*>, учебники уголовного процесса <**> и в ряд иных публикаций <***>. Буквальное толкование данного положения не позволяет, по крайней мере, не обязывает следователя (дознавателя и др.) разъяснять права и педагогу, и психологу. Что же, когда для участия в допросе был приглашен и педагог, и психолог, одному права должны быть разъяснены, а другому разъяснять права необязательно? Такое положение еще больше, чем сама редакция ч. 5 ст. 425 УПК РФ, противоречило бы закрепленным в ч. 1 ст. 11 и ч. 5 ст. 164 УПК РФ требованиям. Поэтому нам представляется, что в настоящее время размещенный между словами "педагогу" и "психологу" союз "или" должен толковаться как два союза "и (или)". В последующем же законодателю следовало бы внести соответствующую правку в формулировку ч. 5 ст. 425 УПК РФ, чтобы заложенная в нее идея не отличалась от словесной формы ее выражения.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)В ч. 5 ст. 425 УПК РФ говорится, что следователь (дознаватель и др.) разъясняет права "педагогу или психологу". Вновь законодатель между словами "педагогу" и "психологу" поместил разделительный союз "или". Указанная формулировка без каких-либо изменений перетекла и в комментарии к ст. 425 УПК РФ <*>, учебники уголовного процесса <**> и в ряд иных публикаций <***>. Буквальное толкование данного положения не позволяет, по крайней мере, не обязывает следователя (дознавателя и др.) разъяснять права и педагогу, и психологу. Что же, когда для участия в допросе был приглашен и педагог, и психолог, одному права должны быть разъяснены, а другому разъяснять права необязательно? Такое положение еще больше, чем сама редакция ч. 5 ст. 425 УПК РФ, противоречило бы закрепленным в ч. 1 ст. 11 и ч. 5 ст. 164 УПК РФ требованиям. Поэтому нам представляется, что в настоящее время размещенный между словами "педагогу" и "психологу" союз "или" должен толковаться как два союза "и (или)". В последующем же законодателю следовало бы внести соответствующую правку в формулировку ч. 5 ст. 425 УПК РФ, чтобы заложенная в нее идея не отличалась от словесной формы ее выражения.