Расторжение брака заключенного в другом государстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Расторжение брака заключенного в другом государстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как расторгнуть брак с иностранцем?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если вы заключили брак с иностранным гражданином в другом государстве, то и расторгнуть брак вы можете там же. Такой развод признается действительным на территории РФ. В этом случае вы должны направить по месту своего жительства в орган ЗАГС или консульское учреждение РФ за пределами РФ сведения о расторжении брака (п. 3 ст. 160 СК РФ; п. 4 ст. 13.1 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ; п. п. 3, 4, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2018 N 1193).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если вы заключили брак с иностранным гражданином в другом государстве, то и расторгнуть брак вы можете там же. Такой развод признается действительным на территории РФ. В этом случае вы должны направить по месту своего жительства в орган ЗАГС или консульское учреждение РФ за пределами РФ сведения о расторжении брака (п. 3 ст. 160 СК РФ; п. 4 ст. 13.1 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ; п. п. 3, 4, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2018 N 1193).
Статья: Цифровое гражданство и конституционные вызовы в информационном и алгоритмическом обществе
(Кравец И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 2)Во-вторых, одобрение поправок в Конституцию Ирландии посредством референдума (в том числе новейших и проектируемых поправок) показало как усиление значения императивных форм демократии для решения конституционных вопросов, так и расширение дискурсивного поля обсуждения содержания и значения поправок по болезненным и значимым вопросам. Согласно статье 46 (часть 1) Конституции Ирландии "любое положение Конституции может быть изменено путем поправки, изменения или отмены способом, установленным в этой статье". После принятия любого предложения об изменении Конституции обеими палатами Парламента такой законопроект (Акт об изменении Конституции) "должен быть представлен на референдум для решения народом в соответствии с действующим законом о референдуме" <21>. Опыт Ирландии в сфере проведения императивных конституционных референдумов показывает, что с момента принятия Конституции в 1937 году (проект самой Конституции был одобрен на референдуме 1 июля 1937 года) <22> в стране было проведено 38 референдумов (39 - в случае учета референдума по самой Конституции), и ожидаются новые. Резонансным решением конституционного характера была отмена восьмой поправки (принятой на основании референдума от 7 сентября 1983 года) к Конституции Ирландии в 2018 году (статья 40 часть 3), которая признавала право на жизнь нерожденного ребенка и сохраняла право на аборт только в случае опасности для жизни женщины <23>. Тридцать шестой поправкой к Конституции Ирландии 18 сентября 2018 года восьмая поправка была отменена, и появилось следующее положение в статье 40: "3. Законом может быть предусмотрено регулирование прерывания беременности" <24>. Кроме того, 27 ноября 2018 года была принята тридцать седьмая поправка к Конституции, которая перестала рассматривать в качестве преступления публикацию или произнесение богохульных материалов <25>. А 11 июня 2019 года тридцать восьмой поправкой к Конституции Ирландии статья 41 была дополнена новым положением о признании иностранных разводов ("3. Законом может быть предусмотрено признание в соответствии с законодательством государства расторжения брака, заключенного в соответствии с гражданским законодательством другого государства") <26>. В ноябре 2023 года в Ирландии пройдет конституционный референдум о судьбе положения статьи 41 (часть 2) Конституции, в которой закрепляется роль женщины в ирландском обществе и государстве (1. "В частности, Государство признает, что своей домашней жизнью женщина оказывает Государству поддержку, без которой не может быть достигнуто общее благо"; 2. "Государство поэтому должно стремиться к тому, чтобы матери не были вынуждены по экономической необходимости заниматься трудом, пренебрегая своими домашними обязанностями") <27>. Данная статья стала предметом общественной дискуссии, когда на нее обратила внимание Гражданская ассамблея по гендерному равенству в 2021 году; было предложено исключить данные положения и заменить их более нейтральными положениями, не относящимися к гендеру. Хотя традиция проведения конституционных референдумов в Ирландии восходит к периоду, начавшемуся задолго до появления Интернета, современные цифровые и информационные технологии, включая Интернет, содействуют на уровне государственной поддержки политическому и правовому вовлечению граждан в обсуждение конституционных и иных инициатив с большим публичным значением, в том числе по поправкам к Конституции страны. В частности, об этом свидетельствует портал Ассамблея граждан, или Гражданская ассамблея (англ.: The Citizens' Assembly) <28>. Гражданская ассамблея - это группа граждан, сформированная из "представителей широкой общественности, избранных для обсуждения вопроса или вопросов государственной важности". Начало Гражданской ассамблеи положила Программа Правительства 2011 года, которая обязалась создать Конституционное собрание. Собрания граждан основывались на работе "Конвенции о Конституции" (англ.: Constitutional Convention) и создавались для рассмотрения важных публично значимых вопросов "за последнее десятилетие", включая отмену восьмой поправки к Конституции страны, старение населения, гендерное равенство и утрату биоразнообразия. На сегодняшний день Программа Правительства "Наше общее будущее" <29> (англ.: Programme for Government Our Shared Future) включает в себя обязательство провести четыре собрания граждан за время своего существования. Две из этих Ассамблей уже завершены: Гражданская ассамблея по вопросам утраты биоразнообразия и Дублинская ассамблея. В настоящее время проводится третья Ассамблея по вопросам употребления наркотиков. В рамках данного портала работает и Гражданская ассамблея по гендерному равенству, которая была создана резолюцией Парламента Ирландии (ирл.: Oireachtas) в июле 2019 года для "рассмотрения вопроса о гендерном равенстве и вынесения рекомендаций Oireachtas по продвижению гендерного равенства" <30>.
(Кравец И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 2)Во-вторых, одобрение поправок в Конституцию Ирландии посредством референдума (в том числе новейших и проектируемых поправок) показало как усиление значения императивных форм демократии для решения конституционных вопросов, так и расширение дискурсивного поля обсуждения содержания и значения поправок по болезненным и значимым вопросам. Согласно статье 46 (часть 1) Конституции Ирландии "любое положение Конституции может быть изменено путем поправки, изменения или отмены способом, установленным в этой статье". После принятия любого предложения об изменении Конституции обеими палатами Парламента такой законопроект (Акт об изменении Конституции) "должен быть представлен на референдум для решения народом в соответствии с действующим законом о референдуме" <21>. Опыт Ирландии в сфере проведения императивных конституционных референдумов показывает, что с момента принятия Конституции в 1937 году (проект самой Конституции был одобрен на референдуме 1 июля 1937 года) <22> в стране было проведено 38 референдумов (39 - в случае учета референдума по самой Конституции), и ожидаются новые. Резонансным решением конституционного характера была отмена восьмой поправки (принятой на основании референдума от 7 сентября 1983 года) к Конституции Ирландии в 2018 году (статья 40 часть 3), которая признавала право на жизнь нерожденного ребенка и сохраняла право на аборт только в случае опасности для жизни женщины <23>. Тридцать шестой поправкой к Конституции Ирландии 18 сентября 2018 года восьмая поправка была отменена, и появилось следующее положение в статье 40: "3. Законом может быть предусмотрено регулирование прерывания беременности" <24>. Кроме того, 27 ноября 2018 года была принята тридцать седьмая поправка к Конституции, которая перестала рассматривать в качестве преступления публикацию или произнесение богохульных материалов <25>. А 11 июня 2019 года тридцать восьмой поправкой к Конституции Ирландии статья 41 была дополнена новым положением о признании иностранных разводов ("3. Законом может быть предусмотрено признание в соответствии с законодательством государства расторжения брака, заключенного в соответствии с гражданским законодательством другого государства") <26>. В ноябре 2023 года в Ирландии пройдет конституционный референдум о судьбе положения статьи 41 (часть 2) Конституции, в которой закрепляется роль женщины в ирландском обществе и государстве (1. "В частности, Государство признает, что своей домашней жизнью женщина оказывает Государству поддержку, без которой не может быть достигнуто общее благо"; 2. "Государство поэтому должно стремиться к тому, чтобы матери не были вынуждены по экономической необходимости заниматься трудом, пренебрегая своими домашними обязанностями") <27>. Данная статья стала предметом общественной дискуссии, когда на нее обратила внимание Гражданская ассамблея по гендерному равенству в 2021 году; было предложено исключить данные положения и заменить их более нейтральными положениями, не относящимися к гендеру. Хотя традиция проведения конституционных референдумов в Ирландии восходит к периоду, начавшемуся задолго до появления Интернета, современные цифровые и информационные технологии, включая Интернет, содействуют на уровне государственной поддержки политическому и правовому вовлечению граждан в обсуждение конституционных и иных инициатив с большим публичным значением, в том числе по поправкам к Конституции страны. В частности, об этом свидетельствует портал Ассамблея граждан, или Гражданская ассамблея (англ.: The Citizens' Assembly) <28>. Гражданская ассамблея - это группа граждан, сформированная из "представителей широкой общественности, избранных для обсуждения вопроса или вопросов государственной важности". Начало Гражданской ассамблеи положила Программа Правительства 2011 года, которая обязалась создать Конституционное собрание. Собрания граждан основывались на работе "Конвенции о Конституции" (англ.: Constitutional Convention) и создавались для рассмотрения важных публично значимых вопросов "за последнее десятилетие", включая отмену восьмой поправки к Конституции страны, старение населения, гендерное равенство и утрату биоразнообразия. На сегодняшний день Программа Правительства "Наше общее будущее" <29> (англ.: Programme for Government Our Shared Future) включает в себя обязательство провести четыре собрания граждан за время своего существования. Две из этих Ассамблей уже завершены: Гражданская ассамблея по вопросам утраты биоразнообразия и Дублинская ассамблея. В настоящее время проводится третья Ассамблея по вопросам употребления наркотиков. В рамках данного портала работает и Гражданская ассамблея по гендерному равенству, которая была создана резолюцией Парламента Ирландии (ирл.: Oireachtas) в июле 2019 года для "рассмотрения вопроса о гендерном равенстве и вынесения рекомендаций Oireachtas по продвижению гендерного равенства" <30>.
Нормативные акты
Приказ МИД России от 13.03.2018 N 3507
"Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2018 N 50586)По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, срок, указанный в пункте 15 настоящего Административного регламента, может быть изменен руководителем консульского учреждения при наличии уважительных причин. Срок может быть уменьшен (брак заключается до истечения месяца), а также увеличен, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
"Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2018 N 50586)По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, срок, указанный в пункте 15 настоящего Административного регламента, может быть изменен руководителем консульского учреждения при наличии уважительных причин. Срок может быть уменьшен (брак заключается до истечения месяца), а также увеличен, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об актах гражданского состояния"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Сведения о государственной регистрации заключения и расторжения брака, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о заключении и расторжении брака, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориальным органам), федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (его территориальным органам), федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере информационно-коммуникационных технологий и организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и (или) автоматизированными системами федеральных органов исполнительной власти, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
(ред. от 08.08.2024)
"Об актах гражданского состояния"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Сведения о государственной регистрации заключения и расторжения брака, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о заключении и расторжении брака, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориальным органам), федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (его территориальным органам), федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере информационно-коммуникационных технологий и организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и (или) автоматизированными системами федеральных органов исполнительной власти, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
Статья: Особенности и классификация нотариальных сделок в сфере семейных правоотношений
(Тимкин А.А.)
("Нотариус", 2025, N 1)В сфере семейных правоотношений полномочия нотариата и дальше должны расширяться, необходимо предоставить право нотариусам регистрировать брак и вносить сведения в единый государственный реестр, а также расторгать брак. При расторжении брака необходимо учитывать наличие у пары несовершеннолетних детей и, если дети имеются, предварительно заключать алиментное соглашение. С учетом тенденций и новых факторов необходимо предоставить сторонам возможность совершать такие семейно-правовые сделки в дистанционном формате, например, гражданин, вступающий в брак, может быть мобилизован, могут возникнуть и другие обстоятельства, при которых супруги не смогут зарегистрировать или расторгнуть брак в традиционном очном формате. Дистанционный формат совершения некоторых семейно-правовых сделок позволит разгрузить органы ЗАГС, сэкономит время и средства.
(Тимкин А.А.)
("Нотариус", 2025, N 1)В сфере семейных правоотношений полномочия нотариата и дальше должны расширяться, необходимо предоставить право нотариусам регистрировать брак и вносить сведения в единый государственный реестр, а также расторгать брак. При расторжении брака необходимо учитывать наличие у пары несовершеннолетних детей и, если дети имеются, предварительно заключать алиментное соглашение. С учетом тенденций и новых факторов необходимо предоставить сторонам возможность совершать такие семейно-правовые сделки в дистанционном формате, например, гражданин, вступающий в брак, может быть мобилизован, могут возникнуть и другие обстоятельства, при которых супруги не смогут зарегистрировать или расторгнуть брак в традиционном очном формате. Дистанционный формат совершения некоторых семейно-правовых сделок позволит разгрузить органы ЗАГС, сэкономит время и средства.
Статья: Актуальные вопросы применения трансграничной семейной медиации с участием службы судебных приставов
(Шестерин А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 3)Численность семей, супруги в которых являются гражданами разных государств, неуклонно растет. По данным переписи 2010 г., 12% из числа всех браков в России были заключены между гражданами разных государств <18>, поэтому все чаще при возникновении споров о детях при разводе приходится учитывать законодательные системы других государств, которые могут разительно отличаться.
(Шестерин А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 3)Численность семей, супруги в которых являются гражданами разных государств, неуклонно растет. По данным переписи 2010 г., 12% из числа всех браков в России были заключены между гражданами разных государств <18>, поэтому все чаще при возникновении споров о детях при разводе приходится учитывать законодательные системы других государств, которые могут разительно отличаться.
Статья: Особенности наследования супругом как наследником по закону первой очереди
(Мыскин А.В.)
("Наследственное право", 2022, NN 2, 3)Достаточно широко известно, что переживший супруг в случае смерти другого супруга, наряду с детьми и родителями умершего человека, призывается к наследству покойного в составе наследников по закону первой очереди. Однако процесс такого наследования на практике может быть обусловлен некоторыми нестандартными юридическими ситуациями. Например, один из супругов может умереть в день государственной регистрации заключения брака или в период бракоразводного процесса. Именно анализу таких нетипичных наследственно-правовых моделей и посвящена настоящая статья.
(Мыскин А.В.)
("Наследственное право", 2022, NN 2, 3)Достаточно широко известно, что переживший супруг в случае смерти другого супруга, наряду с детьми и родителями умершего человека, призывается к наследству покойного в составе наследников по закону первой очереди. Однако процесс такого наследования на практике может быть обусловлен некоторыми нестандартными юридическими ситуациями. Например, один из супругов может умереть в день государственной регистрации заключения брака или в период бракоразводного процесса. Именно анализу таких нетипичных наследственно-правовых моделей и посвящена настоящая статья.
Статья: Проблемы и перспективы реализации личных прав и обязанностей супругов
(Хужин А.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Еще дальше в нормотворческих предложениях идет Е.В. Гордеюк, предлагая внедрить следующие нововведения в сферу личных прав и обязанностей супругов: "право на доброе супружеское имя (включает в себя добросовестное, осмотрительное и разумное осуществление супружеских прав и исполнение супружеских обязанностей с обеспечением верности другому супругу (курсив мой. - А.Х.), а также родительских прав и обязанностей, если супруги имеют детей в возрасте до 18 лет); взаимопонимание; взаимопомощь и забота супругов, а также необходимость установления новых прав: права на примирение супругов в досудебном порядке; права на досудебные процедуры заключения и расторжения брака; право лица, вступающего в брак, на информацию о добрачном социально-правовом статусе другого лица - потенциального супруга и некоторые другие" <3>. Рациональным здесь выглядит лишь последний, так называемый процессуальный блок разрешения супругами брачных коллизий, в остальном же речь идет о весьма абстрактных и лишенных нормативности (в том числе государственно-властного характера) квазипредписаниях. Как супруги будут обеспечивать верность отношений и получать информацию о социально-правовом статусе перед заключением брака, а тем более каковы последствия нарушения этих прав и неисполнения обязанностей? Такие новеллы лишь породят очередной "околоправовой хайп", нежели скажутся на действительной их востребованности и результативности.
(Хужин А.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Еще дальше в нормотворческих предложениях идет Е.В. Гордеюк, предлагая внедрить следующие нововведения в сферу личных прав и обязанностей супругов: "право на доброе супружеское имя (включает в себя добросовестное, осмотрительное и разумное осуществление супружеских прав и исполнение супружеских обязанностей с обеспечением верности другому супругу (курсив мой. - А.Х.), а также родительских прав и обязанностей, если супруги имеют детей в возрасте до 18 лет); взаимопонимание; взаимопомощь и забота супругов, а также необходимость установления новых прав: права на примирение супругов в досудебном порядке; права на досудебные процедуры заключения и расторжения брака; право лица, вступающего в брак, на информацию о добрачном социально-правовом статусе другого лица - потенциального супруга и некоторые другие" <3>. Рациональным здесь выглядит лишь последний, так называемый процессуальный блок разрешения супругами брачных коллизий, в остальном же речь идет о весьма абстрактных и лишенных нормативности (в том числе государственно-властного характера) квазипредписаниях. Как супруги будут обеспечивать верность отношений и получать информацию о социально-правовом статусе перед заключением брака, а тем более каковы последствия нарушения этих прав и неисполнения обязанностей? Такие новеллы лишь породят очередной "околоправовой хайп", нежели скажутся на действительной их востребованности и результативности.
Статья: К вопросу об ответственности супругов по обязательствам
(Чефранова Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 2)Разумеется, автор этих строк отнюдь не выступает за расширение перечня сделок, на совершение которых требуется письменное, удостоверенное нотариусом согласие другого супруга, напротив, полагаем, что создание Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния <11> позволит придать некоторым актам гражданского состояния, в первую очередь фактам регистрации заключения и расторжения брака, публичный характер. Доступность информационно-телекоммуникационной сети Интернет, широкое и повсеместное распространение социальных сетей, мессенджеров, других интернет-ресурсов, а также повсеместное внедрение электронной подписи способны обеспечить отечественный правопорядок новыми и эффективными инструментами.
(Чефранова Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 2)Разумеется, автор этих строк отнюдь не выступает за расширение перечня сделок, на совершение которых требуется письменное, удостоверенное нотариусом согласие другого супруга, напротив, полагаем, что создание Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния <11> позволит придать некоторым актам гражданского состояния, в первую очередь фактам регистрации заключения и расторжения брака, публичный характер. Доступность информационно-телекоммуникационной сети Интернет, широкое и повсеместное распространение социальных сетей, мессенджеров, других интернет-ресурсов, а также повсеместное внедрение электронной подписи способны обеспечить отечественный правопорядок новыми и эффективными инструментами.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Доказательствами являются: копии свидетельств (копии актовых записей) о заключении и о расторжении брака; свидетельские показания и другие доказательства по вопросу фактического прекращения семейных отношений и раздельного проживания супругов при нерасторгнутом браке; документы, подтверждающие приобретение имущества супругами, в том числе в определенный момент и по определенному основанию (выписка из ЕГРН; копии договоров купли-продажи, дарения, передачи государственного или муниципального имущества в собственность гражданина в порядке приватизации и др.; копия свидетельства о праве на наследство; копия свидетельства о праве собственности; по вопросу принадлежности долей в уставном капитале хозяйственного общества - выписка из ЕГРЮЛ; по вопросу принадлежности акций - выписка из реестра акционеров акционерного общества о принадлежности акций); платежные документы, свидетельствующие о совместных или единоличных финансовых вложениях в спорное имущество (об уплате кредитов, оплате строительных и иных работ, услуг); справки торговых сетей о ценах на товары; заключение эксперта по вопросу действительной стоимости имущества; копия нотариально удостоверенного брачного договора, а также иного соглашения супругов о разделе общего имущества (датированного до 1 января 2016 г. - облеченного в простую письменную форму, а после этой даты - исключительно нотариально удостоверенного); другие доказательства.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Доказательствами являются: копии свидетельств (копии актовых записей) о заключении и о расторжении брака; свидетельские показания и другие доказательства по вопросу фактического прекращения семейных отношений и раздельного проживания супругов при нерасторгнутом браке; документы, подтверждающие приобретение имущества супругами, в том числе в определенный момент и по определенному основанию (выписка из ЕГРН; копии договоров купли-продажи, дарения, передачи государственного или муниципального имущества в собственность гражданина в порядке приватизации и др.; копия свидетельства о праве на наследство; копия свидетельства о праве собственности; по вопросу принадлежности долей в уставном капитале хозяйственного общества - выписка из ЕГРЮЛ; по вопросу принадлежности акций - выписка из реестра акционеров акционерного общества о принадлежности акций); платежные документы, свидетельствующие о совместных или единоличных финансовых вложениях в спорное имущество (об уплате кредитов, оплате строительных и иных работ, услуг); справки торговых сетей о ценах на товары; заключение эксперта по вопросу действительной стоимости имущества; копия нотариально удостоверенного брачного договора, а также иного соглашения супругов о разделе общего имущества (датированного до 1 января 2016 г. - облеченного в простую письменную форму, а после этой даты - исключительно нотариально удостоверенного); другие доказательства.
Ситуация: Как расторгнуть брак и изменить фамилию при его расторжении?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу за государственную регистрацию расторжения брака в органах ЗАГС требуется уплатить госпошлину. Квитанция об уплате госпошлины представляется заявителем по собственной инициативе (пп. 2 п. 1 ст. 333.26 НК РФ; ст. 10 Закона N 143-ФЗ; п. п. 39, 50 Административного регламента N 307).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу за государственную регистрацию расторжения брака в органах ЗАГС требуется уплатить госпошлину. Квитанция об уплате госпошлины представляется заявителем по собственной инициативе (пп. 2 п. 1 ст. 333.26 НК РФ; ст. 10 Закона N 143-ФЗ; п. п. 39, 50 Административного регламента N 307).
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)В Республике Беларусь правовое регулирование брачно-семейных отношений с иностранным элементом базируется на разд. VI КоБС 1999 г., который был значительно изменен в 2012 г. Вместе с тем данный раздел содержит только незначительное количество норм, которые условно можно признать односторонними коллизионными нормами. Несмотря на свое наименование ("Применение законодательства Республики Беларусь о браке и семье к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров"), данный раздел практически не содержит положений, устанавливающих возможность применения иностранного брачно-семейного законодательства. Единственным коллизионным началом, которое возможно проследить в разд. VI, остается принцип lex fori. Он фигурирует в вопросах: заключения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь; расторжения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства и браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь; установления материнства и отцовства в Республике Беларусь; международного усыновления на территории Республики Беларусь; установления опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь; установления международных опеки и попечительства над несовершеннолетними, проживающими на территории Республики Беларусь. Очевидно, что привязка указанных отношений к правовой системе Республики Беларусь детерминирована территориально, т.е. заключение или расторжение брака, установление материнства и отцовства и другие вышеназванные юридически значимые действия осуществляются на территории Республики Беларусь ее компетентными органами, следовательно, находятся под действием суверенитета государства. Привязка к национальному законодательству также может быть обусловлена фактором гражданства. Так, опека и попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь, устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 1 ст. 234 КоБС 1999 г.). Вместе с тем разд. VI КоБС 1999 г. по-прежнему не содержит двусторонних коллизионных норм.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)В Республике Беларусь правовое регулирование брачно-семейных отношений с иностранным элементом базируется на разд. VI КоБС 1999 г., который был значительно изменен в 2012 г. Вместе с тем данный раздел содержит только незначительное количество норм, которые условно можно признать односторонними коллизионными нормами. Несмотря на свое наименование ("Применение законодательства Республики Беларусь о браке и семье к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров"), данный раздел практически не содержит положений, устанавливающих возможность применения иностранного брачно-семейного законодательства. Единственным коллизионным началом, которое возможно проследить в разд. VI, остается принцип lex fori. Он фигурирует в вопросах: заключения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь; расторжения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства и браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь; установления материнства и отцовства в Республике Беларусь; международного усыновления на территории Республики Беларусь; установления опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь; установления международных опеки и попечительства над несовершеннолетними, проживающими на территории Республики Беларусь. Очевидно, что привязка указанных отношений к правовой системе Республики Беларусь детерминирована территориально, т.е. заключение или расторжение брака, установление материнства и отцовства и другие вышеназванные юридически значимые действия осуществляются на территории Республики Беларусь ее компетентными органами, следовательно, находятся под действием суверенитета государства. Привязка к национальному законодательству также может быть обусловлена фактором гражданства. Так, опека и попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь, устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 1 ст. 234 КоБС 1999 г.). Вместе с тем разд. VI КоБС 1999 г. по-прежнему не содержит двусторонних коллизионных норм.
Статья: Спор о признании недействительным договора приватизации жилого помещения (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Право собственности на приобретенное Ответчиком в порядке приватизации Жилое помещение зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданной "___" ________ _____ г./другими документами.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Право собственности на приобретенное Ответчиком в порядке приватизации Жилое помещение зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданной "___" ________ _____ г./другими документами.
Статья: К вопросу о несовершенстве семейного законодательства Российской Федерации
(Мерзлякова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Такое обследование может быть проведено только по согласию. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. О наличии бесплодия, наследственных психических заболеваний, ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний закон не обязывает сообщать партнеру. Но если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, то последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным в течение года со дня, как узнало о сокрытии этих двух заболеваний. Возможно, в этом вопросе стоит учесть опыт других государств, чтобы избежать дальнейших разводов и трагедий.
(Мерзлякова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Такое обследование может быть проведено только по согласию. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. О наличии бесплодия, наследственных психических заболеваний, ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний закон не обязывает сообщать партнеру. Но если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, то последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным в течение года со дня, как узнало о сокрытии этих двух заболеваний. Возможно, в этом вопросе стоит учесть опыт других государств, чтобы избежать дальнейших разводов и трагедий.