Проверка соблюдения требований земельного законодательства

Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка соблюдения требований земельного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 26 "Документы о правах на земельные участки" ЗК РФ"Поскольку судами на основании акта проверки от 9 декабря 2020 года N 302/421-2020 установлено, что С.С.Л. без предусмотренных законом оснований использует земельный участок площадью 112 кв. м, расположенный на землях, государственная собственность на которые не разграничена, что противоречит требованиям статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", при этом проверка соблюдения требований земельного законодательства проведена уполномоченным органом без существенного нарушения требований действующего законодательства, их выводы об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемых акта проверки и выданного на его основании предписания незаконными следует признать правомерными."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 39.17 "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФ"Следовательно, предоставление земельного участка на соответствующем праве является отдельным самостоятельным решением уполномоченного органа, принимаемым при соблюдении всех требований земельного законодательства, действующих на момент его принятия. При этом проверка наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов должно осуществляется уполномоченным органом как стадии предварительного согласовании, так и на стадии рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, что прямо следует из содержания пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Осуществление государственного и муниципального контроля: защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(выпуск 5)
(Вощинский М.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2020)
- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (за исключением проведения такой проверки в случае причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (т.е. проведение проверки возможно только с участием руководителя или уполномоченного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а не рядовых сотрудников предприятия. Исключение установлено в случае, если на момент проверки причиняется вред перечисленным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав при осуществлении контроля ценностям - жизнь, здоровье граждан и т.п.);
"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)
Несмотря на развитие земельного законодательства и устранение в нем многочисленных пробелов и коллизий, количество земельных правонарушений, выявляемых органами государственного земельного надзора, продолжает оставаться весьма значительным. Так, в результате проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства в 2017 году на территории Российской Федерации государственными инспекторами по использованию и охране земель было выявлено 144 616 нарушений, из них 122 348 нарушений земельного законодательства и 22 268 нарушений против порядка управления и общественного порядка. В итоге принятых мер устранено на конец года 62 885 нарушений земельного законодательства, что составляет 51,4% от выявленных нарушений земельного законодательства <540>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023)
1) поступление в уполномоченный орган от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный земельный надзор, или органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, информации и документов, подтверждающих, что допущенные правообладателем испрашиваемого земельного участка нарушения, указанные в предписании, выданном указанными федеральным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления по результатам проверки соблюдения требований земельного законодательства, не были устранены таким правообладателем в установленный этим предписанием срок;