Расширительное толкование превышения должностных полномочий



Подборка наиболее важных документов по запросу Расширительное толкование превышения должностных полномочий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Квалификация должностных преступлений, совершаемых при осуществлении публичных закупок
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2025, N 1)
Критика расширительного толкования формулировки разъяснений Верховного Суда РФ относительно четвертой разновидности превышения должностных полномочий неоднократно приводилась в литературе <7>.
Статья: Основная обязанность депутатов Государственной Думы, проблемы избыточного законотворчества и разъяснений федеральных законов
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)
На проблемы, связанные с подобными разъяснениями, постоянно обращают внимание исследователи данной проблемы. Так, В.С. Голещихин прямо обозначает, что "практически полное отсутствие механизмов официального разъяснения текстов законов на фоне их крайнего несовершенства и нестабильности" является системной проблемой, а также справедливо выступает с критикой, указывая, что "в ответах федеральных органов исполнительной власти на просьбы о разъяснении норм закона с гордостью подчеркивается, что данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства. Такая ситуация является настоящим государственным "неблагородством": не будучи способным создавать относительно простые, понятные и стабильные законы, государство при этом не собирается их официально разъяснять. Между тем штрафы и прочие неблагоприятные меры за нарушение неясных, противоречивых и постоянно меняющихся законов никто не отменял!" <21>. О подобных ситуациях пишет И.В. Котелевская, отмечая, что "нередко допускается превышение ведомственных полномочий, когда в ведомственных актах даются "расширительные" или произвольные толкования норм законов или даже содержатся нормативные решения, принятые с превышением компетенции, на ином уровне", приводя в пример решения Пенсионного фонда и Минтруда, устанавливающие отличный от Федерального закона порядок расчета индивидуального коэффициента пенсионера, поясняя, что "этому способствовало, правда, неоднозначное изложение соответствующих положений закона" <22>.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П
"По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года"
Между тем употребленные в данном случае понятия "устанавливать порядок" и "конкретизировать" достаточно неопределенны, что позволяет толковать их расширительно в сторону превышения полномочий исполнительной власти и произвольного вторжения в компетенцию законодателя. Без уточнения конкретного содержания указанных понятий и пределов действия исполнительных органов в налоговой сфере вряд ли возможно соблюдение сформулированного судом принципа определенности налоговых обязательств.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.09.2016 N АПЛ16-412
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 25.08.2016 N АКПИ16-880 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления ЦИК России от 22.06.2016 N 13/108-7 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва>
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с принятым решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении его требования. Считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм действующего законодательства по следующим основаниям: судом ошибочно сделан вывод о соблюдении административным ответчиком порядка опубликования Постановления; пункты 6, 7, 8, 9, 34, 36 приложения N 8 приняты ЦИК России с превышением полномочий, содержат расширительное толкование Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ и допускают не предусмотренные этим законом основания для установления недействительности подписи избирателя в подписном листе по мотиву наличия в них сокращений; пункт 4 приложения N 8 противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и Закону РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, ограничивает право избирателя поставить свою подпись в поддержку соответствующего кандидата за пределами территории своей регистрации; пункты 12, 31, 32, 33 приложения N 8 незаконно ограничивают лицо, осуществляющее сбор подписей, или уполномоченного представителя политической партии легализовать исправления, внесенные ими в подписной лист; пункты 2, 13 приложения N 8 не соответствуют статье 160 ГК РФ, предусматривающей возможность при совершении сделки сделать подпись другим лицом за гражданина, который вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может самостоятельно поставить подпись.
показать больше документов