Психолого-педагогическая реабилитация
Подборка наиболее важных документов по запросу Психолого-педагогическая реабилитация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)В этой связи следует обратить внимание на кадровый состав организаций для детей-сирот и компетенцию работников детских домов. Только около трети работников интернатных организаций имеют педагогическое образование <11>, которое, в свою очередь, не предполагает наличие у них знаний по проведению реабилитационной работы с детьми, пережившими утрату родительского попечения. Полагаем, что актуальной является разработка профессионального стандарта воспитателя в организациях для детей-сирот, который устанавливал бы обязательные требования к образованию работников организаций для детей-сирот, в том числе в области педагогики, социальной работы, семейного воспитания, а также предусматривал описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, к которым можно отнести психолого-педагогическую реабилитацию ребенка, работу по подготовке к возвращению в кровную семью и восстановлению детско-родительских отношений или подготовку ребенка к устройству в новую семью и др.
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)В этой связи следует обратить внимание на кадровый состав организаций для детей-сирот и компетенцию работников детских домов. Только около трети работников интернатных организаций имеют педагогическое образование <11>, которое, в свою очередь, не предполагает наличие у них знаний по проведению реабилитационной работы с детьми, пережившими утрату родительского попечения. Полагаем, что актуальной является разработка профессионального стандарта воспитателя в организациях для детей-сирот, который устанавливал бы обязательные требования к образованию работников организаций для детей-сирот, в том числе в области педагогики, социальной работы, семейного воспитания, а также предусматривал описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, к которым можно отнести психолого-педагогическую реабилитацию ребенка, работу по подготовке к возвращению в кровную семью и восстановлению детско-родительских отношений или подготовку ребенка к устройству в новую семью и др.
Статья: Совершенствование подготовки сотрудников для подразделений воспитательной работы с осужденными в образовательных организациях ФСИН России
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Отдельного анализа в рамках рассматриваемой проблемы заслуживает подготовка кадров по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация - Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением, ведомственная специализация - Организация психолого-педагогической работы в УИС, квалификация выпускника - социальный педагог), осуществляемая ныне в Академии ФСИН России в Кузбасском институте ФСИН России только по заочной форме. Рабочий учебный план по указанной специальности, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, содержит в себе дисциплины правовой, педагогической, психологической и других направленностей, освоение которых позволит выпускникам успешно реализовывать полученные компетенции на практике в должности воспитателя лиц, отбывающих наказание. Ныне по указанной специальности обучаются слушатели из числа практических работников учреждений и органов ФСИН России. В основном это сотрудники, замещающие должности рядового и младшего начальствующего состава (78%); 3,6% - начальники отрядов исправительных учреждений, не имеющие высшего образования; 18,4% - другие работники УИС, в том числе не имеющие специальных званий. Основная масса обучающихся по заочной форме - младшие инспекторы отделов безопасности (режима), инструкторы-кинологи, младшие инспекторы отделов охраны, операторы поста видеонаблюдения и пр. Очевидно, отбор на обучение по рассматриваемой специальности, в силу ее специфики, должен производиться прежде всего из числа сотрудников отделов безопасности (режима) исправительных учреждений, не имеющих высшего образования, с включением в кадровый резерв исправительных учреждений на должности среднего начальствующего состава воспитательного аппарата ИУ.
