Проживание без регистрации иностранного гражданина
Подборка наиболее важных документов по запросу Проживание без регистрации иностранного гражданина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства) не согласен с отказом во включении его в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган отказал во включении Гражданина (иностранного гражданина, лица без гражданства) в список нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) нарушением условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации (ЧС). Например, ссылается на отсутствие регистрации по месту жительства.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган отказал во включении Гражданина (иностранного гражданина, лица без гражданства) в список нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) нарушением условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации (ЧС). Например, ссылается на отсутствие регистрации по месту жительства.
Определение Курского областного суда от 20.08.2024 N 33-2377/2024 (УИД 46RS0006-01-2023-002723-80)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением истцу было отказано в назначении пенсии по старости в связи с невыполнением условия для назначения пенсии по старости, а именно: отсутствия двенадцати лет проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.По мнению судебной коллегии, отсутствие регистрации по месту жительства, регистрация по виду на жительство иностранного гражданина, поскольку Н.С.И. является гражданином Украины, не свидетельствует, что проживание территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом носило временный и периодический характер и было связано с невозможностью регистрации по месту жительства изначально, так как истец являлся и до настоящего времени является гражданином иностранного государства.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением истцу было отказано в назначении пенсии по старости в связи с невыполнением условия для назначения пенсии по старости, а именно: отсутствия двенадцати лет проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.По мнению судебной коллегии, отсутствие регистрации по месту жительства, регистрация по виду на жительство иностранного гражданина, поскольку Н.С.И. является гражданином Украины, не свидетельствует, что проживание территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом носило временный и периодический характер и было связано с невозможностью регистрации по месту жительства изначально, так как истец являлся и до настоящего времени является гражданином иностранного государства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какова ответственность за несоблюдение правил регистрационного учета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Граждане РФ несут административную ответственность за проживание по месту пребывания или жительства без регистрации, а также за нарушение правил регистрации; иностранные граждане - за нарушение режима пребывания (проживания) в РФ. За фиктивную регистрацию предусмотрена уголовная ответственность как для граждан РФ, так и для иностранных граждан.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Граждане РФ несут административную ответственность за проживание по месту пребывания или жительства без регистрации, а также за нарушение правил регистрации; иностранные граждане - за нарушение режима пребывания (проживания) в РФ. За фиктивную регистрацию предусмотрена уголовная ответственность как для граждан РФ, так и для иностранных граждан.
Ситуация: Как получить гражданство РФ совершеннолетнему в общем порядке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранцем, имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания в РФ, такое заявление подается в территориальный орган МВД России (далее - ТО МВД России) соответственно по месту жительства или месту пребывания. При отсутствии такой регистрации заявление подается в ТО МВД России по месту фактического проживания иностранца в РФ (ч. 2, 4 ст. 32 Закона N 138-ФЗ; пп. "а", "б" п. 2 Положения N 889; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранцем, имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания в РФ, такое заявление подается в территориальный орган МВД России (далее - ТО МВД России) соответственно по месту жительства или месту пребывания. При отсутствии такой регистрации заявление подается в ТО МВД России по месту фактического проживания иностранца в РФ (ч. 2, 4 ст. 32 Закона N 138-ФЗ; пп. "а", "б" п. 2 Положения N 889; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 22.11.2023 N 889
(ред. от 10.12.2024, с изм. от 05.11.2025)
"Вопросы гражданства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", "Положением о порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации")б) гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, не имеющими регистрации по месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации, - по месту своего фактического проживания в Российской Федерации;
(ред. от 10.12.2024, с изм. от 05.11.2025)
"Вопросы гражданства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", "Положением о порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации")б) гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, не имеющими регистрации по месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации, - по месту своего фактического проживания в Российской Федерации;
Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"4. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, не имеющими регистрации по месту жительства или месту пребывания, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту фактического проживания заявителя в Российской Федерации непосредственно либо через подведомственное предприятие или уполномоченную организацию.
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"4. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, не имеющими регистрации по месту жительства или месту пребывания, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту фактического проживания заявителя в Российской Федерации непосредственно либо через подведомственное предприятие или уполномоченную организацию.
Вопрос: Какие документы необходимы для заключения договора гражданско-правового характера (подряд, услуги) с временно пребывающим гражданином Белоруссии?
(Консультация эксперта, 2025)См. также: Организация заключила трудовой договор с гражданином Белоруссии без временной регистрации, ВНЖ, разрешения на временное проживание. Как определить его статус временно пребывающего и начислять страховые взносы?
(Консультация эксперта, 2025)См. также: Организация заключила трудовой договор с гражданином Белоруссии без временной регистрации, ВНЖ, разрешения на временное проживание. Как определить его статус временно пребывающего и начислять страховые взносы?
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)1. Российская Федерация является местом постоянного жительства (или места пребывания) иностранного должника. Кроме официальных данных органов регистрационного учета о постоянной или временной регистрации, установить данный факт суд может путем принятия свидетельских показаний, а также иных доказательств, явно указывающих на факт проживания на территории Российского государства. Примером данного обстоятельства может служить Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.07.2018 по делу N А40-187534/2017, согласно которому суд кассационной инстанции отменил судебные акты первой и апелляционной инстанции о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданина иностранного государства в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации с направлением указанного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В своем Постановлении Арбитражный суд округа сослался на статью 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), которая устанавливает правовой статус иностранного гражданина <581>. В судебном акте делается прямое указание на равенство прав и несение обязанностей граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств со ссылкой на статью 1196 ГК РФ о гражданской правоспособности иностранных граждан. Закон о банкротстве вместе с тем не связывает определение понятия гражданина-должника с наличием либо отсутствием у него статуса гражданина Российской Федерации. Суд кассационной инстанции также указал, что арбитражным судам Российской Федерации согласно части 5 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также подведомственны дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Дело о банкротстве физического лица в данном случае должно рассматриваться арбитражным судом по месту его жительства. Для установления места жительства иностранного гражданина на территории Российской Федерации судам следует руководствоваться положениями пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", частью 4 статьи 2 и частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также нормами гражданского законодательства. В том случае, если отсутствует возможность установления адреса места жительства иностранного должника, кредитор вправе обратиться с соответствующим заявлением по месту возникновения обязательства в Российской Федерации. В связи с чем суд округа отметил, что возможность признания несостоятельным должником (банкротом) иностранного гражданина на территории Российской Федерации не исключается нормами российского законодательства.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)1. Российская Федерация является местом постоянного жительства (или места пребывания) иностранного должника. Кроме официальных данных органов регистрационного учета о постоянной или временной регистрации, установить данный факт суд может путем принятия свидетельских показаний, а также иных доказательств, явно указывающих на факт проживания на территории Российского государства. Примером данного обстоятельства может служить Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.07.2018 по делу N А40-187534/2017, согласно которому суд кассационной инстанции отменил судебные акты первой и апелляционной инстанции о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданина иностранного государства в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации с направлением указанного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В своем Постановлении Арбитражный суд округа сослался на статью 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), которая устанавливает правовой статус иностранного гражданина <581>. В судебном акте делается прямое указание на равенство прав и несение обязанностей граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств со ссылкой на статью 1196 ГК РФ о гражданской правоспособности иностранных граждан. Закон о банкротстве вместе с тем не связывает определение понятия гражданина-должника с наличием либо отсутствием у него статуса гражданина Российской Федерации. Суд кассационной инстанции также указал, что арбитражным судам Российской Федерации согласно части 5 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также подведомственны дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Дело о банкротстве физического лица в данном случае должно рассматриваться арбитражным судом по месту его жительства. Для установления места жительства иностранного гражданина на территории Российской Федерации судам следует руководствоваться положениями пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", частью 4 статьи 2 и частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также нормами гражданского законодательства. В том случае, если отсутствует возможность установления адреса места жительства иностранного должника, кредитор вправе обратиться с соответствующим заявлением по месту возникновения обязательства в Российской Федерации. В связи с чем суд округа отметил, что возможность признания несостоятельным должником (банкротом) иностранного гражданина на территории Российской Федерации не исключается нормами российского законодательства.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Значимо, что российское законодательство не связывает предоставление национального режима иностранцам с их нахождением на территории РФ. Так, по одному из дел арбитражный суд округа, отменяя судебный акт апелляционной инстанции, отказавшейся рассматривать по существу поданную ответчиком жалобу, пришел к следующему выводу со ссылкой на ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. Отсутствие у стороны по делу регистрации по месту проживания на территории РФ, российского гражданства либо гражданства другого государства не может рассматриваться как обстоятельство, лишающее это лицо права на обжалование судебного акта, принятого по существу спора, к участию в рассмотрении которого оно было привлечено <1>.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Значимо, что российское законодательство не связывает предоставление национального режима иностранцам с их нахождением на территории РФ. Так, по одному из дел арбитражный суд округа, отменяя судебный акт апелляционной инстанции, отказавшейся рассматривать по существу поданную ответчиком жалобу, пришел к следующему выводу со ссылкой на ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. Отсутствие у стороны по делу регистрации по месту проживания на территории РФ, российского гражданства либо гражданства другого государства не может рассматриваться как обстоятельство, лишающее это лицо права на обжалование судебного акта, принятого по существу спора, к участию в рассмотрении которого оно было привлечено <1>.
