Работа банков в коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Работа банков в коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 15.25 КоАП РФНарушение по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ считается оконченным со дня, следующего за последним днем передачи товаров (работ, услуг) по договору, если в нем не определен срок возврата денег на случай непоставки товаров (невыполнения работ, неоказания услуг) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Иски о признании регистрируемого договора прекратившимся и обязательственного права отсутствующим
(Болдырев В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)14. Севастьянова Ю. Возможные правовые последствия пандемии коронавируса для банков // Юридическая работа в кредитной организации. 2020. N 2. С. 6 - 14.
(Болдырев В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)14. Севастьянова Ю. Возможные правовые последствия пандемии коронавируса для банков // Юридическая работа в кредитной организации. 2020. N 2. С. 6 - 14.
Статья: Особенности правоприменительной практики по уголовным делам, обусловленные распространением коронавирусной инфекции
(Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2021, N 4)Некоторые граждане из-за уменьшения заработка пошли на сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации. Так, Ш. работал в Москве в букмекерской конторе. Весной 2020 г. из-за распространения коронавирусной инфекции ему понизили зарплату, и он решил заработать денег преступным путем. Купив через сайт в Интернете поддельные пятитысячные купюры, он забрал их в указанном месте в лесном массиве Подмосковья, после чего со своей супругой и детьми отправился из Москвы на автомашине в другой регион к родителям. В магазинах по дороге Ш. приобретал напитки и иные товары, расплачиваясь поддельными купюрами и получая сдачу. В г. Нижнем Ломове его задержали сотрудники полиции. Ш. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 186 УК РФ <8>.
(Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2021, N 4)Некоторые граждане из-за уменьшения заработка пошли на сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации. Так, Ш. работал в Москве в букмекерской конторе. Весной 2020 г. из-за распространения коронавирусной инфекции ему понизили зарплату, и он решил заработать денег преступным путем. Купив через сайт в Интернете поддельные пятитысячные купюры, он забрал их в указанном месте в лесном массиве Подмосковья, после чего со своей супругой и детьми отправился из Москвы на автомашине в другой регион к родителям. В магазинах по дороге Ш. приобретал напитки и иные товары, расплачиваясь поддельными купюрами и получая сдачу. В г. Нижнем Ломове его задержали сотрудники полиции. Ш. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 186 УК РФ <8>.
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)В последние годы в российском финансовом секторе наметились структурные сдвиги, влияющие на эффективность процентного канала денежно-кредитной политики. С одной стороны, в условиях возросшей экономической неопределенности увеличилась склонность населения к сбережениям, что ослабляет влияние ставок по розничным кредитам и депозитам на потребительский спрос населения. Широкое использование программ льготного кредитования в период пандемии COVID-19 и роста геополитической напряженности в последние годы "зашумляло" работу процентного канала, так как ставки по заметной части кредитных операций не зависели от денежно-кредитной политики. Соответственно, чтобы повлиять на уровень спроса в экономике могли потребоваться более существенные изменения ключевой ставки.
(утв. Банком России)В последние годы в российском финансовом секторе наметились структурные сдвиги, влияющие на эффективность процентного канала денежно-кредитной политики. С одной стороны, в условиях возросшей экономической неопределенности увеличилась склонность населения к сбережениям, что ослабляет влияние ставок по розничным кредитам и депозитам на потребительский спрос населения. Широкое использование программ льготного кредитования в период пандемии COVID-19 и роста геополитической напряженности в последние годы "зашумляло" работу процентного канала, так как ставки по заметной части кредитных операций не зависели от денежно-кредитной политики. Соответственно, чтобы повлиять на уровень спроса в экономике могли потребоваться более существенные изменения ключевой ставки.
Статья: Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Нормы правового режима повышенной готовности рассматривались нами подробно в работе [29, с. 6 - 14]. Мы пришли к выводам, что в условиях распространения коронавирусной инфекции законодательство и предпринимательская практика в России переживают фазу пертурбации. На этом фоне кредитные организации, как субъекты, чья деятельность в условиях дистанцирования и построения "полутораметровой экономики" <27> является логичным продолжением цифрового банкинга, трансформируются в проводников антикризисной политики государства. Подобное происходит и за рубежом, о чем свидетельствует, в частности, рост использования цифровых банковских приложений с момента введения локдаунов в Европе на 72% [40].
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Нормы правового режима повышенной готовности рассматривались нами подробно в работе [29, с. 6 - 14]. Мы пришли к выводам, что в условиях распространения коронавирусной инфекции законодательство и предпринимательская практика в России переживают фазу пертурбации. На этом фоне кредитные организации, как субъекты, чья деятельность в условиях дистанцирования и построения "полутораметровой экономики" <27> является логичным продолжением цифрового банкинга, трансформируются в проводников антикризисной политики государства. Подобное происходит и за рубежом, о чем свидетельствует, в частности, рост использования цифровых банковских приложений с момента введения локдаунов в Европе на 72% [40].
Статья: Цифровизация как важный фактор регулирования российского финансового рынка и Союза рынков капитала ЕС
(Касьянов Р.А., Евдокимов М.А.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)Заложенные Основными направлениями 2018 идеи не были реализованы в 2020 г., но, столкнувшись с новыми вызовами в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) <8>, были продолжены. Главным результатом стало принятие законодательства о цифровых финансовых активах и его дополнение нормативными актами Банка России. Также на данном этапе было важно обеспечить бесперебойное функционирование инфраструктуры финансового рынка в эпоху, когда значительная часть сотрудников финансовых организаций и потребителей финансовых услуг стала работать "на удаленке" <9>.
(Касьянов Р.А., Евдокимов М.А.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)Заложенные Основными направлениями 2018 идеи не были реализованы в 2020 г., но, столкнувшись с новыми вызовами в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) <8>, были продолжены. Главным результатом стало принятие законодательства о цифровых финансовых активах и его дополнение нормативными актами Банка России. Также на данном этапе было важно обеспечить бесперебойное функционирование инфраструктуры финансового рынка в эпоху, когда значительная часть сотрудников финансовых организаций и потребителей финансовых услуг стала работать "на удаленке" <9>.
Интервью: Цифровизация российского рынка финансовых услуг
("Финансы", 2024, N 2)- Много предпосылок послужило тому, чтобы банковская система стала первостепенным объектом цифровизации. Применение цифровых технологий является неотъемлемым условием в работе банков, которые стремятся сохранить конкурентоспособность на рынке.
("Финансы", 2024, N 2)- Много предпосылок послужило тому, чтобы банковская система стала первостепенным объектом цифровизации. Применение цифровых технологий является неотъемлемым условием в работе банков, которые стремятся сохранить конкурентоспособность на рынке.
Статья: Как взыскать неустойку с застройщика. Пошаговая инструкция
(Авалян Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)Во-вторых, с 29 марта по 31 декабря 2022 г. нельзя взыскивать с застройщиков уже присужденную неустойку. То есть до конца 2022 года приставы не будут проводить работу по исполнительным документам дольщиков, а банки не будут принудительно списывать деньги со счетов застройщика. Впрочем, просуживанию неустойки и получению исполнительных документов за предыдущие периоды это никак не мешает. Более того, сейчас для этого самое подходящее время. Если начать процесс взыскания прямо сейчас, то можно спрогнозировать, что исполнительный лист будет на руках как раз к 2023 году.
(Авалян Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)Во-вторых, с 29 марта по 31 декабря 2022 г. нельзя взыскивать с застройщиков уже присужденную неустойку. То есть до конца 2022 года приставы не будут проводить работу по исполнительным документам дольщиков, а банки не будут принудительно списывать деньги со счетов застройщика. Впрочем, просуживанию неустойки и получению исполнительных документов за предыдущие периоды это никак не мешает. Более того, сейчас для этого самое подходящее время. Если начать процесс взыскания прямо сейчас, то можно спрогнозировать, что исполнительный лист будет на руках как раз к 2023 году.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)<1> Инструкция пользователя личного кабинета финансовой организации на официальном сайте финансового уполномоченного от 11 ноября 2019 г. // https://finombudsman.ru/wp-content/uploads/2019/11/Instruktsiya_polzovatelya_lichnogo_kabineta_finansovoj_organizatsii.pdf; Информационные письма "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (страховым организациям); "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (микрофинансовым организациям); "О взаимодействии финансовых организаций с финансовым уполномоченным"; "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (кредитным организациям); "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (негосударственным пенсионным фондам); "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (ломбардам); "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (кредитным потребительским кооперативам); "О тестировании личного кабинета финансовой организации" (кредитным организациям, кредитным потребительским кооперативам, ломбардам и негосударственным пенсионным фондам); Рекомендации АНО "СОДФУ" по работе с усиленной квалифицированной электронной подписью при использовании личного кабинета финансовой организации, размещенного на официальном сайте финансового уполномоченного в сети Интернет.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)<1> Инструкция пользователя личного кабинета финансовой организации на официальном сайте финансового уполномоченного от 11 ноября 2019 г. // https://finombudsman.ru/wp-content/uploads/2019/11/Instruktsiya_polzovatelya_lichnogo_kabineta_finansovoj_organizatsii.pdf; Информационные письма "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (страховым организациям); "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (микрофинансовым организациям); "О взаимодействии финансовых организаций с финансовым уполномоченным"; "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (кредитным организациям); "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (негосударственным пенсионным фондам); "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (ломбардам); "О доступе к личному кабинету финансовой организации" (кредитным потребительским кооперативам); "О тестировании личного кабинета финансовой организации" (кредитным организациям, кредитным потребительским кооперативам, ломбардам и негосударственным пенсионным фондам); Рекомендации АНО "СОДФУ" по работе с усиленной квалифицированной электронной подписью при использовании личного кабинета финансовой организации, размещенного на официальном сайте финансового уполномоченного в сети Интернет.
Статья: Значение финансовых институтов БРИКС на этапе формирования альтернативной денежно-кредитной системы
(Перепелица М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)<7> Например, в 2016 г. НБР одобрил в общей сложности 7 проектов, предусматривающих финансирование на сумму более 1,5 млрд долл. по разным странам БРИКС. 300 млн долл. НБР предоставил Бразильскому банку развития для поддержки проектов в сфере возобновляемой энергии и строительства линий электропередач и других областях. Южной Африке НБР предоставил кредит в размере 180 млн долл. для развития электросетевой инфраструктуры и строительства дополнительных мощностей по выработке 500 МВт. Для России был одобрен кредит на 100 млн долл. на строительство двух малых электростанций в Карелии - "Белопорожской ГЭС - 1" и "Белопорожской ГЭС - 2". НБР предоставил суверенную гарантию в размере 250 млн долл. индийскому "Канара банку", который применил этот финансовый инструмент для кредитования проектов в сфере солнечной и ветровой энергии, гидроэнергии. В марте 2020 г. НБР разработал специальный механизм финансирования объемом в 10 млрд долл. для оказания поддержки странам БРИКС в борьбе с пандемией коронавируса, это были экстренные выплаты на нужды здравоохранения, выполнения социальных обязательств и финансирования государственных программ по восстановлению экономики и т.д. Дальнейшие годы работы НБР также характеризовались активной кредитной и финансовой деятельностью. См.: БРИКС в мировой экономике и финансах. С. 332 - 340.
(Перепелица М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)<7> Например, в 2016 г. НБР одобрил в общей сложности 7 проектов, предусматривающих финансирование на сумму более 1,5 млрд долл. по разным странам БРИКС. 300 млн долл. НБР предоставил Бразильскому банку развития для поддержки проектов в сфере возобновляемой энергии и строительства линий электропередач и других областях. Южной Африке НБР предоставил кредит в размере 180 млн долл. для развития электросетевой инфраструктуры и строительства дополнительных мощностей по выработке 500 МВт. Для России был одобрен кредит на 100 млн долл. на строительство двух малых электростанций в Карелии - "Белопорожской ГЭС - 1" и "Белопорожской ГЭС - 2". НБР предоставил суверенную гарантию в размере 250 млн долл. индийскому "Канара банку", который применил этот финансовый инструмент для кредитования проектов в сфере солнечной и ветровой энергии, гидроэнергии. В марте 2020 г. НБР разработал специальный механизм финансирования объемом в 10 млрд долл. для оказания поддержки странам БРИКС в борьбе с пандемией коронавируса, это были экстренные выплаты на нужды здравоохранения, выполнения социальных обязательств и финансирования государственных программ по восстановлению экономики и т.д. Дальнейшие годы работы НБР также характеризовались активной кредитной и финансовой деятельностью. См.: БРИКС в мировой экономике и финансах. С. 332 - 340.
Статья: Банкротство физических лиц: упрощенный порядок и иные нововведения 2020 года
(Митин Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 1)<6> Анализ динамики долговой нагрузки населения России в IV квартале 2019 - I квартале 2020 года на основе данных бюро кредитных историй // Центральный банк Российской Федерации, 2020.
(Митин Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 1)<6> Анализ динамики долговой нагрузки населения России в IV квартале 2019 - I квартале 2020 года на основе данных бюро кредитных историй // Центральный банк Российской Федерации, 2020.
Статья: Ошибаются все, или Обратная сторона цифровизации
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2023, N 9)В самый пик цифровой трансформации, совпавший с началом пандемии Covid-19, выяснилось, что термин KPI (Key Performance Indicator, ключевые показатели эффективности) в отечественной и зарубежной практике имеет разное прочтение и, соответственно, разную техническую реализацию. У нас эта система оценки работы отдельных сотрудников трансформировалась в персональный план. В случае его выполнения - премия, а если наоборот - штраф. Но в мировом менеджменте систему KPI понимают по-другому.
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2023, N 9)В самый пик цифровой трансформации, совпавший с началом пандемии Covid-19, выяснилось, что термин KPI (Key Performance Indicator, ключевые показатели эффективности) в отечественной и зарубежной практике имеет разное прочтение и, соответственно, разную техническую реализацию. У нас эта система оценки работы отдельных сотрудников трансформировалась в персональный план. В случае его выполнения - премия, а если наоборот - штраф. Но в мировом менеджменте систему KPI понимают по-другому.
Статья: Защита прав предпринимателей в условиях применения государством мер, ограничивающих свободу экономической деятельности
(Челышева Н.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)В качестве наиболее значимых кредитно-финансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса, разработанных Правительством РФ и Банком России, можно выделить три программы: антикризисная, инвестиционная и оборотного кредитования. Антикризисная программа была запущена еще в связи с пандемией для предпринимателей, работающих в отраслях, требующих поддержки в условиях введения ограничительных мер в связи с COVID-19. В рамках этой программы организации и индивидуальные предприниматели вправе оформить кредиты на любые цели, в том числе на рефинансирование ранее полученных кредитов, по ставке до 8,5%, а при условии получения независимой гарантии Корпорации МСП - 8% годовых (причем в данном случае заемщику может быть предоставлена отсрочка по уплате основного долга и процентов по кредиту на срок не менее трех месяцев). Для российских импортеров приоритетной продукции предусмотрено антикризисное кредитование исходя из максимум 30% от ключевой ставки, которая действует на день начисления процентов, плюс 3% <2>.
(Челышева Н.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)В качестве наиболее значимых кредитно-финансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса, разработанных Правительством РФ и Банком России, можно выделить три программы: антикризисная, инвестиционная и оборотного кредитования. Антикризисная программа была запущена еще в связи с пандемией для предпринимателей, работающих в отраслях, требующих поддержки в условиях введения ограничительных мер в связи с COVID-19. В рамках этой программы организации и индивидуальные предприниматели вправе оформить кредиты на любые цели, в том числе на рефинансирование ранее полученных кредитов, по ставке до 8,5%, а при условии получения независимой гарантии Корпорации МСП - 8% годовых (причем в данном случае заемщику может быть предоставлена отсрочка по уплате основного долга и процентов по кредиту на срок не менее трех месяцев). Для российских импортеров приоритетной продукции предусмотрено антикризисное кредитование исходя из максимум 30% от ключевой ставки, которая действует на день начисления процентов, плюс 3% <2>.
Статья: Некоторые проблемы применения мер защиты имущественных интересов одиноких матерей и отцов в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций
(Степанян А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)Рыночная экономика стран мира, особенно России, за последние несколько месяцев претерпела серьезные изменения, что было обусловлено пандемией COVID-19 <1>. В частности, на грани стагнации оказались предпринимательские, товарно-денежные отношения, под риском банкротства - не только предприниматели, но и рядовые граждане. Падение доходности граждан, снижение спроса на товары, работы и услуги, потеря рабочих мест и т.д. привели к различного рода проблемам, одной из которых стало кредитное бремя, поскольку, согласно официальной статистике Банка России, объем потребительских кредитов с 2017 по 2020 г. серьезно вырос <2>. Такие кризисные явления в экономике, как пандемия, социальные и политические трансформации в обществе, приводят к росту различного рода рисков, в частности экономического, предпринимательского <3>, а также к рискам в семейных правоотношениях. И если предпринимательский и тот же экономический риски подвержены регулированию, контролю и устранению, то риск в семейных отношениях до сих пор остается одним из острых и неразрешенных.
(Степанян А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)Рыночная экономика стран мира, особенно России, за последние несколько месяцев претерпела серьезные изменения, что было обусловлено пандемией COVID-19 <1>. В частности, на грани стагнации оказались предпринимательские, товарно-денежные отношения, под риском банкротства - не только предприниматели, но и рядовые граждане. Падение доходности граждан, снижение спроса на товары, работы и услуги, потеря рабочих мест и т.д. привели к различного рода проблемам, одной из которых стало кредитное бремя, поскольку, согласно официальной статистике Банка России, объем потребительских кредитов с 2017 по 2020 г. серьезно вырос <2>. Такие кризисные явления в экономике, как пандемия, социальные и политические трансформации в обществе, приводят к росту различного рода рисков, в частности экономического, предпринимательского <3>, а также к рискам в семейных правоотношениях. И если предпринимательский и тот же экономический риски подвержены регулированию, контролю и устранению, то риск в семейных отношениях до сих пор остается одним из острых и неразрешенных.