Публично правовое обрАзование это
Подборка наиболее важных документов по запросу Публично правовое обрАзование это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 110 АПК РФ "Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле"2.1.3. Если орган государственной власти (орган местного самоуправления) выступает в арбитражном суде от имени публично-правового образования, судебные расходы, понесенные другой стороной, подлежат возмещению за счет казны этого публично-правового образования (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 614 ГК РФ "Арендная плата"5.5.3. При отсутствии федерального закона о госрегулировании арендной платы акты органов публично-правового образования об определении такой платы применяются, если это предусмотрено договором и не противоречит ему (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли платить арендные платежи и штрафные санкции публично-правовому образованию, за которым суд признал право собственности на имущество, если оно было передано арендатору другим публично-правовым образованием
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод из судебной практики: если судом было признано право собственности на имущество, переданное в аренду одним публично-правовым образованием, за другим публично-правовым образованием, то это не освобождает арендатора от внесения арендной платы и уплаты штрафных санкций другому публично-правовому образованию по условиям заключенного договора.
Нужно ли платить арендные платежи и штрафные санкции публично-правовому образованию, за которым суд признал право собственности на имущество, если оно было передано арендатору другим публично-правовым образованием
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод из судебной практики: если судом было признано право собственности на имущество, переданное в аренду одним публично-правовым образованием, за другим публично-правовым образованием, то это не освобождает арендатора от внесения арендной платы и уплаты штрафных санкций другому публично-правовому образованию по условиям заключенного договора.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации за март 2025 года по вопросам частного права
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)2. В ликвидационной процедуре конкурсного производства в ситуации достаточности денежных средств, находящихся на счете должника - унитарного предприятия, для проведения всех расчетов предъявление иска о возврате имущества данному предприятию в порядке реституции осуществляется в интересах не кредиторов, а публично-правового образования, учредившего это предприятие, поскольку именно учредитель имеет право на получение ликвидационной квоты.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)2. В ликвидационной процедуре конкурсного производства в ситуации достаточности денежных средств, находящихся на счете должника - унитарного предприятия, для проведения всех расчетов предъявление иска о возврате имущества данному предприятию в порядке реституции осуществляется в интересах не кредиторов, а публично-правового образования, учредившего это предприятие, поскольку именно учредитель имеет право на получение ликвидационной квоты.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Что же касается "государственных и муниципальных нужд", то указанное понятие имеет оценочный характер и в законодательстве Российской Федерации не раскрывается, но по смыслу ч. 2 комментируемой статьи ВК РФ охватывает ситуации, при которых водный объект нужен для обособленного водопользования в целях реализации функций и полномочий соответствующего публично-правового образования. При этом выразителями государственных или муниципальных интересов (водопользователями) могут стать не только органы власти и подведомственные им унитарные предприятия и учреждения, но и любые юридические лица, подконтрольные (аффилированные) государству или муниципальному образованию, если на них возложено выполнение публичных функций и полномочий. В частности, право обособленного водопользования для государственных нужд способны приобрести государственная корпорация или хозяйственное общество с государственным участием.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Что же касается "государственных и муниципальных нужд", то указанное понятие имеет оценочный характер и в законодательстве Российской Федерации не раскрывается, но по смыслу ч. 2 комментируемой статьи ВК РФ охватывает ситуации, при которых водный объект нужен для обособленного водопользования в целях реализации функций и полномочий соответствующего публично-правового образования. При этом выразителями государственных или муниципальных интересов (водопользователями) могут стать не только органы власти и подведомственные им унитарные предприятия и учреждения, но и любые юридические лица, подконтрольные (аффилированные) государству или муниципальному образованию, если на них возложено выполнение публичных функций и полномочий. В частности, право обособленного водопользования для государственных нужд способны приобрести государственная корпорация или хозяйственное общество с государственным участием.
Статья: Право наследования: естественное или позитивное (сравнительно-правовой анализ)
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Практическим выводом из этого является не просто право публично-правовых субъектов на использование состязательного процесса, но и обязанность занять активную в нем позицию ввиду такого свойства наследования ими, как неизбежность (обязательность) приобретателя наследства, которая в России проявляется как раз при наследовании по закону публично-правовым образованием. Это в конечном счете неизбежно умаляет конституционную гарантированность наследования "ординарными наследниками".
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Практическим выводом из этого является не просто право публично-правовых субъектов на использование состязательного процесса, но и обязанность занять активную в нем позицию ввиду такого свойства наследования ими, как неизбежность (обязательность) приобретателя наследства, которая в России проявляется как раз при наследовании по закону публично-правовым образованием. Это в конечном счете неизбежно умаляет конституционную гарантированность наследования "ординарными наследниками".
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В связи с этим необходимо признать, что и юридически, и логически никаких "форм собственности", кроме частной и публичной, нет и не может существовать, ибо не может быть никаких иных собственников, кроме частных (граждан и юридических лиц) и публичных (государства и других публично-правовых образований). При этом частная "форма собственности" (присвоения) является общим, собирательным понятием для присвоения (собственности) любых частных (негосударственных, непубличных) лиц, в этом смысле противостоящим публичному или общественному присвоению (государственной и муниципальной (публичной) собственности).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В связи с этим необходимо признать, что и юридически, и логически никаких "форм собственности", кроме частной и публичной, нет и не может существовать, ибо не может быть никаких иных собственников, кроме частных (граждан и юридических лиц) и публичных (государства и других публично-правовых образований). При этом частная "форма собственности" (присвоения) является общим, собирательным понятием для присвоения (собственности) любых частных (негосударственных, непубличных) лиц, в этом смысле противостоящим публичному или общественному присвоению (государственной и муниципальной (публичной) собственности).
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)При этом нельзя отрицать, что предоставление гарантии публично-правового образования - это также перевод долга юридического лица на бюджет, к тому же без права регрессного требования к принципалу, однако здесь использован инструмент, закрепленный бюджетным законодательством, и суд расценил это как законные и правомерные действия, вызванные в том числе необходимостью обеспечивать интересы населения.
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)При этом нельзя отрицать, что предоставление гарантии публично-правового образования - это также перевод долга юридического лица на бюджет, к тому же без права регрессного требования к принципалу, однако здесь использован инструмент, закрепленный бюджетным законодательством, и суд расценил это как законные и правомерные действия, вызванные в том числе необходимостью обеспечивать интересы населения.
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если земельный участок под МКД не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет (далее также - кадастровый учет), такой участок находится в собственности соответствующего публично-правового образования. При этом собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД и объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если земельный участок под МКД не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет (далее также - кадастровый учет), такой участок находится в собственности соответствующего публично-правового образования. При этом собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД и объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
Статья: Классификация договоров как основа совершенствования гражданско-правового регулирования пассажирских перевозок
(Микрюкова Г.А.)
("Право и экономика", 2023, N 10)Указанные особенности договоров городских, пригородных и внеуличных перевозок пассажиров предопределяют весьма слабые возможности индивидуального воздействия пассажира на перевозчика в целях позитивного и негативного стимулирования его деятельности по обеспечению надлежащего качества транспортного обслуживания. В сфере деятельности местного транспорта общего пользования должны эффективнее применяться публично-правовые меры влияния на перевозчиков (лицензирование, антимонопольный контроль, государственная и общественная защита прав потребителей). Определенную роль могут сыграть гражданско-правовые соглашения, заключаемые региональными и муниципальными органами, организующими маршруты регулярных перевозок на соответствующих территориях и осуществляющие допуск перевозчиков на их обслуживание на договорной основе. На данный момент специальное правовое регулирование получили отношения по организации регулярных перевозок пассажиров только на автомобильном транспорте: ФЗ от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентировал договорное взаимодействие транспортных организаций не только между собой, но и с владельцами объектов инфраструктуры, а также с публично-правовыми образованиями. Эти организующие договоры гражданско-правового характера в пользу неопределенного круга граждан способны существенно усилить обеспечение интересов и защиту прав пассажиров как слабой стороны в их отношениях с перевозчиками и владельцами транспортной инфраструктуры. Такие договоры, в частности, должны воспрепятствовать транспортным компаниям в одностороннем (уведомительном) порядке изменять согласованные условия перевозок. Произвольное прекращение пассажирского движения, увеличение его интервалов, сокращение количества транспортных средств на маршрутах, не обусловленное уменьшением пассажиропотока, при этом позволяющее недобросовестным перевозчикам увеличивать прибыль, сохранять за собой выделенное время использования остановок и фактически не допускать конкурентов, должно быть запрещено <11>. Аналогичные правила должны действовать и на других видах транспорта.
(Микрюкова Г.А.)
("Право и экономика", 2023, N 10)Указанные особенности договоров городских, пригородных и внеуличных перевозок пассажиров предопределяют весьма слабые возможности индивидуального воздействия пассажира на перевозчика в целях позитивного и негативного стимулирования его деятельности по обеспечению надлежащего качества транспортного обслуживания. В сфере деятельности местного транспорта общего пользования должны эффективнее применяться публично-правовые меры влияния на перевозчиков (лицензирование, антимонопольный контроль, государственная и общественная защита прав потребителей). Определенную роль могут сыграть гражданско-правовые соглашения, заключаемые региональными и муниципальными органами, организующими маршруты регулярных перевозок на соответствующих территориях и осуществляющие допуск перевозчиков на их обслуживание на договорной основе. На данный момент специальное правовое регулирование получили отношения по организации регулярных перевозок пассажиров только на автомобильном транспорте: ФЗ от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентировал договорное взаимодействие транспортных организаций не только между собой, но и с владельцами объектов инфраструктуры, а также с публично-правовыми образованиями. Эти организующие договоры гражданско-правового характера в пользу неопределенного круга граждан способны существенно усилить обеспечение интересов и защиту прав пассажиров как слабой стороны в их отношениях с перевозчиками и владельцами транспортной инфраструктуры. Такие договоры, в частности, должны воспрепятствовать транспортным компаниям в одностороннем (уведомительном) порядке изменять согласованные условия перевозок. Произвольное прекращение пассажирского движения, увеличение его интервалов, сокращение количества транспортных средств на маршрутах, не обусловленное уменьшением пассажиропотока, при этом позволяющее недобросовестным перевозчикам увеличивать прибыль, сохранять за собой выделенное время использования остановок и фактически не допускать конкурентов, должно быть запрещено <11>. Аналогичные правила должны действовать и на других видах транспорта.
Статья: Усмотрение публично-правовых образований при участии в договорных правоотношениях
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)Наряду с гражданами и юридическими лицами участниками гражданских правоотношений, в том числе договорных, на полноправной основе могут быть публично-правовые образования. При этом под публично-правовым образованием понимается Российская Федерация, субъект Российской Федерации или отдельное муниципальное образование <1>.
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)Наряду с гражданами и юридическими лицами участниками гражданских правоотношений, в том числе договорных, на полноправной основе могут быть публично-правовые образования. При этом под публично-правовым образованием понимается Российская Федерация, субъект Российской Федерации или отдельное муниципальное образование <1>.
Статья: Публично-правовые образования: проблема встраивания в публично-правовой контекст
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Правда, сложно с полной уверенностью утверждать, что попытки дать конституционно-правовое или общее публично-правовое определение понятию, обозначаемому данным термином, увенчались внушительным успехом. Так, В.Е. Чиркин, являвшийся наиболее авторитетным, активным и последовательным сторонником использования в отношении государства и внутригосударственных территориальных единиц словосочетания "публично-правовое образование" <4>, пришел к следующей дефиниции: "Публично-правовое образование - это форма организации публичного коллектива на определенной территории, которая имеет публичную власть и использует ее для регулирования общественных отношений данного публичного коллектива, являющаяся юридическим лицом публичного права и несущая ответственность за действия (бездействия) своих органов и должностных лиц" <5>. Данное определение в целом понятно, но сконструировано не самым удачным образом: во-первых, вряд ли "форма" имеет власть, во-вторых, не вполне верно именовать саму эту форму юридическим лицом, в-третьих, "регулирование общественных отношений... публичного коллектива" требует указания на другую сторону этих отношений.
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Правда, сложно с полной уверенностью утверждать, что попытки дать конституционно-правовое или общее публично-правовое определение понятию, обозначаемому данным термином, увенчались внушительным успехом. Так, В.Е. Чиркин, являвшийся наиболее авторитетным, активным и последовательным сторонником использования в отношении государства и внутригосударственных территориальных единиц словосочетания "публично-правовое образование" <4>, пришел к следующей дефиниции: "Публично-правовое образование - это форма организации публичного коллектива на определенной территории, которая имеет публичную власть и использует ее для регулирования общественных отношений данного публичного коллектива, являющаяся юридическим лицом публичного права и несущая ответственность за действия (бездействия) своих органов и должностных лиц" <5>. Данное определение в целом понятно, но сконструировано не самым удачным образом: во-первых, вряд ли "форма" имеет власть, во-вторых, не вполне верно именовать саму эту форму юридическим лицом, в-третьих, "регулирование общественных отношений... публичного коллектива" требует указания на другую сторону этих отношений.
Ситуация: Что делать в случае самовольного захвата места во дворе жилого дома для парковки личного автомобиля?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и земля принадлежит публично-правовому образованию, то оно не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом, в том числе передавать земельный участок в аренду.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и земля принадлежит публично-правовому образованию, то оно не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом, в том числе передавать земельный участок в аренду.