Разработка правил землепользования и застройки
Подборка наиболее важных документов по запросу Разработка правил землепользования и застройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами правообладателей и иных лиц. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в согласовании различных прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Административный истец не согласен с отказом в выдаче разрешения на строительство (в т.ч. при реконструкции)
(КонсультантПлюс, 2025)в выдаче разрешения отказано только из-за того, что не разработаны правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)в выдаче разрешения отказано только из-за того, что не разработаны правила землепользования и застройки
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 9, п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 9, п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ).
Готовое решение: Как изменить границы территориальных зон земельных участков
(КонсультантПлюс, 2025)Разработку проекта изменений ПЗЗ организует и координирует Городская комиссия с участием окружных комиссий (ч. 6 ст. 36 ГрК г. Москвы).
(КонсультантПлюс, 2025)Разработку проекта изменений ПЗЗ организует и координирует Городская комиссия с участием окружных комиссий (ч. 6 ст. 36 ГрК г. Москвы).
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"4) определяют особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения правил землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", документации по планировке территории, подготавливаемой в границах такой федеральной территории, а также особенности порядка внесения изменений в указанные документы, в том числе через определение сведений, документов, материалов, необходимых для осуществления такого внесения изменений;
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"4) определяют особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения правил землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", документации по планировке территории, подготавливаемой в границах такой федеральной территории, а также особенности порядка внесения изменений в указанные документы, в том числе через определение сведений, документов, материалов, необходимых для осуществления такого внесения изменений;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Так, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Так, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Статья: Актуальные вопросы формирования состава комиссий по землепользованию и застройке
(Медведенко К.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Представляется, что проблема заключается в том, что практически все субъекты Российской Федерации в пределах соответствующих городских округов включили в название Комиссий по ПЗЗ отсылку к "подготовке проекта" ПЗЗ, как это указано в ст. 31 ГрК РФ. В то же время формальное перенесение формулировок из федерального законодательства на муниципальный уровень не позволяет должным образом передать действительное назначение Комиссий по ПЗЗ. По смыслу ст. 31 ГрК РФ комиссия по подготовке проекта ПЗЗ создается в тех случаях, когда разработка ПЗЗ происходит впервые (а это было актуально в 2005 - 2010 гг.). Именно поэтому в ч. 6 ст. 31 ГрК РФ указано, что такая комиссия создается одновременно с принятием решения о подготовке проекта ПЗЗ.
(Медведенко К.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Представляется, что проблема заключается в том, что практически все субъекты Российской Федерации в пределах соответствующих городских округов включили в название Комиссий по ПЗЗ отсылку к "подготовке проекта" ПЗЗ, как это указано в ст. 31 ГрК РФ. В то же время формальное перенесение формулировок из федерального законодательства на муниципальный уровень не позволяет должным образом передать действительное назначение Комиссий по ПЗЗ. По смыслу ст. 31 ГрК РФ комиссия по подготовке проекта ПЗЗ создается в тех случаях, когда разработка ПЗЗ происходит впервые (а это было актуально в 2005 - 2010 гг.). Именно поэтому в ч. 6 ст. 31 ГрК РФ указано, что такая комиссия создается одновременно с принятием решения о подготовке проекта ПЗЗ.
Статья: Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Поскольку градостроительное зонирование реализуется на местном (муниципальном) уровне, за исключением городов федерального значения, то в основе градостроительного зонирования лежит функциональное зонирование, предусмотренное генпланами муниципальных образований, поэтому важно, чтобы разработке ПЗЗ предшествовала разработка генпланов. Таким образом, между генпланами и ПЗЗ существует тесная связь. ПЗЗ разрабатываются на основе генплана и направлены на реализацию его положений. Функциональное зонирование является основой для градостроительного зонирования. Например, генпланом выделяется зона жилищной застройки, в ПЗЗ такая зона может дифференцироваться на зоны малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки. Главная цель градостроительного зонирования - установление территориальных зон и определение разрешенных типов использования, что является ключевой частью ПЗЗ, которыми устанавливаются виды деятельности, разрешенные на определенном участке. Градостроительное зонирование делает назначение участков ясным и публичным, так как оно определяется в правовых актах, доступных для общественного ознакомления на сайте муниципалитета. Таким образом, инвесторы, планирующие финансировать строительство или реконструкцию объектов недвижимости, граждане, желающие построить индивидуальные жилые дома, иные лица могут заранее узнать правовой режим земельных участков в определенной зоне, выяснить типы разрешенного использования участка. Следует отметить, что ПЗЗ являются достаточно гибким механизмом - они могут изменяться в установленном порядке, градостроительным законодательством предусмотрены механизмы гибкости, позволяющие на законном основании отклоняться от установленных в ПЗЗ требований. В то же время неправомерное нарушение установленных форм использования земли, превышение максимальных границ застройки, определенных в нормах землепользования и строительства, приводят к привлечению виновных к административной ответственности, отказу в предоставлении разрешения на строительство и введение объекта в эксплуатацию, а также к классификации здания капитального строительства как незаконной постройки.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Поскольку градостроительное зонирование реализуется на местном (муниципальном) уровне, за исключением городов федерального значения, то в основе градостроительного зонирования лежит функциональное зонирование, предусмотренное генпланами муниципальных образований, поэтому важно, чтобы разработке ПЗЗ предшествовала разработка генпланов. Таким образом, между генпланами и ПЗЗ существует тесная связь. ПЗЗ разрабатываются на основе генплана и направлены на реализацию его положений. Функциональное зонирование является основой для градостроительного зонирования. Например, генпланом выделяется зона жилищной застройки, в ПЗЗ такая зона может дифференцироваться на зоны малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки. Главная цель градостроительного зонирования - установление территориальных зон и определение разрешенных типов использования, что является ключевой частью ПЗЗ, которыми устанавливаются виды деятельности, разрешенные на определенном участке. Градостроительное зонирование делает назначение участков ясным и публичным, так как оно определяется в правовых актах, доступных для общественного ознакомления на сайте муниципалитета. Таким образом, инвесторы, планирующие финансировать строительство или реконструкцию объектов недвижимости, граждане, желающие построить индивидуальные жилые дома, иные лица могут заранее узнать правовой режим земельных участков в определенной зоне, выяснить типы разрешенного использования участка. Следует отметить, что ПЗЗ являются достаточно гибким механизмом - они могут изменяться в установленном порядке, градостроительным законодательством предусмотрены механизмы гибкости, позволяющие на законном основании отклоняться от установленных в ПЗЗ требований. В то же время неправомерное нарушение установленных форм использования земли, превышение максимальных границ застройки, определенных в нормах землепользования и строительства, приводят к привлечению виновных к административной ответственности, отказу в предоставлении разрешения на строительство и введение объекта в эксплуатацию, а также к классификации здания капитального строительства как незаконной постройки.
Статья: Тенденции развития федерального законодательства в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Поэтому очень важно, чтобы разработке правил землепользования и застройки предшествовала разработка генпланов. Здесь следует сказать о том, что, к примеру, карта функциональных зон в отношении межселенных территорий включается в схемы территориального планирования муниципального уровня (в случае если на таких территориях планируется размещение объектов публичного назначения).
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Поэтому очень важно, чтобы разработке правил землепользования и застройки предшествовала разработка генпланов. Здесь следует сказать о том, что, к примеру, карта функциональных зон в отношении межселенных территорий включается в схемы территориального планирования муниципального уровня (в случае если на таких территориях планируется размещение объектов публичного назначения).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Указанные положения стали предметом судебного разбирательства, по результатам которого суд пришел к выводу об их правомерности, отметив, что данные положения содержат требования к определенным ВРИ земельных участков и ОКС, т.е. регламентируют вопросы градостроительных регламентов, а содержащееся в п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ указание на необходимость отражения в градостроительном регламенте ВРИ земельных участков и ОКС не исключает возможность отображения также общих требований к таким видам, с учетом их индивидуальных особенностей и целей нормативного регулирования градостроительной деятельности на соответствующей территории, в отношении которой разрабатываются ПЗЗ <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Указанные положения стали предметом судебного разбирательства, по результатам которого суд пришел к выводу об их правомерности, отметив, что данные положения содержат требования к определенным ВРИ земельных участков и ОКС, т.е. регламентируют вопросы градостроительных регламентов, а содержащееся в п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ указание на необходимость отражения в градостроительном регламенте ВРИ земельных участков и ОКС не исключает возможность отображения также общих требований к таким видам, с учетом их индивидуальных особенностей и целей нормативного регулирования градостроительной деятельности на соответствующей территории, в отношении которой разрабатываются ПЗЗ <1>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Законодатель прямо указывает на открытый характер приведенного выше перечня (п. 1.2 ст. 38 ГрК РФ). Таким образом, при разработке ПЗЗ местные власти могут учесть особенности той или иной территории путем установления дополнительных параметров.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Законодатель прямо указывает на открытый характер приведенного выше перечня (п. 1.2 ст. 38 ГрК РФ). Таким образом, при разработке ПЗЗ местные власти могут учесть особенности той или иной территории путем установления дополнительных параметров.