Размер пенсии по потере кормильца военнослужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер пенсии по потере кормильца военнослужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Среди возможных направлений совершенствования правового регулирования можно выделить необходимость учета факта сиротства при определении размеров пенсий по случаю потери кормильца-военнослужащего, погибшего (умершего) вследствие военной травмы. Как представляется, потеря второго родителя независимо от его статуса должна признаваться основанием для установления пенсии по случаю потери кормильца-военнослужащего в более высоком размере, чем это предусмотрено для ситуаций, когда ребенок лишился одного кормильца. Нуждаются в уточнении также правила беззаявительного перерасчета назначенной ребенку пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью второго родителя.
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Среди возможных направлений совершенствования правового регулирования можно выделить необходимость учета факта сиротства при определении размеров пенсий по случаю потери кормильца-военнослужащего, погибшего (умершего) вследствие военной травмы. Как представляется, потеря второго родителя независимо от его статуса должна признаваться основанием для установления пенсии по случаю потери кормильца-военнослужащего в более высоком размере, чем это предусмотрено для ситуаций, когда ребенок лишился одного кормильца. Нуждаются в уточнении также правила беззаявительного перерасчета назначенной ребенку пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью второго родителя.
Статья: Конституционное право на социальное обеспечение в зеркале инструментальной юриспруденции
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Названный комплекс конституционных норм может дополняться ст. 7, как, например, в Постановлении Конституционного Суда от 19 июля 2016 г. N 16-П по вопросу об определении размера пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел. Оценивая соразмерность ограничений права на социальное обеспечение при прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, ошибочно назначенной гражданину, не имевшему необходимой продолжительности службы, Конституционный Суд в Постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П сослался, помимо вышеназванных норм, на ст. 1, 2, 18 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Названный комплекс конституционных норм может дополняться ст. 7, как, например, в Постановлении Конституционного Суда от 19 июля 2016 г. N 16-П по вопросу об определении размера пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел. Оценивая соразмерность ограничений права на социальное обеспечение при прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, ошибочно назначенной гражданину, не имевшему необходимой продолжительности службы, Конституционный Суд в Постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П сослался, помимо вышеназванных норм, на ст. 1, 2, 18 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 04.08.2021 N 538н
(ред. от 25.09.2024)
"Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 N 65471)39(3). Для подтверждения дополнительных обстоятельств, учитываемых при определении размера пенсии по случаю потери кормильца супругам военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) вследствие военной травмы, занятым уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими возраста 23 лет, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы (сведения), предусмотренные подпунктом "л" пункта 38 настоящего перечня.
(ред. от 25.09.2024)
"Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 N 65471)39(3). Для подтверждения дополнительных обстоятельств, учитываемых при определении размера пенсии по случаю потери кормильца супругам военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) вследствие военной травмы, занятым уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими возраста 23 лет, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы (сведения), предусмотренные подпунктом "л" пункта 38 настоящего перечня.
Решение Конституционного Суда РФ от 10.11.2016
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2016 года"Одновременно Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2016 года"Одновременно Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей.
Статья: Принцип фамильяризации в правовом регулировании социально-трудовых отношений
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Принцип фамильяризации определяется специалистами в области права социального обеспечения как учет семейного положения гражданина при предоставлении ему социального обеспечения, тех или иных его видов <1>. М.В. Филиппова рассматривает действие принципа фамильяризации в двух аспектах. Принцип фамильяризации реализуется прежде всего в нормах социально-обеспечительного законодательства, регламентирующих право на предоставление некоторых видов государственного социального обеспечения (государственная социальная помощь малообеспеченным семьям; пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; государственная пенсия по случаю потери кормильца вдовам военнослужащих, не вступившим в новый брак). Второй аспект связан с учетом семейного положения при определении размера некоторых страховых выплат. Например, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности) определяется с учетом количества нетрудоспособных членов семьи пенсионера, находящихся на его иждивении <2>.
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Принцип фамильяризации определяется специалистами в области права социального обеспечения как учет семейного положения гражданина при предоставлении ему социального обеспечения, тех или иных его видов <1>. М.В. Филиппова рассматривает действие принципа фамильяризации в двух аспектах. Принцип фамильяризации реализуется прежде всего в нормах социально-обеспечительного законодательства, регламентирующих право на предоставление некоторых видов государственного социального обеспечения (государственная социальная помощь малообеспеченным семьям; пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; государственная пенсия по случаю потери кормильца вдовам военнослужащих, не вступившим в новый брак). Второй аспект связан с учетом семейного положения при определении размера некоторых страховых выплат. Например, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности) определяется с учетом количества нетрудоспособных членов семьи пенсионера, находящихся на его иждивении <2>.
Статья: Лица, осуществляющие уход, как особые субъекты пенсионных отношений по случаю потери кормильца
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Нужно отметить, что иные пенсионные законы не содержат подобных положений, в частности, Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих устанавливает такой порядок определения размера пенсии из денежного довольствия умершего военнослужащего, который не влияет на права иных получателей пенсии.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Нужно отметить, что иные пенсионные законы не содержат подобных положений, в частности, Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих устанавливает такой порядок определения размера пенсии из денежного довольствия умершего военнослужащего, который не влияет на права иных получателей пенсии.
Статья: Возмещение вреда, причиненного военнослужащему
(Калинин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)При возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, не должны уменьшаться размеры пенсии, пособия, страховых и иных выплат, назначенных лицам в соответствии с законодательством о государственном социальном обеспечении членов семей погибших (умерших) военнослужащих (ст. 1089 ГК РФ). Если военнослужащий при жизни получал пенсию, то ее размер включается в состав утраченного денежного довольствия, увеличивая его размер.
(Калинин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)При возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, не должны уменьшаться размеры пенсии, пособия, страховых и иных выплат, назначенных лицам в соответствии с законодательством о государственном социальном обеспечении членов семей погибших (умерших) военнослужащих (ст. 1089 ГК РФ). Если военнослужащий при жизни получал пенсию, то ее размер включается в состав утраченного денежного довольствия, увеличивая его размер.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Родители военнослужащих, умерших (погибших) вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Родители военнослужащих, умерших (погибших) вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Решением УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга Л.Н. было отказано в назначении страховой пенсии по старости с сохранением права на получение пенсии от Минобороны по случаю потери кормильца. Указанный отказ Л.Н. считает незаконным, поскольку ее супруг - Л.В. в период с 1954 по 1987 г. проходил службу в Вооруженных Силах СССР, был уволен в связи с достижением предельного возраста прохождения военной службы, при увольнении ему была назначена пенсия. В 2010 г. Л.В. умер, после его смерти Л.Н. назначена выплата в размере 40% от военной пенсии умершего супруга, истица является пенсионером, инвалидом III группы, трудовую деятельность не осуществляет, в настоящее время получает военную пенсию умершего супруга, а также социальную пенсию по инвалидности.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Решением УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга Л.Н. было отказано в назначении страховой пенсии по старости с сохранением права на получение пенсии от Минобороны по случаю потери кормильца. Указанный отказ Л.Н. считает незаконным, поскольку ее супруг - Л.В. в период с 1954 по 1987 г. проходил службу в Вооруженных Силах СССР, был уволен в связи с достижением предельного возраста прохождения военной службы, при увольнении ему была назначена пенсия. В 2010 г. Л.В. умер, после его смерти Л.Н. назначена выплата в размере 40% от военной пенсии умершего супруга, истица является пенсионером, инвалидом III группы, трудовую деятельность не осуществляет, в настоящее время получает военную пенсию умершего супруга, а также социальную пенсию по инвалидности.
Ситуация: Какие существуют надбавки к военной пенсии и случаи ее повышения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лица, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и их семьи имеют право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению - пенсию по инвалидности и пенсию по случаю потери кормильца. Первая назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву, вторая - нетрудоспособным членам семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву (ст. 2 Закона N 4468-1; пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 4, пп. 3, 4 п. 1 ст. 5, п. п. 2, 3 ст. 8 Закона N 166-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лица, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и их семьи имеют право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению - пенсию по инвалидности и пенсию по случаю потери кормильца. Первая назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву, вторая - нетрудоспособным членам семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву (ст. 2 Закона N 4468-1; пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 4, пп. 3, 4 п. 1 ст. 5, п. п. 2, 3 ст. 8 Закона N 166-ФЗ).
Статья: К вопросу о правовом статусе лиц, направленных для обеспечения решения задач в ходе специальной военной операции
(Кудашкин А.В., Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 2)Кроме того, нельзя не отметить, что внесены изменения <6> в ст. 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, согласно которым круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, дополнен новой категорией - граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях, которым предоставляется право на пенсию по инвалидности, а в случае их смерти нетрудоспособным членам семьи назначается пенсия по случаю потери кормильца. Соответственно законодатель уравнял условия назначения и размеры пенсий по инвалидности (в случае смерти - по случаю потери кормильца) для граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, с военнослужащими.
(Кудашкин А.В., Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 2)Кроме того, нельзя не отметить, что внесены изменения <6> в ст. 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, согласно которым круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, дополнен новой категорией - граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях, которым предоставляется право на пенсию по инвалидности, а в случае их смерти нетрудоспособным членам семьи назначается пенсия по случаю потери кормильца. Соответственно законодатель уравнял условия назначения и размеры пенсий по инвалидности (в случае смерти - по случаю потери кормильца) для граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, с военнослужащими.
Статья: Какие секреты хранит пенсионная система? За что и как начисляют пенсию в ПФР и какие споры чаще решают суды?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)- социальная пенсия - назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)- социальная пенсия - назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Согласно положениям п. 1 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечения пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Согласно положениям п. 1 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечения пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Ситуация: Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют члены семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин вследствие совершения им преступления (п. п. 3, 4 ст. 8 Закона N 166-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют члены семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин вследствие совершения им преступления (п. п. 3, 4 ст. 8 Закона N 166-ФЗ).