Проведение внутреннего финансового контроля в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение внутреннего финансового контроля в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.06.2023 N 88-9539/2023 по делу N 2-5666/2022 (УИД 66RS0007-01-2022-002251-54)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования: О взыскании ущерба.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в результате проведенной проверки выявлено 10 получателей пенсии, которым при назначении и пересмотре размера пенсии неверно (в большем размере) установлен оклад по последней замещаемой должности, в связи с чем образовалась переплата, расчетом пенсии за выслугу лет занимался ответчик, по его вине истцу причинен ущерб.
Решение: Отказано.Заслуживающими внимания суд первой инстанции признал доводы ответчиков о том, что заявленные к взысканию суммы выявлены в ходе проведения внутреннего финансового контроля в декабре 2020 года, ранее проводимые проверки переплат не выявили, что повлекло дальнейшее их увеличение. Также судом установлено, что ежегодная проверка правильности выплаты пенсии учреждениями Сбербанка по пенсионным делам П.В., Т.О., Л. производилась не ответчиком Т.Н., что в совокупности свидетельствует о недоказанности факта причинения ущерба именно действиями ответчиков.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования: О взыскании ущерба.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в результате проведенной проверки выявлено 10 получателей пенсии, которым при назначении и пересмотре размера пенсии неверно (в большем размере) установлен оклад по последней замещаемой должности, в связи с чем образовалась переплата, расчетом пенсии за выслугу лет занимался ответчик, по его вине истцу причинен ущерб.
Решение: Отказано.Заслуживающими внимания суд первой инстанции признал доводы ответчиков о том, что заявленные к взысканию суммы выявлены в ходе проведения внутреннего финансового контроля в декабре 2020 года, ранее проводимые проверки переплат не выявили, что повлекло дальнейшее их увеличение. Также судом установлено, что ежегодная проверка правильности выплаты пенсии учреждениями Сбербанка по пенсионным делам П.В., Т.О., Л. производилась не ответчиком Т.Н., что в совокупности свидетельствует о недоказанности факта причинения ущерба именно действиями ответчиков.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, суды обоснованно сочли названные нарушения существенными, поскольку они лишают проверяемое лицо права знать о проводимых мероприятиях контроля, основаниях проверки и выявленных в ходе проверки нарушениях.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, суды обоснованно сочли названные нарушения существенными, поскольку они лишают проверяемое лицо права знать о проводимых мероприятиях контроля, основаниях проверки и выявленных в ходе проверки нарушениях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<19> См.: Постановления Правительства РФ: от 6 февраля 2020 г. N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 6. Ст. 699; от 6 февраля 2020 г. N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 7. Ст. 829; от 27 февраля 2020 г. N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 9. Ст. 1206; от 23 июля 2020 г. N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 31 (часть II). Ст. 5176; от 17 августа 2020 г. N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5462; от 17 августа 2020 г. N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5464; от 16 сентября 2020 г. N 1478 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности" // СЗ РФ. 2020. N 39. Ст. 6055.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<19> См.: Постановления Правительства РФ: от 6 февраля 2020 г. N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 6. Ст. 699; от 6 февраля 2020 г. N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // СЗ РФ. 2020. N 7. Ст. 829; от 27 февраля 2020 г. N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 9. Ст. 1206; от 23 июля 2020 г. N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" // СЗ РФ. 2020. N 31 (часть II). Ст. 5176; от 17 августа 2020 г. N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5462; от 17 августа 2020 г. N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц" // СЗ РФ. 2020. N 34. Ст. 5464; от 16 сентября 2020 г. N 1478 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности" // СЗ РФ. 2020. N 39. Ст. 6055.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<469> См., например: Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" и др.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<469> См., например: Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" и др.
Нормативные акты
<Письмо> Казначейства России от 02.10.2024 N 20-03-10/28528
"О направлении информации"Согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703, Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в том числе по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренному частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом в силу федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235, оценка правомерности действий заказчиков в рамках полномочий по контролю, предусмотренных статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляется исключительно посредством проведения проверок, ревизий, обследований, в каждом конкретном случае и с учетом всех обстоятельств дела.
"О направлении информации"Согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703, Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в том числе по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренному частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом в силу федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235, оценка правомерности действий заказчиков в рамках полномочий по контролю, предусмотренных статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляется исключительно посредством проведения проверок, ревизий, обследований, в каждом конкретном случае и с учетом всех обстоятельств дела.
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<14> Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-02-05/8607 "Об осуществлении внутреннего финансового аудита и контроля учредителя в отношении учреждений".
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<14> Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-02-05/8607 "Об осуществлении внутреннего финансового аудита и контроля учредителя в отношении учреждений".
Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-09-10/25753)При этом в соответствии с положениями пункта 12 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 (далее - Стандарт N 1235), состав проверочной (ревизионной) группы (или в случае невозможности формирования проверочной (ревизионной) группы - уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо) указывается в приказе (распоряжении) органа контроля, оформляемом на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о назначении контрольного мероприятия.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-09-10/25753)При этом в соответствии с положениями пункта 12 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 (далее - Стандарт N 1235), состав проверочной (ревизионной) группы (или в случае невозможности формирования проверочной (ревизионной) группы - уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо) указывается в приказе (распоряжении) органа контроля, оформляемом на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о назначении контрольного мероприятия.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Еще одной ключевой особенностью второго этапа реформы является унификация нормативно-правовой основы осуществления государственного и муниципального финансового контроля. В течение 2020 г. были приняты единые федеральные стандарты осуществления государственного (муниципального) внутреннего финансового контроля (утвержденные постановлениями Правительства РФ), унифицировавшие принципы финансового контроля, права и обязанности должностных лиц, его осуществляющих, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), правила планирования и проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, правила составления отчетности о результатах контрольных мероприятий, правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) субъектов, осуществляющих финансовый контроль <1>, и иные положения, необходимые для осуществления финансового контроля.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Еще одной ключевой особенностью второго этапа реформы является унификация нормативно-правовой основы осуществления государственного и муниципального финансового контроля. В течение 2020 г. были приняты единые федеральные стандарты осуществления государственного (муниципального) внутреннего финансового контроля (утвержденные постановлениями Правительства РФ), унифицировавшие принципы финансового контроля, права и обязанности должностных лиц, его осуществляющих, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), правила планирования и проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, правила составления отчетности о результатах контрольных мероприятий, правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) субъектов, осуществляющих финансовый контроль <1>, и иные положения, необходимые для осуществления финансового контроля.
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)<3> Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов": Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 (ред. от 02.03.2023). URL: https://www.consultant.ru.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)<3> Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов": Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 (ред. от 02.03.2023). URL: https://www.consultant.ru.
Статья: Отдельные вопросы, касающиеся контрольной деятельности
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)<1> Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)<1> Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235.
Статья: Современные проблемы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения деятельности органов государственного финансового контроля при реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера бюджетных средств
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Согласно п. 3 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, принятого в развитие положений ст. 269.2 БК РФ и утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. N 100, должностные лица органа контроля при проведении контрольных мероприятий имеют право в том числе получать у объекта контроля в установленном порядке информацию, документы и материалы, а также их копии, необходимые для проведения контрольных мероприятий, а согласно п. 9 указанного Стандарта должностные лица - объекты контроля обязаны выполнять законные требования должностных лиц органа контроля <4>.
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Согласно п. 3 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, принятого в развитие положений ст. 269.2 БК РФ и утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. N 100, должностные лица органа контроля при проведении контрольных мероприятий имеют право в том числе получать у объекта контроля в установленном порядке информацию, документы и материалы, а также их копии, необходимые для проведения контрольных мероприятий, а согласно п. 9 указанного Стандарта должностные лица - объекты контроля обязаны выполнять законные требования должностных лиц органа контроля <4>.
Статья: Бухгалтерская отчетность учреждений как источник доказательств в процессе ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов": Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 (ред. от 21.03.2022)
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Об утверждении Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов": Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 (ред. от 21.03.2022)
Вопрос: Об осуществлении внутреннего финансового контроля в сфере закупок и оформлении результатов контрольного мероприятия.
(Письмо Минфина России от 13.12.2023 N 02-09-05/120474)В соответствии с пунктом 49 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 (далее - Стандарт N 1235), оформление результатов внеплановой проверки осуществляется в форме акта.
(Письмо Минфина России от 13.12.2023 N 02-09-05/120474)В соответствии с пунктом 49 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 (далее - Стандарт N 1235), оформление результатов внеплановой проверки осуществляется в форме акта.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<26> Приказ Казначейства России от 13.02.2020 N 8н "О признании утратившим силу Приказа Федерального казначейства от 23.06.2017 N 16н "Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2020 N 57785).
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<26> Приказ Казначейства России от 13.02.2020 N 8н "О признании утратившим силу Приказа Федерального казначейства от 23.06.2017 N 16н "Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2020 N 57785).
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Результаты плановых проверок оформляют актами. Форма акта разрабатывается бюджетным учреждением самостоятельно и утверждается в составе положения о внутреннем контроле. В этих целях можно руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" [25] или формой акта, которую планирует утвердить Министерство финансов РФ в 2021 г. Например, самостоятельно разработанная форма акта проверки может содержать:
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Результаты плановых проверок оформляют актами. Форма акта разрабатывается бюджетным учреждением самостоятельно и утверждается в составе положения о внутреннем контроле. В этих целях можно руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" [25] или формой акта, которую планирует утвердить Министерство финансов РФ в 2021 г. Например, самостоятельно разработанная форма акта проверки может содержать: