Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию без технического плана
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию без технического плана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 40 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, руководствуясь положениями статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что форма, а также порядок заполнения разрешения на ввод в эксплуатацию регулируется Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", утвержденной формой не предусмотрено указание в разрешении на ввод в эксплуатацию количества нежилых помещений для многоквартирных домов, строка "количество помещений" предусмотрена в пункте 2.1 разрешения на ввод только для нежилых зданий (объектов образования, здравоохранения, культуры и пр.), в разделе 2.2 разрешения на ввод, относящемся к многоквартирным домам, строка "количество помещений" не предусмотрена, в разрешении на ввод в эксплуатацию от 16.11.2020 N RU50-11-16961-2020 указана общая площадь нежилых помещений, в том числе площадь общего имущества в многоквартирном доме - 17 110,80 кв. м - вторая страница разрешения, что соответствует техническому плану, таким образом, разрешение на ввод в эксплуатацию содержит необходимые сведения о наличии в многоквартирном доме нежилых помещений - общего имущества, установив, что отсутствие в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию сведений о количестве нежилых помещений в многоквартирном доме, указанных в техническом плане, не является основанием для отказа в постановке объекта на кадастровый учет, поскольку технический план является приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, отметив, что наличие или отсутствие электронной подписи на проектной документации не имеет значения для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований."
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры в сфере регистрации прав на недвижимость (в т.ч. в области кадастрового учета): Заявитель не согласен с отказом в постановке недвижимости на кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)1. Если отказано по причине отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию - документами, подтверждающими, что объект или проведенные в отношении него работы не требуют получения такого разрешения >>>
(КонсультантПлюс, 2025)1. Если отказано по причине отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию - документами, подтверждающими, что объект или проведенные в отношении него работы не требуют получения такого разрешения >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию как документ, подтверждающий соответствие участника закупки дополнительным требованиям
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)Кроме того, Приказом Минстроя России от 03.06.2022 N 446/пр утверждена новая форма разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию, требующая только указания даты подготовки техплана, в которой отсутствует указание на недействительность разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию без технического плана <15>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)Кроме того, Приказом Минстроя России от 03.06.2022 N 446/пр утверждена новая форма разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию, требующая только указания даты подготовки техплана, в которой отсутствует указание на недействительность разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию без технического плана <15>.
Статья: Обзор некоторых правовых позиций судебных инстанций по делам, связанным с применением Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)- ПП РФ N 2571 не содержит указания на возможность представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию без технического плана.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)- ПП РФ N 2571 не содержит указания на возможность представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию без технического плана.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
Приказ Росстата от 07.02.2025 N 52
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-разрешение "Сведения о выданных разрешениях и уведомлениях на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию" и указаний по ее заполнению"По многоквартирным домам, принятым в эксплуатацию на основании вступившего в законную силу судебного акта конечной инстанции, содержащего (устанавливающего) сведения о возможности и безопасности эксплуатации многоквартирного жилого дома или решения об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, эксплуатируемой без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с одновременным предоставлением выписки из ЕГРН, подтверждающей регистрацию права собственности на жилые помещения в таких объектах недвижимости, графы заполняются в соответствии с данными технического плана объекта.
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-разрешение "Сведения о выданных разрешениях и уведомлениях на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию" и указаний по ее заполнению"По многоквартирным домам, принятым в эксплуатацию на основании вступившего в законную силу судебного акта конечной инстанции, содержащего (устанавливающего) сведения о возможности и безопасности эксплуатации многоквартирного жилого дома или решения об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, эксплуатируемой без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с одновременным предоставлением выписки из ЕГРН, подтверждающей регистрацию права собственности на жилые помещения в таких объектах недвижимости, графы заполняются в соответствии с данными технического плана объекта.
Статья: О рассмотрении заявок участников закупки на предмет соответствия дополнительным требованиям
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Пример 2. В пакете документов, представленном участником закупки в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному поз. 10 приложения к ПП РФ N 2571, разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию не сопровождались техническими планами.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Пример 2. В пакете документов, представленном участником закупки в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному поз. 10 приложения к ПП РФ N 2571, разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию не сопровождались техническими планами.
Статья: Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Как было сказано выше, создание нового объекта недвижимости завершается регистрацией прав на него. В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ существует два документа, на основании которых может быть зарегистрировано это право. Основной документ - это разрешение на ввод ОКС в эксплуатацию. Но в то же время ГрК РФ допускает возведение ряда ОКС без разрешения на строительство (ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). В данной норме речь идет о легальном строительстве без разрешительных документов, а не о легализации незаконно возведенной постройки, как это предусмотрено ст. 222 ГК РФ. При этом в отсутствие разрешения на строительство невозможно получить и разрешение на ввод в эксплуатацию. Для таких случаев ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ предусматривает другой документ, на основании которого может быть зарегистрировано право на вновь созданный объект, - технический план, подготовленный кадастровым инженером. В первом случае (при получении разрешения на ввод в эксплуатацию) технический план также готовится кадастровым инженером, но предоставляется для получения разрешения на ввод в эксплуатацию, на основании которого будет осуществляться постановка на кадастровый учет, а в дальнейшем - государственная регистрация прав. Во втором случае (возведение объекта без разрешительных документов) кадастровый учет и государственная регистрация осуществляются на основании технического плана. Данный способ чаще всего применяется при регистрации прав на линейные объекты, поскольку из всех объектов, возведение которых российским законодательством допускается без разрешения на строительство, признаками капитальности, а это непременное условие постановки на кадастровый учет, обладают прежде всего линейные объекты <10>.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Как было сказано выше, создание нового объекта недвижимости завершается регистрацией прав на него. В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ существует два документа, на основании которых может быть зарегистрировано это право. Основной документ - это разрешение на ввод ОКС в эксплуатацию. Но в то же время ГрК РФ допускает возведение ряда ОКС без разрешения на строительство (ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). В данной норме речь идет о легальном строительстве без разрешительных документов, а не о легализации незаконно возведенной постройки, как это предусмотрено ст. 222 ГК РФ. При этом в отсутствие разрешения на строительство невозможно получить и разрешение на ввод в эксплуатацию. Для таких случаев ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ предусматривает другой документ, на основании которого может быть зарегистрировано право на вновь созданный объект, - технический план, подготовленный кадастровым инженером. В первом случае (при получении разрешения на ввод в эксплуатацию) технический план также готовится кадастровым инженером, но предоставляется для получения разрешения на ввод в эксплуатацию, на основании которого будет осуществляться постановка на кадастровый учет, а в дальнейшем - государственная регистрация прав. Во втором случае (возведение объекта без разрешительных документов) кадастровый учет и государственная регистрация осуществляются на основании технического плана. Данный способ чаще всего применяется при регистрации прав на линейные объекты, поскольку из всех объектов, возведение которых российским законодательством допускается без разрешения на строительство, признаками капитальности, а это непременное условие постановки на кадастровый учет, обладают прежде всего линейные объекты <10>.
Готовое решение: Что такое технический паспорт и применяется ли он в настоящее время
(КонсультантПлюс, 2025)При этом технический паспорт нежилого помещения, выданный до 1 января 2013 г., может понадобиться вам для подготовки технического плана на это помещение в случае, если на здание (сооружение), в котором оно расположено, отсутствует проектная документация и разрешение на его ввод в эксплуатацию (п. 21.20 Требований к подготовке техплана).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом технический паспорт нежилого помещения, выданный до 1 января 2013 г., может понадобиться вам для подготовки технического плана на это помещение в случае, если на здание (сооружение), в котором оно расположено, отсутствует проектная документация и разрешение на его ввод в эксплуатацию (п. 21.20 Требований к подготовке техплана).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. В пакете документов, представленном участником закупки в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному поз. 10 приложения к ПП РФ N 2571, разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию не сопровождались техническими планами.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. В пакете документов, представленном участником закупки в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному поз. 10 приложения к ПП РФ N 2571, разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию не сопровождались техническими планами.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Назначение сооружений может быть различным, при этом указание в качестве назначения сооружения "нежилое" является неверным. Назначение сооружения определяется проектной документацией, а в случае ее отсутствия - разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (выданным в соответствии с ранее действовавшим законодательством до составления технического плана), а также техническим паспортом, изготовленным до 01.01.2013. При отсутствии в указанных документах сведений о назначении сооружения оно указывается в техническом плане в соответствии с группами (подгруппами) назначений сооружений, закрепленными в п. 44 Требований к техническому плану, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Назначение сооружений может быть различным, при этом указание в качестве назначения сооружения "нежилое" является неверным. Назначение сооружения определяется проектной документацией, а в случае ее отсутствия - разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (выданным в соответствии с ранее действовавшим законодательством до составления технического плана), а также техническим паспортом, изготовленным до 01.01.2013. При отсутствии в указанных документах сведений о назначении сооружения оно указывается в техническом плане в соответствии с группами (подгруппами) назначений сооружений, закрепленными в п. 44 Требований к техническому плану, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По общему правилу сведения о здании, сооружении, едином недвижимом комплексе или объекте незавершенного строительства (за исключением сведений о местоположении таких объектов на земельном участке и их площади, площади застройки) указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации таких объектов. При этом проектная документация с 01.09.2021 не включается в приложение к техническому плану, в нем указываются лишь ее реквизиты. Однако согласно ч. 1 комментируемой статьи в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки). Соответственно, технический план на здание, сооружение будет изготовлен по такому техническому паспорту, выданному до 1 января 2013 г.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По общему правилу сведения о здании, сооружении, едином недвижимом комплексе или объекте незавершенного строительства (за исключением сведений о местоположении таких объектов на земельном участке и их площади, площади застройки) указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации таких объектов. При этом проектная документация с 01.09.2021 не включается в приложение к техническому плану, в нем указываются лишь ее реквизиты. Однако согласно ч. 1 комментируемой статьи в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки). Соответственно, технический план на здание, сооружение будет изготовлен по такому техническому паспорту, выданному до 1 января 2013 г.
Статья: Объекты вспомогательного использования: критерии утверждены
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В данном случае было учтено, что на земельном участке находится основной объект - здание комплектного распределительного устройства, спорное здание располагается на том же участке и по отношению к основному зданию имеет обслуживающую функцию, а именно обеспечивает эффективную работу систем снабжения и канализации. Эта функция указана в проектной документации на основное здание, ссылка на которую имеется в техническом плане.
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В данном случае было учтено, что на земельном участке находится основной объект - здание комплектного распределительного устройства, спорное здание располагается на том же участке и по отношению к основному зданию имеет обслуживающую функцию, а именно обеспечивает эффективную работу систем снабжения и канализации. Эта функция указана в проектной документации на основное здание, ссылка на которую имеется в техническом плане.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как сообщено в п. 1 Письма Росреестра от 5 марта 2021 г. N 14-1578-ГЕ/21 "О применении отдельных положений действующего законодательства с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ" <350>, не является предметом правовой экспертизы, осуществляемой в рамках рассмотрения соответствующих документов, на предмет наличия/отсутствия оснований для приостановления, предусмотренных пунктом 7 ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона, проверка на соответствие в техническом плане сведений об иных параметрах, указанных в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и (или) проектной документации объекта капитального строительства, акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме, уведомлении о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в т.ч. при наличии в указанных документах ошибочных сведений (например: неверное указание кадастрового номера земельного участка, на котором возведен объект недвижимости); при этом ограничение пределов правовой экспертизы в рамках основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренного пунктом 7 ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона, не исключает необходимости проведения правовой экспертизы на предмет наличия иных оснований для приостановления учетно-регистрационных действий, предусмотренных данной статьей.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как сообщено в п. 1 Письма Росреестра от 5 марта 2021 г. N 14-1578-ГЕ/21 "О применении отдельных положений действующего законодательства с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ" <350>, не является предметом правовой экспертизы, осуществляемой в рамках рассмотрения соответствующих документов, на предмет наличия/отсутствия оснований для приостановления, предусмотренных пунктом 7 ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона, проверка на соответствие в техническом плане сведений об иных параметрах, указанных в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и (или) проектной документации объекта капитального строительства, акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме, уведомлении о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в т.ч. при наличии в указанных документах ошибочных сведений (например: неверное указание кадастрового номера земельного участка, на котором возведен объект недвижимости); при этом ограничение пределов правовой экспертизы в рамках основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренного пунктом 7 ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона, не исключает необходимости проведения правовой экспертизы на предмет наличия иных оснований для приостановления учетно-регистрационных действий, предусмотренных данной статьей.
Статья: Особенности государственного кадастрового учета объектов капитального строительства
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Вне зависимости от того, требуется ли после доработки технического плана и (или) иных документов внесение изменений в выданное ранее разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, застройщик обращается в уполномоченный орган власти или организацию с заявлением о внесении изменений в это разрешение, обязательным приложением к которому является доработанный технический план объекта недвижимости <33>. Уполномоченный орган или организация принимает решение о внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа <34>. В этом случае у уполномоченного органа власти или организации также возникает обязанность по направлению в орган регистрации прав либо решения о внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с приложенным к нему доработанным техническим планом, либо доработанных документов, включая технический план, обеспечивающих устранение причин приостановления учетно-регистрационных действий <35>. По получении решения о внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию орган регистрации прав рассматривает в совокупности ранее выданное разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, решение о внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и доработанный технический план. Представленные дополнительно документы рассматриваются органом регистрации прав в срок не более трех рабочих дней на предмет устранения всех указанных в уведомлении причин приостановления и отсутствия иных препятствий для осуществления учетно-регистрационных действий <36>. Если дополнительно представленными документами не устранены ранее выявленные причины такого приостановления или если при рассмотрении этих документов выявлены иные причины, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий, то органом регистрации прав осуществляется направление уведомления о невозможности возобновления осуществления учетно-регистрационных действий. В случае устранения всех причин приостановления учетно-регистрационные действия возобновляются в срок не более трех рабочих дней со дня поступления дополнительных документов, при этом течение срока осуществления учетно-регистрационных действий возобновляется на срок, оставшийся (неистекший) на дату приостановления учетно-регистрационных действий <37>.
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Вне зависимости от того, требуется ли после доработки технического плана и (или) иных документов внесение изменений в выданное ранее разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, застройщик обращается в уполномоченный орган власти или организацию с заявлением о внесении изменений в это разрешение, обязательным приложением к которому является доработанный технический план объекта недвижимости <33>. Уполномоченный орган или организация принимает решение о внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа <34>. В этом случае у уполномоченного органа власти или организации также возникает обязанность по направлению в орган регистрации прав либо решения о внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с приложенным к нему доработанным техническим планом, либо доработанных документов, включая технический план, обеспечивающих устранение причин приостановления учетно-регистрационных действий <35>. По получении решения о внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию орган регистрации прав рассматривает в совокупности ранее выданное разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, решение о внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и доработанный технический план. Представленные дополнительно документы рассматриваются органом регистрации прав в срок не более трех рабочих дней на предмет устранения всех указанных в уведомлении причин приостановления и отсутствия иных препятствий для осуществления учетно-регистрационных действий <36>. Если дополнительно представленными документами не устранены ранее выявленные причины такого приостановления или если при рассмотрении этих документов выявлены иные причины, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий, то органом регистрации прав осуществляется направление уведомления о невозможности возобновления осуществления учетно-регистрационных действий. В случае устранения всех причин приостановления учетно-регистрационные действия возобновляются в срок не более трех рабочих дней со дня поступления дополнительных документов, при этом течение срока осуществления учетно-регистрационных действий возобновляется на срок, оставшийся (неистекший) на дату приостановления учетно-регистрационных действий <37>.