Распоряжение земельной долей
Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение земельной долей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Требование о признании права собственности на недвижимое имущество, которым истец фактически владеет, является негаторным
Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 6436/09 по делу N А24-4243/2008 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 208, 304 ГК РФВ ст. 304 ГК РФ предусмотрено право собственника требовать устранения нарушений его права. Если нарушения вызваны распоряжением земельными участками и долями в них без согласия собственника и государственной регистрацией прав третьих лиц на земельные доли (земельные участки), то иск о признании права как способ правовой защиты, выбранный владеющим собственником, является правильным. На требования собственника об устранении нарушений его права, не связанных с лишением владения, исковая давность не распространяется в силу ст. ст. 208 и 304 ГК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 6436/09 по делу N А24-4243/2008 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 208, 304 ГК РФВ ст. 304 ГК РФ предусмотрено право собственника требовать устранения нарушений его права. Если нарушения вызваны распоряжением земельными участками и долями в них без согласия собственника и государственной регистрацией прав третьих лиц на земельные доли (земельные участки), то иск о признании права как способ правовой защиты, выбранный владеющим собственником, является правильным. На требования собственника об устранении нарушений его права, не связанных с лишением владения, исковая давность не распространяется в силу ст. ст. 208 и 304 ГК РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1112 "Наследство" ГК РФ"Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, суды, руководствуясь положениями статьи 1112 ГК РФ, Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 (действующими на момент возникновения прав на спорный участок), установив, что наследодатель М. не обращался в период с 1993 года по 2003 год с заявлениями о распоряжении земельной долей в соответствии с действующим законодательством, выделении земельной доли в натуре, пришли к выводу, что указанная доля вошла в земельный участок, сформированный из невостребованных долей, который находится в ведении Администрации городского округа Луховицы Московской области, в связи с чем в иске отказали."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Между тем для объективного и правильного рассмотрения дел этой категории правовое значение имеет выяснение вопросов, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными долями, а именно наличие (отсутствие) по делу обстоятельств, свидетельствующих о невостребованности земельных долей, наличие (отсутствие) основания для признания за истцом права собственности на указанные выше земельные участки, а также какими доказательствами эти обстоятельства подтверждаются. Районный суд еще на этой стадии судопроизводства должен проверить проведение муниципальным образованием всех мероприятий, предписанных законом.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Между тем для объективного и правильного рассмотрения дел этой категории правовое значение имеет выяснение вопросов, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными долями, а именно наличие (отсутствие) по делу обстоятельств, свидетельствующих о невостребованности земельных долей, наличие (отсутствие) основания для признания за истцом права собственности на указанные выше земельные участки, а также какими доказательствами эти обстоятельства подтверждаются. Районный суд еще на этой стадии судопроизводства должен проверить проведение муниципальным образованием всех мероприятий, предписанных законом.
Статья: Достаточно ли полномочий у муниципалитетов для того, чтобы, разрешая проблему невостребованных земельных долей, не усугубить ошибки реформы 1990-х годов?
(Липски С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)<18> См.: пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на Землю" // СПС "КонсультантПлюс"; пункты 35 - 38 Рекомендаций о распоряжении земельными долями и имущественными паями (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев") // СПС "КонсультантПлюс".
(Липски С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)<18> См.: пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на Землю" // СПС "КонсультантПлюс"; пункты 35 - 38 Рекомендаций о распоряжении земельными долями и имущественными паями (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев") // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 15.04.1994 N 324
"О практике аграрных преобразований в Нижегородской области"типовые договоры по распоряжению земельными долями и имущественными паями;
"О практике аграрных преобразований в Нижегородской области"типовые договоры по распоряжению земельными долями и имущественными паями;
Статья: Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)С точки зрения принципов земельного законодательства законодатель, сконцентрировав свое внимание на прекращении прав на земельные доли, пытается решить эту проблему через аспект земли как объекта недвижимости, тогда согласно принципу учета значения земли как основы жизни и деятельности человека (подп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ) правовое регулирование должно осуществляться с учетом трех аспектов земли: как природного объекта, как природного ресурса, как недвижимого имущества. Не регулируя отношения по использованию пустующих земель сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, законодатель фактически игнорирует аспекты земли как природного объекта и природного ресурса, не обеспечивая сохранение этих ценных земель, как того требуют принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий (подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) и принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственных угодий (подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Более того, отсутствие в законе механизма, позволяющего правомерно начать использовать пустующие земельные участки сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, означает, что в настоящее время отдается приоритет правам собственника объекта недвижимости перед правами общества на сохранение земли как природного объекта и природного ресурса, что противоречит принципу приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом необходимо учитывать, что собственником земельной доли давно пропущены разумные сроки для распоряжения этой долей, выдела земельного участка, что может свидетельствовать об отсутствии его заинтересованности в управлении своей собственностью. В этом случае имеет место дисбаланс в пользу интересов собственника, не желающего управлять ценным для общества объектом, перед интересами общества по сохранению этого объекта.
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)С точки зрения принципов земельного законодательства законодатель, сконцентрировав свое внимание на прекращении прав на земельные доли, пытается решить эту проблему через аспект земли как объекта недвижимости, тогда согласно принципу учета значения земли как основы жизни и деятельности человека (подп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ) правовое регулирование должно осуществляться с учетом трех аспектов земли: как природного объекта, как природного ресурса, как недвижимого имущества. Не регулируя отношения по использованию пустующих земель сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, законодатель фактически игнорирует аспекты земли как природного объекта и природного ресурса, не обеспечивая сохранение этих ценных земель, как того требуют принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий (подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) и принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственных угодий (подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Более того, отсутствие в законе механизма, позволяющего правомерно начать использовать пустующие земельные участки сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, означает, что в настоящее время отдается приоритет правам собственника объекта недвижимости перед правами общества на сохранение земли как природного объекта и природного ресурса, что противоречит принципу приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом необходимо учитывать, что собственником земельной доли давно пропущены разумные сроки для распоряжения этой долей, выдела земельного участка, что может свидетельствовать об отсутствии его заинтересованности в управлении своей собственностью. В этом случае имеет место дисбаланс в пользу интересов собственника, не желающего управлять ценным для общества объектом, перед интересами общества по сохранению этого объекта.
Статья: О последствиях определения супругами разных долей в праве собственности на недвижимое имущество в нотариально удостоверенном договоре
(Арсланов К.М.)
("Нотариус", 2022, N 3)3. Нормативная правовая база и состояние судебной практики. Федеральным законом N 391-ФЗ от 29 декабря 2015 г., внесшим изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации <5>, в том числе в Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <6>, в Семейный кодекс (ст. 35 и 38) и другие, полномочия нотариуса существенно расширились. Нотариальная форма стала требоваться при реализации доли в общей собственности, земельной доли, при распоряжении недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, недвижимым имуществом несовершеннолетнего лица. Кроме этого, законодатель предусмотрел требование нотариальной формы для отдельных договоров отчуждения недвижимости (по договору ренты (ст. 584 ГК); сделок по отчуждению или договоров ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, за некоторыми исключениями (ч. 1.1 ст. 42 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ <7>); сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделок по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным (ч. 2 ст. 54 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
(Арсланов К.М.)
("Нотариус", 2022, N 3)3. Нормативная правовая база и состояние судебной практики. Федеральным законом N 391-ФЗ от 29 декабря 2015 г., внесшим изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации <5>, в том числе в Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <6>, в Семейный кодекс (ст. 35 и 38) и другие, полномочия нотариуса существенно расширились. Нотариальная форма стала требоваться при реализации доли в общей собственности, земельной доли, при распоряжении недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, недвижимым имуществом несовершеннолетнего лица. Кроме этого, законодатель предусмотрел требование нотариальной формы для отдельных договоров отчуждения недвижимости (по договору ренты (ст. 584 ГК); сделок по отчуждению или договоров ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, за некоторыми исключениями (ч. 1.1 ст. 42 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ <7>); сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделок по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным (ч. 2 ст. 54 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).