Разрешение на выбросы на период строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на выбросы на период строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Следует согласиться с позицией Е.В. Луневой, что административное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов на территории ООПТ является более эффективным как ретроспективным, так и превентивным правовым средством ограничивающего воздействия по сравнению со штрафом. Штраф не снижает антропогенную нагрузку на уникальные ландшафты <33>. Эффективность применения административного приостановления деятельности подтверждается примерами правоприменительной практики при привлечении к ответственности, например, за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ), выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ) <34>.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Следует согласиться с позицией Е.В. Луневой, что административное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов на территории ООПТ является более эффективным как ретроспективным, так и превентивным правовым средством ограничивающего воздействия по сравнению со штрафом. Штраф не снижает антропогенную нагрузку на уникальные ландшафты <33>. Эффективность применения административного приостановления деятельности подтверждается примерами правоприменительной практики при привлечении к ответственности, например, за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ), выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ) <34>.
Статья: Экологические суды: некоторые вопросы истории и практики
(Бражник И.С.)
("Российский судья", 2021, N 9)Экологические суды могут также функционировать в рамках судов общей юрисдикции или административных судов в качестве подразделения, рассматривающего экологические споры. Подобная система действует в Нидерландах, Дании, Финляндии, Швеции и других странах <9>. Наиболее классическим примером такого способа формирования суда является отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт (США), к которому прикреплены два судьи, имеющие специализацию по рассмотрению экологических споров. Если судьей признается необходимой явка сторон в судебное заседание, слушание дела проводится в том месте, где было начато. Фактически указанное подразделение суда рассматривает примерно 100 дел в год <10>, связанных с обращениями муниципальных комиссий и Агентства природных ресурсов и управления природными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, связанных с обжалованием решений органов муниципальной власти о запрете использования земельного участка не по назначению, об отмене предоставленного разрешения на выбросы, о сбросе загрязняющих веществ в водные и земельные объекты, атмосферный воздух, о приостановлении деятельности, которая может представлять угрозу причинения вреда окружающей среде, о непредоставлении разрешения на пользование земельным участком, запрете строительства на земельном участке, перемещения системы водоотвода, запрете проведения перестройки частного дома, о непредоставлении разрешения на разделение земельного участка и др. То есть отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт не только рассматривает любые жалобы на решения, действия, бездействие местных властей в сфере экологии, но и по большей части выполняет административные функции в сфере регулирования природоохранных, земельных и градостроительных отношений.
(Бражник И.С.)
("Российский судья", 2021, N 9)Экологические суды могут также функционировать в рамках судов общей юрисдикции или административных судов в качестве подразделения, рассматривающего экологические споры. Подобная система действует в Нидерландах, Дании, Финляндии, Швеции и других странах <9>. Наиболее классическим примером такого способа формирования суда является отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт (США), к которому прикреплены два судьи, имеющие специализацию по рассмотрению экологических споров. Если судьей признается необходимой явка сторон в судебное заседание, слушание дела проводится в том месте, где было начато. Фактически указанное подразделение суда рассматривает примерно 100 дел в год <10>, связанных с обращениями муниципальных комиссий и Агентства природных ресурсов и управления природными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, связанных с обжалованием решений органов муниципальной власти о запрете использования земельного участка не по назначению, об отмене предоставленного разрешения на выбросы, о сбросе загрязняющих веществ в водные и земельные объекты, атмосферный воздух, о приостановлении деятельности, которая может представлять угрозу причинения вреда окружающей среде, о непредоставлении разрешения на пользование земельным участком, запрете строительства на земельном участке, перемещения системы водоотвода, запрете проведения перестройки частного дома, о непредоставлении разрешения на разделение земельного участка и др. То есть отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт не только рассматривает любые жалобы на решения, действия, бездействие местных властей в сфере экологии, но и по большей части выполняет административные функции в сфере регулирования природоохранных, земельных и градостроительных отношений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"8.3. До получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев (в случае строительства очистных сооружений для очистки сточных вод - в течение двенадцати месяцев) после наступления сроков, определенных планами снижения выбросов и сбросов, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за негативное воздействие на окружающую среду за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, в отношении которой лицом, обязанным вносить плату, самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке была осуществлена корректировка ее размера, подлежит пересчету и внесению в бюджетную систему Российской Федерации.".
(ред. от 25.12.2023)
"О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"8.3. До получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев (в случае строительства очистных сооружений для очистки сточных вод - в течение двенадцати месяцев) после наступления сроков, определенных планами снижения выбросов и сбросов, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за негативное воздействие на окружающую среду за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, в отношении которой лицом, обязанным вносить плату, самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке была осуществлена корректировка ее размера, подлежит пересчету и внесению в бюджетную систему Российской Федерации.".
Постановление Правительства РФ от 02.02.2024 N 99
"Об утверждении Правил разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ"б) место нахождения эксплуатируемых стационарных источников выбросов и (или) стационарных источников сбросов либо планируемых к строительству стационарных источников выбросов и (или) стационарных источников сбросов, адрес объекта хозяйственной и иной деятельности, на котором эксплуатируются стационарные источники выбросов и (или) стационарные источники сбросов либо планируется их строительство;
"Об утверждении Правил разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ"б) место нахождения эксплуатируемых стационарных источников выбросов и (или) стационарных источников сбросов либо планируемых к строительству стационарных источников выбросов и (или) стационарных источников сбросов, адрес объекта хозяйственной и иной деятельности, на котором эксплуатируются стационарные источники выбросов и (или) стационарные источники сбросов либо планируется их строительство;
Статья: Разрешение судами дел об административных правонарушениях, связанных с негативным воздействием на окружающую среду
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Пунктом 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2055) <7> конкретизировано, что для объектов I категории осуществляется расчет нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ только в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности <8>). Положение об ограниченном перечне загрязняющих веществ, в отношении которых утверждаются НДВ, очевидно, заимствовано из п. 3, 10 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, где закреплено содержание заявки на комплексное экологическое разрешение (КЭР) и самого КЭР.
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Пунктом 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2055) <7> конкретизировано, что для объектов I категории осуществляется расчет нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ только в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности <8>). Положение об ограниченном перечне загрязняющих веществ, в отношении которых утверждаются НДВ, очевидно, заимствовано из п. 3, 10 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, где закреплено содержание заявки на комплексное экологическое разрешение (КЭР) и самого КЭР.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)<8> Cass. 3e civ., 15 mars 1988 (изменение правил в сфере ограничения выбросов); Cass. 3e civ., 16 juillet 1996, n° 93-20431 (необходимость соблюдения выданного разрешения); CA Aix, 11 mars 1999, n° 04-3330 (необходимость подачи предварительного заявления об установке бассейна).
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)<8> Cass. 3e civ., 15 mars 1988 (изменение правил в сфере ограничения выбросов); Cass. 3e civ., 16 juillet 1996, n° 93-20431 (необходимость соблюдения выданного разрешения); CA Aix, 11 mars 1999, n° 04-3330 (необходимость подачи предварительного заявления об установке бассейна).
Вопрос: Как разрабатывается проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу?
(Консультация эксперта, 2025)Так, для объектов I категории до получения в установленные законодательством РФ сроки комплексного экологического разрешения нормативы допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) и при невозможности их соблюдения временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут быть установлены разрешением на выбросы (п. 13 Положения N 2055).
(Консультация эксперта, 2025)Так, для объектов I категории до получения в установленные законодательством РФ сроки комплексного экологического разрешения нормативы допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) и при невозможности их соблюдения временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут быть установлены разрешением на выбросы (п. 13 Положения N 2055).