Статья: Актуальные вопросы обеспечения мер безопасности в миграционной сфере
(Комиссаров Е.В., Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2022, N 1)- упущениями в деятельности государственных органов по выявлению, устранению и предупреждению нарушений миграционного законодательства. Результаты изученной практики свидетельствуют о том, что допускаемые органами государственной власти недочеты в отдельных случаях способствуют увеличению количества нелегальных мигрантов, их криминализации. К примеру, непринятие должных мер сотрудниками органов внутренних дел и ФМС России к фактам организации незаконного бизнеса с использованием труда мигрантов, способствуют снижению уровня безопасности в миграционной сфере. Ненадлежащая работа участковых уполномоченных полиции на закрепленных за ними административных участках порождает условия для нелегальной миграции. Так, зачастую не ведется списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, проверка мест их фактического проживания, регистрации и работы проводятся только в рамках разовых оперативно-профилактических мероприятий. Недобросовестными должностными лицами игнорируются обращения граждан о скоплениях мигрантов, нарушении ими общественного порядка. Направляемые органами прокуратуры Российской Федерации, ФМС России сведения о проживающих иностранных гражданах органами внутренних дел не всегда проверяются. Нарушения закона допускаются при постановке на миграционный учет иностранных граждан и снятии их с учета, оформлении приглашений на въезд, разрешений на временное проживание и видов на жительство. В ряде случаев к административной ответственности не привлекаются должностные и юридические лица, виновные в использовании труда мигрантов без оформления необходимых документов.
(Комиссаров Е.В., Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2022, N 1)- упущениями в деятельности государственных органов по выявлению, устранению и предупреждению нарушений миграционного законодательства. Результаты изученной практики свидетельствуют о том, что допускаемые органами государственной власти недочеты в отдельных случаях способствуют увеличению количества нелегальных мигрантов, их криминализации. К примеру, непринятие должных мер сотрудниками органов внутренних дел и ФМС России к фактам организации незаконного бизнеса с использованием труда мигрантов, способствуют снижению уровня безопасности в миграционной сфере. Ненадлежащая работа участковых уполномоченных полиции на закрепленных за ними административных участках порождает условия для нелегальной миграции. Так, зачастую не ведется списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, проверка мест их фактического проживания, регистрации и работы проводятся только в рамках разовых оперативно-профилактических мероприятий. Недобросовестными должностными лицами игнорируются обращения граждан о скоплениях мигрантов, нарушении ими общественного порядка. Направляемые органами прокуратуры Российской Федерации, ФМС России сведения о проживающих иностранных гражданах органами внутренних дел не всегда проверяются. Нарушения закона допускаются при постановке на миграционный учет иностранных граждан и снятии их с учета, оформлении приглашений на въезд, разрешений на временное проживание и видов на жительство. В ряде случаев к административной ответственности не привлекаются должностные и юридические лица, виновные в использовании труда мигрантов без оформления необходимых документов.
Вопрос: Временно пребывающий гражданин Армении зарегистрирован по месту пребывания в Саратовской области. Можно ли его принять на работу в г. Москве?
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, если организация-работодатель не предоставляет иностранному работнику жилье, принимающей стороной будет являться и нести ответственность то лицо, которое предоставляет иностранцу жилье (например, собственник квартиры, которую он снимает). И именно это лицо может быть привлечено к административной ответственности за отсутствие регистрации иностранца.
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, если организация-работодатель не предоставляет иностранному работнику жилье, принимающей стороной будет являться и нести ответственность то лицо, которое предоставляет иностранцу жилье (например, собственник квартиры, которую он снимает). И именно это лицо может быть привлечено к административной ответственности за отсутствие регистрации иностранца.
Вопрос: В каком порядке НФО проводят идентификацию клиентов в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем?
(Консультация эксперта, 2025)данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ (данные миграционной карты в случае отсутствия иных документов);
(Консультация эксперта, 2025)данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ (данные миграционной карты в случае отсутствия иных документов);
Статья: Содержание и значение некоторых основных элементов криминалистической характеристики организации незаконной миграции
(Шуваева М.С.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Так, А. в мае 2022 г. заключил с ООО "ЕВРОГАРАНТ" договор на выполнение субподрядных работ на территории государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области "Сергиево-Посадский колледж". Здесь А. должен был осуществлять уборку и вывоз мусора, а также поставку материалов. В период с июня по июль 2022 г. он, не имея разрешения на право привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации, не подавая в установленном законом порядке информацию о найме иностранной рабочей силы в соответствующие органы, имея преступный умысел на организацию незаконного пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и осознавая противоправность своих действий, незаконно привлек в качестве разнорабочих и организовал на территории указанной организации постоянное проживание двух иностранных граждан Республики Узбекистан Т. и Ю., у которых отсутствовали регистрация по месту временного пребывания на территории Российской Федерации и патент на осуществление трудовой деятельности. Для реализации своего преступного замысла А. создал необходимые условия для проживания в строительном вагончике, а именно предоставил кровати с постельным бельем, посуду, бытовые приборы, что позволяло указанным гражданам незаконно находиться на территории Российской Федерации и обеспечивать их потребности в еде, месте проживания и других насущных потребностях человека. Криминальная деятельность А. была пресечена сотрудниками ОВМ УМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу, которые в ходе проверки выявили нарушение режима пребывания вышеуказанных иностранных граждан на территории Российской Федерации. Действия А. были квалифицированы по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ <3>.
(Шуваева М.С.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Так, А. в мае 2022 г. заключил с ООО "ЕВРОГАРАНТ" договор на выполнение субподрядных работ на территории государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области "Сергиево-Посадский колледж". Здесь А. должен был осуществлять уборку и вывоз мусора, а также поставку материалов. В период с июня по июль 2022 г. он, не имея разрешения на право привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации, не подавая в установленном законом порядке информацию о найме иностранной рабочей силы в соответствующие органы, имея преступный умысел на организацию незаконного пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и осознавая противоправность своих действий, незаконно привлек в качестве разнорабочих и организовал на территории указанной организации постоянное проживание двух иностранных граждан Республики Узбекистан Т. и Ю., у которых отсутствовали регистрация по месту временного пребывания на территории Российской Федерации и патент на осуществление трудовой деятельности. Для реализации своего преступного замысла А. создал необходимые условия для проживания в строительном вагончике, а именно предоставил кровати с постельным бельем, посуду, бытовые приборы, что позволяло указанным гражданам незаконно находиться на территории Российской Федерации и обеспечивать их потребности в еде, месте проживания и других насущных потребностях человека. Криминальная деятельность А. была пресечена сотрудниками ОВМ УМВД России по Сергиево-Посадскому городскому округу, которые в ходе проверки выявили нарушение режима пребывания вышеуказанных иностранных граждан на территории Российской Федерации. Действия А. были квалифицированы по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ <3>.
Вопрос: Организация заключила трудовой договор с гражданином Белоруссии без временной регистрации, ВНЖ, разрешения на временное проживание. Как определить его статус временно пребывающего и начислять страховые взносы?
(Консультация эксперта, 2025)Организация заключила трудовой договор с гражданином Белоруссии без временной регистрации, ВНЖ, разрешения на временное проживание. Как определить его статус временно пребывающего и начислять страховые взносы?
(Консультация эксперта, 2025)Организация заключила трудовой договор с гражданином Белоруссии без временной регистрации, ВНЖ, разрешения на временное проживание. Как определить его статус временно пребывающего и начислять страховые взносы?
Ситуация: Как получить гражданство РФ в упрощенном порядке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранцем, имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания в РФ, заявление подается в территориальный орган МВД России (далее - ТО МВД России) соответственно по месту жительства или месту пребывания. При отсутствии такой регистрации заявление можно подать в ТО МВД России по месту фактического проживания иностранца в РФ (ч. 2, 4 ст. 32 Закона N 138-ФЗ; пп. "а", "б" п. 2 Положения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранцем, имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания в РФ, заявление подается в территориальный орган МВД России (далее - ТО МВД России) соответственно по месту жительства или месту пребывания. При отсутствии такой регистрации заявление можно подать в ТО МВД России по месту фактического проживания иностранца в РФ (ч. 2, 4 ст. 32 Закона N 138-ФЗ; пп. "а", "б" п. 2 Положения).
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства.