Расчет страховой пенсии военным пенсионерам
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет страховой пенсии военным пенсионерам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин не согласен с отказом в назначении пенсии по потере кормильца
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин не согласен с отказом в назначении пенсии по потере кормильца
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2023 по делу N 88-6484/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец считает, что перерасчет должен быть произведен за период в три года, предшествующих перерасчету.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суды не учли, что ФИО1, реализуя гарантированное ему право на судебную защиту, в настоящем деле не оспаривал действия пенсионного органа о произведенном ему с ДД.ММ.ГГГГ перерасчете страховой пенсии по старости, а поставил перед судом вопрос о правомерности действий (бездействия) пенсионного органа по не включению ему в расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, периода прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), что привело к получению им в течение нескольких лет пенсии в заниженном размере (на 489,02 руб. меньше ежемесячно).
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец считает, что перерасчет должен быть произведен за период в три года, предшествующих перерасчету.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суды не учли, что ФИО1, реализуя гарантированное ему право на судебную защиту, в настоящем деле не оспаривал действия пенсионного органа о произведенном ему с ДД.ММ.ГГГГ перерасчете страховой пенсии по старости, а поставил перед судом вопрос о правомерности действий (бездействия) пенсионного органа по не включению ему в расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, периода прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), что привело к получению им в течение нескольких лет пенсии в заниженном размере (на 489,02 руб. меньше ежемесячно).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Полагается ли военным пенсионерам страховая пенсия по старости в дополнение к военной?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости военнослужащими, получающими военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы (работы или иной деятельности), учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости военнослужащими, получающими военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы (работы или иной деятельности), учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)В силу отсутствия юридической возможности назначения ребенку-сироте пенсии по случаю потери кормильца за каждого кормильца факт потери им обоих родителей учитывается законодателем при установлении правил исчисления размеров разных видов пенсий по случаю потери кормильца. Применительно к пенсиям по случаю потери кормильца-космонавта и кормильца-военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, утрата ребенком второго родителя не влияет на их размер. Для остальных известных российскому законодательству видов пенсии по случаю потери кормильца степень влияния факта сиротства на размер пенсии зависит от организационно-правовой формы пенсионного обеспечения и статуса кормильца.
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)В силу отсутствия юридической возможности назначения ребенку-сироте пенсии по случаю потери кормильца за каждого кормильца факт потери им обоих родителей учитывается законодателем при установлении правил исчисления размеров разных видов пенсий по случаю потери кормильца. Применительно к пенсиям по случаю потери кормильца-космонавта и кормильца-военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, утрата ребенком второго родителя не влияет на их размер. Для остальных известных российскому законодательству видов пенсии по случаю потери кормильца степень влияния факта сиротства на размер пенсии зависит от организационно-правовой формы пенсионного обеспечения и статуса кормильца.
Ситуация: Как подтвердить стаж для назначения страховой пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Периоды военной и приравненной к ней службы, в том числе в органах внутренних дел, при исчислении страхового стажа в целях назначения страховой пенсии по старости гражданам, получающим военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, не учитываются, если эти периоды предшествовали назначению пенсии по инвалидности либо были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе не влияющие на размер военной пенсии (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Периоды военной и приравненной к ней службы, в том числе в органах внутренних дел, при исчислении страхового стажа в целях назначения страховой пенсии по старости гражданам, получающим военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, не учитываются, если эти периоды предшествовали назначению пенсии по инвалидности либо были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе не влияющие на размер военной пенсии (ч. 4 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отсутствие в пенсионном законодательстве нормы, прямо предусматривающей возможность исключения периода, учтенного при расчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет по Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", и зачета этого же периода в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости, по сути, означает в рамках механизма публично-правового регулирования пенсионных отношений запрет на включение по выбору пенсионера совпадающих по времени периодов в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отсутствие в пенсионном законодательстве нормы, прямо предусматривающей возможность исключения периода, учтенного при расчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет по Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", и зачета этого же периода в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости, по сути, означает в рамках механизма публично-правового регулирования пенсионных отношений запрет на включение по выбору пенсионера совпадающих по времени периодов в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Статья: Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Возвращаясь к проблемам реализации права на страховую пенсию по старости для застрахованных из числа военных пенсионеров, отметим, что в некоторых случаях большой проблемой является невозможность выработать требуемый страховой стаж (по общему правилу не менее 15 лет, а в 2021 г. с учетом переходных положений - 12 лет) к моменту достижения пенсионного возраста (65/60 лет), например, в том случае, когда военнослужащий приобретает право на пенсию за выслугу лет в достаточно зрелом возрасте (старше 50 лет). При этом следует учесть, что при назначении пенсии за выслугу лет достаточно часто у военных пенсионеров имеется "излишняя" выслуга, которая не влияет на определение размера их пенсии за выслугу лет. Так, выслуга более 32 лет (в том числе исчисленная в льготном порядке <15>) позволяет получить максимальный размер пенсии за выслугу лет, равный 85% от сумм денежного довольствия. Соответствующее ведомство (Минобороны России, МВД России и т.п.) при назначении пенсии за выслугу лет указывает фактическую выслугу и уже исходя из нее определяет размер пенсии, но в тех случаях, когда выслуга больше 32 лет, "излишние" годы выслуги автоматически не засчитываются ПФР в страховой стаж. Страховой стаж для таких категорий военных пенсионеров будет исчисляться за период уплаты страховых взносов в ПФР уже после выхода на пенсию за выслугу лет. В такой ситуации считаем возможным рекомендовать военным пенсионерам попытаться пересчитать продолжительность страхового стажа, обратившись с соответствующим заявлением в ПФР о включении "излишней" выслуги (свыше 32 лет, т.е. тех лет службы, которые не были учтены при определении максимального размера пенсии за выслугу лет) в страховой стаж. ПФР на основании справки от соответствующего ведомства (Минобороны России, МВД России и т.п.) и заявления военного пенсионера в силу ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" обязан будет включить эти периоды в страховой стаж. Кроме того, следует обратить внимание на то, что страховой стаж исчисляется только в календарном порядке, а выслуга лет в зависимости от условий службы может быть исчислена в льготном порядке (например, один год за 2 года или за 1,5 года и т.п.). Поэтому считаем правильным указывать в справке о наличии "излишней" выслуги лет этот период службы именно в календарном порядке.
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Возвращаясь к проблемам реализации права на страховую пенсию по старости для застрахованных из числа военных пенсионеров, отметим, что в некоторых случаях большой проблемой является невозможность выработать требуемый страховой стаж (по общему правилу не менее 15 лет, а в 2021 г. с учетом переходных положений - 12 лет) к моменту достижения пенсионного возраста (65/60 лет), например, в том случае, когда военнослужащий приобретает право на пенсию за выслугу лет в достаточно зрелом возрасте (старше 50 лет). При этом следует учесть, что при назначении пенсии за выслугу лет достаточно часто у военных пенсионеров имеется "излишняя" выслуга, которая не влияет на определение размера их пенсии за выслугу лет. Так, выслуга более 32 лет (в том числе исчисленная в льготном порядке <15>) позволяет получить максимальный размер пенсии за выслугу лет, равный 85% от сумм денежного довольствия. Соответствующее ведомство (Минобороны России, МВД России и т.п.) при назначении пенсии за выслугу лет указывает фактическую выслугу и уже исходя из нее определяет размер пенсии, но в тех случаях, когда выслуга больше 32 лет, "излишние" годы выслуги автоматически не засчитываются ПФР в страховой стаж. Страховой стаж для таких категорий военных пенсионеров будет исчисляться за период уплаты страховых взносов в ПФР уже после выхода на пенсию за выслугу лет. В такой ситуации считаем возможным рекомендовать военным пенсионерам попытаться пересчитать продолжительность страхового стажа, обратившись с соответствующим заявлением в ПФР о включении "излишней" выслуги (свыше 32 лет, т.е. тех лет службы, которые не были учтены при определении максимального размера пенсии за выслугу лет) в страховой стаж. ПФР на основании справки от соответствующего ведомства (Минобороны России, МВД России и т.п.) и заявления военного пенсионера в силу ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" обязан будет включить эти периоды в страховой стаж. Кроме того, следует обратить внимание на то, что страховой стаж исчисляется только в календарном порядке, а выслуга лет в зависимости от условий службы может быть исчислена в льготном порядке (например, один год за 2 года или за 1,5 года и т.п.). Поэтому считаем правильным указывать в справке о наличии "излишней" выслуги лет этот период службы именно в календарном порядке.
Ситуация: Что понимается под валоризацией трудовых пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При валоризации величины РПК военных пенсионеров, получавших одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и военную пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению военной пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера военной пенсии за выслугу лет. Аналогичным образом производилась валоризация РПК для космонавтов (п. 3 ст. 30.1 Закона N 173-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При валоризации величины РПК военных пенсионеров, получавших одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и военную пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению военной пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера военной пенсии за выслугу лет. Аналогичным образом производилась валоризация РПК для космонавтов (п. 3 ст. 30.1 Закона N 173-ФЗ).
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Наконец, нужно отметить, что зачет в страховой стаж нестраховых периодов, имевших место в государствах - участниках "территориального" международного договора, имеет значение не только для определения права на страховую пенсию, но и для расчета ее размера, который производится в соответствии с законодательством государства по месту жительства гражданина. В силу особенностей российского пенсионного законодательства не все нестраховые периоды, перечисленные в ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях и имевшие место после 1 января 2002 г., оказывают влияние на размер страховой пенсии <20>. Тем не менее часть из них (например, периоды прохождения военной или иной приравненной к ней службы, период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.) учитываются при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента застрахованного лица, от которой зависит размер страховой пенсии. В некоторых публикациях можно встретить вывод о том, что страховой стаж, приобретенный в государстве - участнике СНГ после 1 января 2002 г., Российской Федерацией при определении размера пенсии не учитывается <21>. Представляется, однако, что этот тезис справедлив только в отношении периодов работы по трудовому договору и иных страховых периодов, которые с учетом особенностей российской пенсионной формулы начиная с 2002 г. влияют на размер страховой пенсии через сумму начисленных или уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Наконец, нужно отметить, что зачет в страховой стаж нестраховых периодов, имевших место в государствах - участниках "территориального" международного договора, имеет значение не только для определения права на страховую пенсию, но и для расчета ее размера, который производится в соответствии с законодательством государства по месту жительства гражданина. В силу особенностей российского пенсионного законодательства не все нестраховые периоды, перечисленные в ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях и имевшие место после 1 января 2002 г., оказывают влияние на размер страховой пенсии <20>. Тем не менее часть из них (например, периоды прохождения военной или иной приравненной к ней службы, период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.) учитываются при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента застрахованного лица, от которой зависит размер страховой пенсии. В некоторых публикациях можно встретить вывод о том, что страховой стаж, приобретенный в государстве - участнике СНГ после 1 января 2002 г., Российской Федерацией при определении размера пенсии не учитывается <21>. Представляется, однако, что этот тезис справедлив только в отношении периодов работы по трудовому договору и иных страховых периодов, которые с учетом особенностей российской пенсионной формулы начиная с 2002 г. влияют на размер страховой пенсии через сумму начисленных или уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Несмотря на то что сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации не подпадают под обязательное пенсионное страхование, в силу изменений, внесенных комментируемой статьей в п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации засчитывается в страховой стаж для расчета страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, если они были уволены со службы и не приобрели право на получение пенсии в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Несмотря на то что сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации не подпадают под обязательное пенсионное страхование, в силу изменений, внесенных комментируемой статьей в п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации засчитывается в страховой стаж для расчета страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, если они были уволены со службы и не приобрели право на получение пенсии в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Статья: Лица, осуществляющие уход, как особые субъекты пенсионных отношений по случаю потери кормильца
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Страховая пенсия по СПК имеет существенные особенности в порядке ее расчета. Необходимо учитывать, что данная пенсия формируется не получателем пенсии, а его умершим кормильцем, и от того, в каком объеме кормильцем будут сформирован индивидуальный коэффициент пенсионера (далее - ИПК), будет зависеть размер самой пенсии. Но ИПК является не единственной величиной, определяющей размер страховой пенсии по СПК. Формула расчета СПК, содержащаяся в п. 11 ст. 15 Закона о страховых пенсиях <16>, обязывает применительно к пенсиям по СПК использовать коэффициент "КН", который фактически представляет собой число нетрудоспособных иждивенцев, имеющих право на страховую пенсию по СПК, между которыми должен делиться ИПК умершего кормильца. И в этом случае повышение их численности предусматривает меньший размер ИПК (и, соответственно, страховой пенсии), который будет приходиться на каждого из них, и наоборот, чем меньше нетрудоспособных членов семьи имелось у умершего кормильца, тем выше будет размер пенсии, приходящейся на каждого из них.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Страховая пенсия по СПК имеет существенные особенности в порядке ее расчета. Необходимо учитывать, что данная пенсия формируется не получателем пенсии, а его умершим кормильцем, и от того, в каком объеме кормильцем будут сформирован индивидуальный коэффициент пенсионера (далее - ИПК), будет зависеть размер самой пенсии. Но ИПК является не единственной величиной, определяющей размер страховой пенсии по СПК. Формула расчета СПК, содержащаяся в п. 11 ст. 15 Закона о страховых пенсиях <16>, обязывает применительно к пенсиям по СПК использовать коэффициент "КН", который фактически представляет собой число нетрудоспособных иждивенцев, имеющих право на страховую пенсию по СПК, между которыми должен делиться ИПК умершего кормильца. И в этом случае повышение их численности предусматривает меньший размер ИПК (и, соответственно, страховой пенсии), который будет приходиться на каждого из них, и наоборот, чем меньше нетрудоспособных членов семьи имелось у умершего кормильца, тем выше будет размер пенсии, приходящейся на каждого из них.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Напомним, что изначально в нашей стране институт пенсионного обеспечения включал только государственные пенсии. Такое положение объяснялось плановым укладом экономики и существованием только государственной собственности на средства производства. Основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка. С развитием рыночных отношений и появлением различных форм собственности изменились и подходы к финансированию пенсионных выплат гражданам. После проведения пенсионной реформы в 2002 г. пенсионные права стали базироваться на страховых принципах пенсионного обеспечения, т.е. с учетом сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного лица. Таким образом, решающую роль в определении размера пенсии стали играть суммы страховых отчислений за период трудовой деятельности, а сама по себе заработная плата (иное вознаграждение) - лишь опосредованную, выступая базой для исчисления страховых взносов.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Напомним, что изначально в нашей стране институт пенсионного обеспечения включал только государственные пенсии. Такое положение объяснялось плановым укладом экономики и существованием только государственной собственности на средства производства. Основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка. С развитием рыночных отношений и появлением различных форм собственности изменились и подходы к финансированию пенсионных выплат гражданам. После проведения пенсионной реформы в 2002 г. пенсионные права стали базироваться на страховых принципах пенсионного обеспечения, т.е. с учетом сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного лица. Таким образом, решающую роль в определении размера пенсии стали играть суммы страховых отчислений за период трудовой деятельности, а сама по себе заработная плата (иное вознаграждение) - лишь опосредованную, выступая базой для исчисления страховых взносов.