Статья: Совершенствование правового режима охраны окружающей среды и природопользования на Байкальской природной территории
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Если считать, что приоритет имеет Закон об охране озера Байкал как специальный закон, то установление для источников воздействий временно разрешенных выбросов и сбросов недопустимо. Однако в этом случае можно говорить о нарушении общих правил нормирования, установленных Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Также из-за неопределенности соотношения специальных и общих норм остается неясной обязательность распространения на источники негативного воздействия I категории, расположенные в границах уникальной экологической системы озера Байкал, с учетом запрета на строительство таких объектов в границах центральной экологической зоны, общих норм о наилучших доступных технологиях и технологических нормативах. Именно с учетом особой системы нормативов воздействия на уникальную экологическую систему озера Байкал представляется важным разработать специальные справочники по наилучшим доступным технологиям для этого региона с учетом особой системы нормирования воздействий на окружающую среду и недопустимостью установления временно разрешенных выбросов и сбросов. Первый шаг уже сделан. Правилами организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области и Республике Бурятии предусмотрена консолидация усилий участников туристско-рекреационной деятельности по разработке и внедрению наилучших доступных технологий в области туристической инфраструктуры.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Если считать, что приоритет имеет Закон об охране озера Байкал как специальный закон, то установление для источников воздействий временно разрешенных выбросов и сбросов недопустимо. Однако в этом случае можно говорить о нарушении общих правил нормирования, установленных Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Также из-за неопределенности соотношения специальных и общих норм остается неясной обязательность распространения на источники негативного воздействия I категории, расположенные в границах уникальной экологической системы озера Байкал, с учетом запрета на строительство таких объектов в границах центральной экологической зоны, общих норм о наилучших доступных технологиях и технологических нормативах. Именно с учетом особой системы нормативов воздействия на уникальную экологическую систему озера Байкал представляется важным разработать специальные справочники по наилучшим доступным технологиям для этого региона с учетом особой системы нормирования воздействий на окружающую среду и недопустимостью установления временно разрешенных выбросов и сбросов. Первый шаг уже сделан. Правилами организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области и Республике Бурятии предусмотрена консолидация усилий участников туристско-рекреационной деятельности по разработке и внедрению наилучших доступных технологий в области туристической инфраструктуры.
Статья: Стратегия экологической безопасности России: итоги и перспективы
(Козодубов А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- в связи с оформлением заявки на получение комплексного экологического разрешения при невозможности соблюдения технологических нормативов и проч. прилагаются в том числе планируемые временно разрешенные выбросы... на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации (ст. 31.1);
(Козодубов А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- в связи с оформлением заявки на получение комплексного экологического разрешения при невозможности соблюдения технологических нормативов и проч. прилагаются в том числе планируемые временно разрешенные выбросы... на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации (ст. 31.1);
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Из-за вышеуказанного пробела вопросы охраны окружающей среды откладываются "на потом". Вследствие этого упускается из внимания, что негативное воздействие на окружающую среду будет осуществляться на всех этапах хозяйственной деятельности, начиная со строительства объектов, для которого потребуются: проведение рубок деревьев, нарушение почвенного слоя, водопользование, водоотведение и очистка сточных вод, обеспечение электрической энергией; будет оказано серьезное влияние на жизненные циклы объектов животного мира; необходимо будет решать вопросы обращения с огромным объемом разнородных отходов. Также потребуется создание и развитие транспортной инфраструктуры, увеличится транспортная нагрузка, объемы выбросов выхлопных газов и т.д. Не учитывается, что для строительства объектов и подготовки их функционирования необходимо будет проводить различные процедуры, направленные на охрану окружающей среды (оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза и др.), и получать разрешительную и иную документацию, а также уже при эксплуатации объектов будет оказываться большое влияние на природную среду.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Из-за вышеуказанного пробела вопросы охраны окружающей среды откладываются "на потом". Вследствие этого упускается из внимания, что негативное воздействие на окружающую среду будет осуществляться на всех этапах хозяйственной деятельности, начиная со строительства объектов, для которого потребуются: проведение рубок деревьев, нарушение почвенного слоя, водопользование, водоотведение и очистка сточных вод, обеспечение электрической энергией; будет оказано серьезное влияние на жизненные циклы объектов животного мира; необходимо будет решать вопросы обращения с огромным объемом разнородных отходов. Также потребуется создание и развитие транспортной инфраструктуры, увеличится транспортная нагрузка, объемы выбросов выхлопных газов и т.д. Не учитывается, что для строительства объектов и подготовки их функционирования необходимо будет проводить различные процедуры, направленные на охрану окружающей среды (оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза и др.), и получать разрешительную и иную документацию, а также уже при эксплуатации объектов будет оказываться большое влияние на природную среду.