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Отдельного анализа в рамках рассматриваемой проблемы заслуживает подготовка кадров по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация - Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением, ведомственная специализация - Организация психолого-педагогической работы в УИС, квалификация выпускника - социальный педагог), осуществляемая ныне в Академии ФСИН России в Кузбасском институте ФСИН России только по заочной форме. Рабочий учебный план по указанной специальности, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, содержит в себе дисциплины правовой, педагогической, психологической и других направленностей, освоение которых позволит выпускникам успешно реализовывать полученные компетенции на практике в должности воспитателя лиц, отбывающих наказание. Ныне по указанной специальности обучаются слушатели из числа практических работников учреждений и органов ФСИН России. В основном это сотрудники, замещающие должности рядового и младшего начальствующего состава (78%); 3,6% - начальники отрядов исправительных учреждений, не имеющие высшего образования; 18,4% - другие работники УИС, в том числе не имеющие специальных званий. Основная масса обучающихся по заочной форме - младшие инспекторы отделов безопасности (режима), инструкторы-кинологи, младшие инспекторы отделов охраны, операторы поста видеонаблюдения и пр. Очевидно, отбор на обучение по рассматриваемой специальности, в силу ее специфики, должен производиться прежде всего из числа сотрудников отделов безопасности (режима) исправительных учреждений, не имеющих высшего образования, с включением в кадровый резерв исправительных учреждений на должности среднего начальствующего состава воспитательного аппарата ИУ.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015)Ростовским областным судом по делам об усыновлении детей, помещенных в специализированные (коррекционные) детские учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями, к участию в деле в порядке статьи 188 ГПК РФ привлекались в качестве специалистов педагоги-психологи Ростовского областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015)Ростовским областным судом по делам об усыновлении детей, помещенных в специализированные (коррекционные) детские учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями, к участию в деле в порядке статьи 188 ГПК РФ привлекались в качестве специалистов педагоги-психологи Ростовского областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
"Обзор практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013)Так, например, согласно справке по материалам обобщения судебной практики Владимирского областного суда при рассмотрении всех без исключения дел о международном усыновлении наряду с медицинским заключением, выданным заявителям по результатам обследования у специалистов различных отраслей медицины в иностранном государстве, гражданами которого они являются, а также в случаях, когда было представлено заключение, выданное семейным врачом или врачом общей практики, суд обязывал кандидатов в усыновители пройти медицинское обследование на территории Российской Федерации в государственном учреждении здравоохранения. Аналогичным образом поступали, в частности, Верховные Суды Удмуртской и Чувашской Республик, Алтайский краевой суд, Костромской, Ростовский, Тверской, Тульский, Самарский и Сахалинский областные суды, Санкт-Петербургский городской суд. При этом в ряде случаев Верховный Суд Чувашской Республики направлял заявителей в РГОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики для прохождения психологической диагностики.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013)Так, например, согласно справке по материалам обобщения судебной практики Владимирского областного суда при рассмотрении всех без исключения дел о международном усыновлении наряду с медицинским заключением, выданным заявителям по результатам обследования у специалистов различных отраслей медицины в иностранном государстве, гражданами которого они являются, а также в случаях, когда было представлено заключение, выданное семейным врачом или врачом общей практики, суд обязывал кандидатов в усыновители пройти медицинское обследование на территории Российской Федерации в государственном учреждении здравоохранения. Аналогичным образом поступали, в частности, Верховные Суды Удмуртской и Чувашской Республик, Алтайский краевой суд, Костромской, Ростовский, Тверской, Тульский, Самарский и Сахалинский областные суды, Санкт-Петербургский городской суд. При этом в ряде случаев Верховный Суд Чувашской Республики направлял заявителей в РГОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики для прохождения психологической диагностики.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи федеральный закон и законодательство субъекта РФ могут предусмотреть иные основания замены жилых помещений. Обычно такими основаниями является наличие определенных заболеваний. В г. Москве, например, вопросы замены жилых помещений решаются Законом г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Согласно ст. 40 указанного Закона основанием для замены жилого помещения в г. Москве может служить наличие у заявителя, в частности, заболеваний опорно-двигательной системы и др. С заявлениями о замене вправе обращаться инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению медицинских организаций либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации или абилитации (система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества) рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации или абилитации.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи федеральный закон и законодательство субъекта РФ могут предусмотреть иные основания замены жилых помещений. Обычно такими основаниями является наличие определенных заболеваний. В г. Москве, например, вопросы замены жилых помещений решаются Законом г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Согласно ст. 40 указанного Закона основанием для замены жилого помещения в г. Москве может служить наличие у заявителя, в частности, заболеваний опорно-двигательной системы и др. С заявлениями о замене вправе обращаться инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению медицинских организаций либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации или абилитации (система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества) рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации или абилитации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, а также реабилитацию обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, а также реабилитацию обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования, - содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции (ч. 6 комментируемой статьи).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования, - содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции (ч. 6 комментируемой статьи).
Ситуация: Каков порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, а также реабилитация обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, а также реабилитация обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья;