Расчет пенсии военнослужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет пенсии военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона" Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей""Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы лицам, проходившим военную службу, как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения с военной службы.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Отдельные выплаты военнослужащим" Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат""Наступление смерти военнослужащего ФИО5 при исполнении обязанностей военной службы установлено совокупностью представленных в дело доказательств - приказом командира в/ч 22588 от ДД.ММ.ГГГГ N, приговором военного суда Ташкентского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим данные об обстоятельствах и причинах авиационного происшествия, а также фактом назначения матери ФИО5 военным комиссариатом <адрес> пенсии по случаю потери кормильца как матери погибшего военнослужащего.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что учитывается при назначении военной пенсии за выслугу лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер военной пенсии за выслугу лет
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер военной пенсии за выслугу лет
Нормативные акты
Статья: Спор об обязании назначить (перерассчитать) государственную пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 8 "Условия назначения пенсий военнослужащим, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, и членам их семей, гражданам, пребывавшим в воинских и других формированиях и органах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, гражданам, заключившим контракт с организациями, содействующими Вооруженным Силам Российской Федерации"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 8 "Условия назначения пенсий военнослужащим, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, и членам их семей, гражданам, пребывавшим в воинских и других формированиях и органах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, гражданам, заключившим контракт с организациями, содействующими Вооруженным Силам Российской Федерации"
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но необходимо отметить, что ст. 111 Закона внесены изменения в абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации, согласно которым при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации, получающими пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но необходимо отметить, что ст. 111 Закона внесены изменения в абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации, согласно которым при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации, получающими пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Готовое решение: Какие виды отпусков полагаются работающему пенсионеру
(КонсультантПлюс, 2025)Отпуск без сохранения зарплаты, предусмотренный абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ для пенсионеров по старости (по возрасту), о котором рассказывали в разд. 2 настоящего материала, военному пенсионеру в общем случае не полагается. Исключение - если он наряду с пенсией за выслугу лет, назначаемой лицам, проходившим военную службу, приобрел право на пенсию по старости. Это связано с тем, что пенсия за выслугу лет и пенсия по старости являются разными видами пенсионного обеспечения. При этом упомянутый отпуск без сохранения зарплаты полагается только пенсионерам по старости (по возрасту). А к ним относятся те лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту). Такие выводы следуют, в частности, из абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ, п. "а" ч. 1 ст. 5, ч. 5 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, п. 9 ст. 3, пп. 2 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, п. 1 ст. 6 Закона о страховых пенсиях, Письма Роструда от 24.09.2024 N ПГ/18444-6-1, Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П.
(КонсультантПлюс, 2025)Отпуск без сохранения зарплаты, предусмотренный абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ для пенсионеров по старости (по возрасту), о котором рассказывали в разд. 2 настоящего материала, военному пенсионеру в общем случае не полагается. Исключение - если он наряду с пенсией за выслугу лет, назначаемой лицам, проходившим военную службу, приобрел право на пенсию по старости. Это связано с тем, что пенсия за выслугу лет и пенсия по старости являются разными видами пенсионного обеспечения. При этом упомянутый отпуск без сохранения зарплаты полагается только пенсионерам по старости (по возрасту). А к ним относятся те лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту). Такие выводы следуют, в частности, из абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ, п. "а" ч. 1 ст. 5, ч. 5 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, п. 9 ст. 3, пп. 2 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, п. 1 ст. 6 Закона о страховых пенсиях, Письма Роструда от 24.09.2024 N ПГ/18444-6-1, Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П.
Статья: Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Напомним, что правила назначения пенсии за выслугу лет для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и приравненных к ним категорий достаточно просты: наличие выслуги не менее 20 лет дает право на получение пенсии в размере 50% от сумм денежного довольствия с увеличением этого размера на 3% за каждый год свыше 20 лет, но в общей сложности не более 85% от сумм денежного довольствия. В том случае, если у военнослужащего нет требуемой выслуги (20 лет), то условия назначения пенсии несколько сложнее. В частности, для определения права на пенсию за выслугу лет имеют значение в совокупности несколько юридических фактов - основания увольнения с военной службы, возраст военнослужащего, а также предъявляются требования к минимальной выслуге лет и наличию трудового стажа: увольнение по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достижение на день увольнения 45-летнего возраста, при наличии общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет выслуга лет. При таких условиях пенсия за выслугу лет назначается за 25 лет стажа в размере 50% от сумм денежного довольствия с увеличением указанного размера на 1% за каждый полный год трудового стажа. При этом следует принимать во внимание то, что законодатель для расчета пенсии учитывает не все суммы денежного довольствия, а только оклад по воинской должности (должностной оклад), оклад по воинскому званию (оклад по специальному званию) без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях и ежемесячную надбавку (процентную надбавку за выслугу лет), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Более того, сумма денежного довольствия для расчета пенсии военнослужащим ограничивается и пока по-прежнему составляет 73,68%.
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Напомним, что правила назначения пенсии за выслугу лет для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и приравненных к ним категорий достаточно просты: наличие выслуги не менее 20 лет дает право на получение пенсии в размере 50% от сумм денежного довольствия с увеличением этого размера на 3% за каждый год свыше 20 лет, но в общей сложности не более 85% от сумм денежного довольствия. В том случае, если у военнослужащего нет требуемой выслуги (20 лет), то условия назначения пенсии несколько сложнее. В частности, для определения права на пенсию за выслугу лет имеют значение в совокупности несколько юридических фактов - основания увольнения с военной службы, возраст военнослужащего, а также предъявляются требования к минимальной выслуге лет и наличию трудового стажа: увольнение по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достижение на день увольнения 45-летнего возраста, при наличии общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет выслуга лет. При таких условиях пенсия за выслугу лет назначается за 25 лет стажа в размере 50% от сумм денежного довольствия с увеличением указанного размера на 1% за каждый полный год трудового стажа. При этом следует принимать во внимание то, что законодатель для расчета пенсии учитывает не все суммы денежного довольствия, а только оклад по воинской должности (должностной оклад), оклад по воинскому званию (оклад по специальному званию) без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях и ежемесячную надбавку (процентную надбавку за выслугу лет), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Более того, сумма денежного довольствия для расчета пенсии военнослужащим ограничивается и пока по-прежнему составляет 73,68%.
Статья: Срочные трудовые договоры с пенсионерами: опасные ошибки
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Такой же позиции придерживается и Федеральная служба по труду и занятости. Так, в своем письме от 24.09.2024 N ПГ/18444-6-1 на вопрос о возможности заключения срочного трудового договора с военным пенсионером Роструд отметил, что "...назначение пенсии лицу, проходившему военную службу, не дает оснований для заключения с ним срочного трудового договора в соответствии с абзацем третьим части второй статьи 59 ТК РФ, в случае если им не достигнут пенсионный возраст, установленный Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Такой же позиции придерживается и Федеральная служба по труду и занятости. Так, в своем письме от 24.09.2024 N ПГ/18444-6-1 на вопрос о возможности заключения срочного трудового договора с военным пенсионером Роструд отметил, что "...назначение пенсии лицу, проходившему военную службу, не дает оснований для заключения с ним срочного трудового договора в соответствии с абзацем третьим части второй статьи 59 ТК РФ, в случае если им не достигнут пенсионный возраст, установленный Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ситуация: Полагается ли военным пенсионерам страховая пенсия по старости в дополнение к военной?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При наличии условий для назначения страховой пенсии по старости военнослужащие имеют право на одновременное получение военной пенсии (за выслугу лет или по инвалидности) и страховой пенсии по старости, назначаемой в том числе досрочно. Вместе с тем военным пенсионерам не устанавливается фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (ч. 5 ст. 7 Закона N 4468-1; п. 6 ст. 3 Закона N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 16 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; Письмо ПФР от 15.02.2021 N СЧ-25-03/3495).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При наличии условий для назначения страховой пенсии по старости военнослужащие имеют право на одновременное получение военной пенсии (за выслугу лет или по инвалидности) и страховой пенсии по старости, назначаемой в том числе досрочно. Вместе с тем военным пенсионерам не устанавливается фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (ч. 5 ст. 7 Закона N 4468-1; п. 6 ст. 3 Закона N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 16 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; Письмо ПФР от 15.02.2021 N СЧ-25-03/3495).
Статья: Некоторые вопросы, связанные с определением денежного довольствия для исчисления пенсии за выслугу лет
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 2)Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации (ст. 18 Закона о пенсионном обеспечении).
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 2)Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации (ст. 18 Закона о пенсионном обеспечении).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вопросы назначения, доставки, перерасчета и выплаты пенсии военнослужащим и приравненным к ним лицам регулируются Законом РФ N 4468-1, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, в том числе и Законом о страховых пенсиях (ранее - Законом о трудовых пенсиях).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вопросы назначения, доставки, перерасчета и выплаты пенсии военнослужащим и приравненным к ним лицам регулируются Законом РФ N 4468-1, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, в том числе и Законом о страховых пенсиях (ранее - Законом о трудовых пенсиях).
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)На первый взгляд, вопросы, касающиеся "заграничного" стажа, в рамках пропорциональной модели решаются просто: каждое из государств на основе национального законодательства определяет размер пенсии пропорционально продолжительности стажа, приобретенного на его территории. Однако для определения права на пенсию договоры пропорционального типа предусматривают возможность учета (суммирования) стажа, приобретенного на территории государства-контрагента, если страхового стажа, который приобретен по законодательству государства, назначающего пенсию, недостаточно для возникновения права на нее <25>. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа (а значит, и определение состава и условий зачета в страховой стаж иных (нестраховых) периодов) осуществляются по законодательству государства, которое назначает пенсию <26>. Логическим следствием такой конструкции является применение ограничений, предусмотренных национальным законодательством для зачета в страховой стаж нестраховых периодов (например, невозможность зачета в страховой стаж для назначения российской пенсии периода прохождения военной службы в вооруженных силах иностранного государства). Таким образом, и в рамках так называемой пропорциональной модели при подсчете страхового стажа главная роль отводится национальному законодательству.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)На первый взгляд, вопросы, касающиеся "заграничного" стажа, в рамках пропорциональной модели решаются просто: каждое из государств на основе национального законодательства определяет размер пенсии пропорционально продолжительности стажа, приобретенного на его территории. Однако для определения права на пенсию договоры пропорционального типа предусматривают возможность учета (суммирования) стажа, приобретенного на территории государства-контрагента, если страхового стажа, который приобретен по законодательству государства, назначающего пенсию, недостаточно для возникновения права на нее <25>. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа (а значит, и определение состава и условий зачета в страховой стаж иных (нестраховых) периодов) осуществляются по законодательству государства, которое назначает пенсию <26>. Логическим следствием такой конструкции является применение ограничений, предусмотренных национальным законодательством для зачета в страховой стаж нестраховых периодов (например, невозможность зачета в страховой стаж для назначения российской пенсии периода прохождения военной службы в вооруженных силах иностранного государства). Таким образом, и в рамках так называемой пропорциональной модели при подсчете страхового стажа главная роль отводится национальному законодательству.