Раскрываемость преступлений
Подборка наиболее важных документов по запросу Раскрываемость преступлений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях: роль и место правоохранительных органов
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Отсутствие в следственных органах специалистов с экологической квалификацией приводит к затягиванию расследований и формальному подходу к правоприменению. Создание подразделений, ориентированных на расследование преступлений в сфере экологии, позволит сократить сроки рассмотрения дел, снизить количество коррупционных схем, связанных с незаконным природопользованием, и повысить раскрываемость преступлений против окружающей среды. Зарубежный опыт подтверждает, что эффективная работа таких структур способствует сокращению незаконных выбросов, нелегальной добычи ресурсов и других экологических правонарушений.
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Отсутствие в следственных органах специалистов с экологической квалификацией приводит к затягиванию расследований и формальному подходу к правоприменению. Создание подразделений, ориентированных на расследование преступлений в сфере экологии, позволит сократить сроки рассмотрения дел, снизить количество коррупционных схем, связанных с незаконным природопользованием, и повысить раскрываемость преступлений против окружающей среды. Зарубежный опыт подтверждает, что эффективная работа таких структур способствует сокращению незаконных выбросов, нелегальной добычи ресурсов и других экологических правонарушений.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)По мнению А.В. Наумова, принцип неотвратимости не получил закрепления в УК РФ 1996 г. без достаточных оснований. Причины отказа от правового закрепления этого принципа он находит "в современных реалиях нашего общества", в частности, в низком проценте раскрываемости преступлений, в некритическом отношении к своей деятельности работников правоохранительных органов, которые объясняют слабую раскрываемость преступлений, в том числе коррупционных, не недостатками своей работы, а отсутствием достаточной законодательной базы, а также в отсутствии достаточной политической воли первых лиц государства, направленной на решительную борьбу с коррупцией <1>.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)По мнению А.В. Наумова, принцип неотвратимости не получил закрепления в УК РФ 1996 г. без достаточных оснований. Причины отказа от правового закрепления этого принципа он находит "в современных реалиях нашего общества", в частности, в низком проценте раскрываемости преступлений, в некритическом отношении к своей деятельности работников правоохранительных органов, которые объясняют слабую раскрываемость преступлений, в том числе коррупционных, не недостатками своей работы, а отсутствием достаточной законодательной базы, а также в отсутствии достаточной политической воли первых лиц государства, направленной на решительную борьбу с коррупцией <1>.
Нормативные акты
"Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(утв. Президентом РФ 30.05.2018)е) развитие в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма системы государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора;
(утв. Президентом РФ 30.05.2018)е) развитие в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма системы государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора;
Статья: Организационно-правовые механизмы сотрудничества по противодействию организованной преступности и иным опасным видам преступлений в рамках пространства безопасности Российской Федерации с республиками Абхазия и Южная Осетия
(Батурина Е.В.)
("Современное право", 2025, N 6)Необходимо отметить План сотрудничества МВД России и МВД Абхазии, принятый в 2021 году и направленный на улучшение криминогенной обстановки в республике. Совместная работа МВД России и МВД Абхазии по реализации положений Плана способствовала повышению раскрываемости преступлений и снижению уровня преступности в Абхазии (в 2019 году зарегистрировано 716 преступлений, раскрыто 574; в 2020-м зарегистрировано 744, раскрыто 580, в 2021-м зарегистрировано 715, раскрыто 621, в 2022-м зарегистрировано 756, раскрыто 694, в 2023 году зарегистрировано 665 преступлений, раскрыто 623) <11>.
(Батурина Е.В.)
("Современное право", 2025, N 6)Необходимо отметить План сотрудничества МВД России и МВД Абхазии, принятый в 2021 году и направленный на улучшение криминогенной обстановки в республике. Совместная работа МВД России и МВД Абхазии по реализации положений Плана способствовала повышению раскрываемости преступлений и снижению уровня преступности в Абхазии (в 2019 году зарегистрировано 716 преступлений, раскрыто 574; в 2020-м зарегистрировано 744, раскрыто 580, в 2021-м зарегистрировано 715, раскрыто 621, в 2022-м зарегистрировано 756, раскрыто 694, в 2023 году зарегистрировано 665 преступлений, раскрыто 623) <11>.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Существует и другая точка зрения, представители которой относятся к внесенным изменениям скептически. Так, В.А. Лазарева говорит о том, что произошло "беспрецедентное разрастание доследственной проверки, имеющее своим следствием размывание границ между процессуальной и полицейской деятельностью, в значительной мере обусловленное нерешенностью вопроса о месте следственных органов в структуре государственной власти" <1>. И.В. Овсянников считает, что современная процессуальная конструкция стадии возбуждения уголовного дела "придает законность отказу от полноценного расследования по горячим следам и волоките, что делает работу правоохранительных органов менее эффективной и снижает раскрываемость преступлений" <2>. О.В. Мичурина отмечает, что "доследственная проверка сообщений о преступлениях является рудиментом и от нее необходимо отказаться. Она будет обладать некоторой эффективностью лишь при неочевидности признаков преступления. Если же они обнаружены, то следует незамедлительно выносить постановление о возбуждении уголовного дела и приступать к его расследованию" <3>.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Существует и другая точка зрения, представители которой относятся к внесенным изменениям скептически. Так, В.А. Лазарева говорит о том, что произошло "беспрецедентное разрастание доследственной проверки, имеющее своим следствием размывание границ между процессуальной и полицейской деятельностью, в значительной мере обусловленное нерешенностью вопроса о месте следственных органов в структуре государственной власти" <1>. И.В. Овсянников считает, что современная процессуальная конструкция стадии возбуждения уголовного дела "придает законность отказу от полноценного расследования по горячим следам и волоките, что делает работу правоохранительных органов менее эффективной и снижает раскрываемость преступлений" <2>. О.В. Мичурина отмечает, что "доследственная проверка сообщений о преступлениях является рудиментом и от нее необходимо отказаться. Она будет обладать некоторой эффективностью лишь при неочевидности признаков преступления. Если же они обнаружены, то следует незамедлительно выносить постановление о возбуждении уголовного дела и приступать к его расследованию" <3>.
Статья: Дискуссионные аспекты определения субъекта ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами при использовании технологий искусственного интеллекта
(Кагальницкова Н.В., Сандалова В.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)Технологии искусственного интеллекта внедряются и в деятельность правоохранительных органов для предотвращения ряда правонарушений, повышения раскрываемости преступлений путем получения дополнительных улик, автоматизации различных баз данных для быстроты поиска информации, составления фотороботов, совершенствования технологии обработки данных с камер слежения и т.д. Все это в конечном счете служит оптимизации работы правоохранительных органов и рассматривается как некое благо.
(Кагальницкова Н.В., Сандалова В.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)Технологии искусственного интеллекта внедряются и в деятельность правоохранительных органов для предотвращения ряда правонарушений, повышения раскрываемости преступлений путем получения дополнительных улик, автоматизации различных баз данных для быстроты поиска информации, составления фотороботов, совершенствования технологии обработки данных с камер слежения и т.д. Все это в конечном счете служит оптимизации работы правоохранительных органов и рассматривается как некое благо.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)О высокой степени опасности дальнейшего развития уголовно-правовой ситуации в рассматриваемой сфере свидетельствуют и статистические данные о раскрываемости преступлений, которые на протяжении последних нескольких лет почти не превышают средний показатель в 24% (уровень раскрываемости по делам и материалам, которые находились в производстве и были окончены расследованием либо разрешены, по данным ГИАЦ МВД России, в отчетном периоде составил: 23% - 2017 г., 25% - 2018 г., 22% - 2019 г., 19% - 2020 г., 23% - 2021 г., 27% - 2022 г., 26% - 2023 г.). Отсюда следует, что, несмотря на некоторое приостановление процесса кратного увеличения числа зарегистрированных преступлений, связанных с использованием компьютерных и информационно-телекоммуникационных технологий, фактически раскрывается только каждое четвертое из них.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)О высокой степени опасности дальнейшего развития уголовно-правовой ситуации в рассматриваемой сфере свидетельствуют и статистические данные о раскрываемости преступлений, которые на протяжении последних нескольких лет почти не превышают средний показатель в 24% (уровень раскрываемости по делам и материалам, которые находились в производстве и были окончены расследованием либо разрешены, по данным ГИАЦ МВД России, в отчетном периоде составил: 23% - 2017 г., 25% - 2018 г., 22% - 2019 г., 19% - 2020 г., 23% - 2021 г., 27% - 2022 г., 26% - 2023 г.). Отсюда следует, что, несмотря на некоторое приостановление процесса кратного увеличения числа зарегистрированных преступлений, связанных с использованием компьютерных и информационно-телекоммуникационных технологий, фактически раскрывается только каждое четвертое из них.
Статья: Понятие пытки в уголовном праве
(Кособокова А.С.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Также стоит отметить, что данные цели могут иметь как социально значимый, так и личный низменный характер. К первым будет относиться, например, избиение заключенного, нарушившего режим отбывания наказания в исправительном учреждении, с целью наказать за такое нарушение, что отвечает цели поддержания порядка и дисциплины в местах отбывания наказаний. Примером второй цели является избиение заведомо невиновного подозреваемого с целью получить от него признание в совершении им преступления, согласующееся с целью повышения раскрываемости преступлений конкретным сотрудником правоохранительных органов.
(Кособокова А.С.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Также стоит отметить, что данные цели могут иметь как социально значимый, так и личный низменный характер. К первым будет относиться, например, избиение заключенного, нарушившего режим отбывания наказания в исправительном учреждении, с целью наказать за такое нарушение, что отвечает цели поддержания порядка и дисциплины в местах отбывания наказаний. Примером второй цели является избиение заведомо невиновного подозреваемого с целью получить от него признание в совершении им преступления, согласующееся с целью повышения раскрываемости преступлений конкретным сотрудником правоохранительных органов.