Расторжение государственного контракта при банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Расторжение государственного контракта при банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 298 "Распоряжение имуществом учреждения" ГК РФПри этом апелляционный суд рассмотрел и отклонил довод университета об отсутствии оснований для проведения замены в реестре требований кредиторов должника, поскольку должником не отработана полностью сумма аванса, полученного за счет предоставленной университетом субсидии. Апелляционный суд отметил, что в данном случае заключение и оплата университетом государственных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, следовательно денежные требования, вытекающие из отношений, связанных с заключением, исполнением, расторжением федеральных государственных контрактов, предъявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом."
Апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2025 по делу N 10-2904/2025 (УИД 77RS0012-02-2023-014768-50)
Приговор: По ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор изменен. Из числа доказательств исключен рапорт об обнаружении признаков преступления. Сохранен арест, наложенный постановлением районного суда, на денежные средства, находящиеся на банковских счетах осужденного.Увеличение цены договоров и их расторжение, недостаточность финансирования работ и наличие у ФГУП "ГВСУ N 14" и ГУССТ N 1 задолженности перед ООО "Монолитинвест", а также введенная в отношении В. процедура банкротства, как об этом указывает защита, не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего уголовного дела, поскольку названные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о выполнении ООО "Монолитинвест" работ по госконтрактам, указанным в актах формы КС-2 от 26.12.2014, а также об отсутствии выявленных недостатков, установленных в ходе обмеров контролирующими органами, в результате чего Министерству обороны РФ был причинен ущерб на общую сумму сумма.
Приговор: По ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор изменен. Из числа доказательств исключен рапорт об обнаружении признаков преступления. Сохранен арест, наложенный постановлением районного суда, на денежные средства, находящиеся на банковских счетах осужденного.Увеличение цены договоров и их расторжение, недостаточность финансирования работ и наличие у ФГУП "ГВСУ N 14" и ГУССТ N 1 задолженности перед ООО "Монолитинвест", а также введенная в отношении В. процедура банкротства, как об этом указывает защита, не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего уголовного дела, поскольку названные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о выполнении ООО "Монолитинвест" работ по госконтрактам, указанным в актах формы КС-2 от 26.12.2014, а также об отсутствии выявленных недостатков, установленных в ходе обмеров контролирующими органами, в результате чего Министерству обороны РФ был причинен ущерб на общую сумму сумма.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О возврате остатка аванса при расторжении госконтракта на строительство объекта капитального строительства с головным исполнителем, в отношении которого открыто конкурсное производство.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-12/115075)Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса средства от возврата дебиторской задолженности, поступающие в том числе в связи с расторжением в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации ранее заключенного государственного контракта, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), относятся к неналоговым доходам бюджетов, которые зачисляются на счета органов Федерального казначейства (пункт 1 статьи 40 Бюджетного кодекса), и в этой связи, по мнению Минфина России, средства неиспользованного аванса, перечисленного на лицевой счет головного исполнителя, не могут рассматриваться как средства должника и формировать конкурсную массу должника по делу о несостоятельности (банкротстве).
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-12/115075)Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса средства от возврата дебиторской задолженности, поступающие в том числе в связи с расторжением в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации ранее заключенного государственного контракта, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), относятся к неналоговым доходам бюджетов, которые зачисляются на счета органов Федерального казначейства (пункт 1 статьи 40 Бюджетного кодекса), и в этой связи, по мнению Минфина России, средства неиспользованного аванса, перечисленного на лицевой счет головного исполнителя, не могут рассматриваться как средства должника и формировать конкурсную массу должника по делу о несостоятельности (банкротстве).
Статья: Недействительность соглашения о прекращении обязательства как подозрительной сделки в банкротстве
(Киселева Е.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 1)Если говорить о соглашении, прекращении обязательства, то, пожалуй, это тот вид соглашения, который подвергается ограничению относительно редко по сравнению с соглашениями, предусматривающими возникновение обязательства. Гражданский кодекс не устанавливает явных ограничений для заключения такого соглашения, даже Закон о контрактной системе, который характеризуется наличием достаточно большого количества императивных норм предусматривает возможность расторжения государственного контракта соглашением сторон (ст. 95). Такой подход в целом оправдан, поскольку, если уж обязательство возникло и оно соответствует требованиям позитивного права, то его прекращение вероятнее всего не должно противоречить установленным требованиям, поскольку соглашение о прекращении обязательства на основании возникновения обязательства. Однако одним из случаев, когда все-таки законодатель ограничивает свободу заключения соглашения о прекращении обязательства, является законодательство о банкротстве. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) устанавливает основания для недействительности подозрительных сделок, т.е. сделок, нарушающих права кредиторов, и, соответственно, фактически ограничивает их совершение.
(Киселева Е.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 1)Если говорить о соглашении, прекращении обязательства, то, пожалуй, это тот вид соглашения, который подвергается ограничению относительно редко по сравнению с соглашениями, предусматривающими возникновение обязательства. Гражданский кодекс не устанавливает явных ограничений для заключения такого соглашения, даже Закон о контрактной системе, который характеризуется наличием достаточно большого количества императивных норм предусматривает возможность расторжения государственного контракта соглашением сторон (ст. 95). Такой подход в целом оправдан, поскольку, если уж обязательство возникло и оно соответствует требованиям позитивного права, то его прекращение вероятнее всего не должно противоречить установленным требованиям, поскольку соглашение о прекращении обязательства на основании возникновения обязательства. Однако одним из случаев, когда все-таки законодатель ограничивает свободу заключения соглашения о прекращении обязательства, является законодательство о банкротстве. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) устанавливает основания для недействительности подозрительных сделок, т.е. сделок, нарушающих права кредиторов, и, соответственно, фактически ограничивает их совершение.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)5. Денежные требования, вытекающие из отношений, связанных с заключением, исполнением, расторжением федеральных государственных контрактов, предъявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)5. Денежные требования, вытекающие из отношений, связанных с заключением, исполнением, расторжением федеральных государственных контрактов, предъявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Основанием для такого вывода суда послужило признание общества несостоятельным (банкротом) и наличие в связи с этим у конкурсного управляющего права на отказ от исполнения государственного контракта, предусмотренного пп. 1 и 2 ст. 102, п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве. Порядок отказа конкурсного управляющего от исполнения сделки признан судом соблюденным.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Основанием для такого вывода суда послужило признание общества несостоятельным (банкротом) и наличие в связи с этим у конкурсного управляющего права на отказ от исполнения государственного контракта, предусмотренного пп. 1 и 2 ст. 102, п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве. Порядок отказа конкурсного управляющего от исполнения сделки признан судом соблюденным.
Готовое решение: Как заполнить информацию о лимитах бюджетных обязательств, не подлежащих отзыву с лицевых счетов, открытых в органах казначейства (ф. 0506117)
(КонсультантПлюс, 2025)в разд. 1 отразите сведения о госконтрактах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых в текущем финансовом году из-за расторжения ранее заключенных госконтрактов в соответствии с п. 7, пп. "и" п. 11 Положения N 1496. Основания для расторжения такие: по соглашению сторон, решению суда или из-за одностороннего отказа стороны госконтракта от его исполнения по гражданскому законодательству РФ, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя). Укажите в этом разделе и сведения о госконтрактах на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков. В графе 1 приведите ссылку на п. 7 или пп. "и" п. 11 Положения N 1496 (Приложение N 3 к Приказу Минфина России от 15.05.2023 N 68н);
(КонсультантПлюс, 2025)в разд. 1 отразите сведения о госконтрактах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых в текущем финансовом году из-за расторжения ранее заключенных госконтрактов в соответствии с п. 7, пп. "и" п. 11 Положения N 1496. Основания для расторжения такие: по соглашению сторон, решению суда или из-за одностороннего отказа стороны госконтракта от его исполнения по гражданскому законодательству РФ, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя). Укажите в этом разделе и сведения о госконтрактах на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков. В графе 1 приведите ссылку на п. 7 или пп. "и" п. 11 Положения N 1496 (Приложение N 3 к Приказу Минфина России от 15.05.2023 N 68н);
Статья: Специфика возмещения убытков участниками контрактной системы
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Специализация: правовое обеспечение деятельности организации, участие в разработке нормативных правовых актов Российской Федерации, экспертиза государственных контрактов на закупку техники, ее ремонт и обслуживание, НИОКТР, услуг связи; сопровождение правовых вопросов контрактной системы, заключения, изменения и расторжения контрактов; правовое сопровождение управления правами на результаты интеллектуальной деятельности; административная практика ФАС России, ведение претензионно-исковой работы, арбитраж, участие в исполнительном производстве и делах о банкротстве, консультация по вопросам социальной защиты и прохождения службы.
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Специализация: правовое обеспечение деятельности организации, участие в разработке нормативных правовых актов Российской Федерации, экспертиза государственных контрактов на закупку техники, ее ремонт и обслуживание, НИОКТР, услуг связи; сопровождение правовых вопросов контрактной системы, заключения, изменения и расторжения контрактов; правовое сопровождение управления правами на результаты интеллектуальной деятельности; административная практика ФАС России, ведение претензионно-исковой работы, арбитраж, участие в исполнительном производстве и делах о банкротстве, консультация по вопросам социальной защиты и прохождения службы.
Статья: Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Специализация: правовое обеспечение деятельности организации, участие в разработке нормативных правовых актов Российской Федерации, экспертиза государственных контрактов на закупку техники, ее ремонт и обслуживание, НИОКТР, услуг связи; сопровождение правовых вопросов контрактной системы, заключения, изменения и расторжения контрактов; правовое сопровождение управления правами на результаты интеллектуальной деятельности; административная практика ФАС России, ведение претензионно-исковой работы, арбитраж, участие в исполнительном производстве и делах о банкротстве, консультация по вопросам социальной защиты и прохождения службы.
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Специализация: правовое обеспечение деятельности организации, участие в разработке нормативных правовых актов Российской Федерации, экспертиза государственных контрактов на закупку техники, ее ремонт и обслуживание, НИОКТР, услуг связи; сопровождение правовых вопросов контрактной системы, заключения, изменения и расторжения контрактов; правовое сопровождение управления правами на результаты интеллектуальной деятельности; административная практика ФАС России, ведение претензионно-исковой работы, арбитраж, участие в исполнительном производстве и делах о банкротстве, консультация по вопросам социальной защиты и прохождения службы.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Так, в качестве особенности установлено то, что в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований <430> необходимым условием для направления заявления уполномоченного органа в суд является истечение 30 дней после направления судебному приставу - исполнителю постановления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа. Заявление уполномоченного органа признается необоснованным, если на момент обращения в суд утрачена возможность принудительного исполнения требований, указанных в заявлении (пункт 2 Обзора). Уполномоченный орган вправе инициировать процедуру банкротства юридического лица на основании задолженности по страховым взносам, которая не подтверждена судебным актом, но в отношении которой принято решение о ее бесспорном взыскании, лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий и (или) заработной платы, по денежным требованиям, вытекающим из отношений, связанных с заключением, исполнением, расторжением федеральных государственных контрактов (пункты 3 - 5 Обзора). При возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения. Решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается (пункт 19 Обзора).
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Так, в качестве особенности установлено то, что в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований <430> необходимым условием для направления заявления уполномоченного органа в суд является истечение 30 дней после направления судебному приставу - исполнителю постановления о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа. Заявление уполномоченного органа признается необоснованным, если на момент обращения в суд утрачена возможность принудительного исполнения требований, указанных в заявлении (пункт 2 Обзора). Уполномоченный орган вправе инициировать процедуру банкротства юридического лица на основании задолженности по страховым взносам, которая не подтверждена судебным актом, но в отношении которой принято решение о ее бесспорном взыскании, лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий и (или) заработной платы, по денежным требованиям, вытекающим из отношений, связанных с заключением, исполнением, расторжением федеральных государственных контрактов (пункты 3 - 5 Обзора). При возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения. Решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается (пункт 19 Обзора).
Готовое решение: Как заполнить до 23 июня 2023 г. включительно информацию о бюджетных обязательствах, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ф. 0506117)
(КонсультантПлюс, 2023)в разд. 3 приведите, во-первых, сведения о закупках товаров, работ, услуг, возникающих из госконтрактов, которые заключаете в текущем финансовом году из-за расторжения ранее заключенных госконтрактов. Основания для расторжения такие: по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны госконтракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения по гражданскому законодательству РФ, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя). Во-вторых, в этом разделе укажите сведения о закупках товаров, работ, услуг, которые возникают из госконтрактов на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков.
(КонсультантПлюс, 2023)в разд. 3 приведите, во-первых, сведения о закупках товаров, работ, услуг, возникающих из госконтрактов, которые заключаете в текущем финансовом году из-за расторжения ранее заключенных госконтрактов. Основания для расторжения такие: по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны госконтракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения по гражданскому законодательству РФ, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя). Во-вторых, в этом разделе укажите сведения о закупках товаров, работ, услуг, которые возникают из госконтрактов на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков.
Статья: О КБК, соответствующих закупкам, указанным в пункте 11 Положения N 1496
(Суворова Т.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)и) в случае, если бюджетные обязательства возникают из государственных контрактов, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных государственных контрактов по соглашению сторон, по решению суда или в результате одностороннего отказа стороны государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством РФ, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), а также из государственных контрактов на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков;
(Суворова Т.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)и) в случае, если бюджетные обязательства возникают из государственных контрактов, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных государственных контрактов по соглашению сторон, по решению суда или в результате одностороннего отказа стороны государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством РФ, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), а также из государственных контрактов на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков;