Проведение собрания собственников мкд
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение собрания собственников мкд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"2.2.5. Проведенная без решения общего собрания собственников реконструкция многоквартирного дома признается самовольной (позиция ВС РФ) >>>
Важнейшая практика по ст. 46 ЖК РФКакие нарушения при проведении общего собрания собственников МКД (членов ТСЖ) суд признает несущественными?
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для юриста"Минстрой пояснил нюансы размещения в ГИС ЖКХ сведений об общем собрании собственников (21.10.2025)
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
(ред. от 04.11.2025)Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Статья: Качество жилищного законодательства на примере института общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
(Сенотрусова Е.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)<5> Косвенно об этом свидетельствует многочисленное количество разъяснений анализируемых правовых норм со стороны высших судебных органов и Минстроя России. См., например: Письмо Минстроя России от 8 апреля 2021 г. N 8402-ОГ/04 "О проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием информационной системы"; Письмо Минстроя России от 22 июня 2020 г. N 19604-ОГ/04 "О проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме"; Письмо Минстроя России от 26 февраля 2020 г. N 5607-ОГ/04 "По вопросам проведения общего собрания собственников в МКД"; Письмо Минстроя России от 5 мая 2019 г. N 16223-ОО/04 "О решениях общего собрания собственников помещений" // СПС "КонсультантПлюс".
(Сенотрусова Е.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)<5> Косвенно об этом свидетельствует многочисленное количество разъяснений анализируемых правовых норм со стороны высших судебных органов и Минстроя России. См., например: Письмо Минстроя России от 8 апреля 2021 г. N 8402-ОГ/04 "О проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием информационной системы"; Письмо Минстроя России от 22 июня 2020 г. N 19604-ОГ/04 "О проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме"; Письмо Минстроя России от 26 февраля 2020 г. N 5607-ОГ/04 "По вопросам проведения общего собрания собственников в МКД"; Письмо Минстроя России от 5 мая 2019 г. N 16223-ОО/04 "О решениях общего собрания собственников помещений" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Полномочия нотариусов в сфере защиты персональных данных граждан, связанных с правами на недвижимость
(Пушкина А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Однако, если эти сведения необходимы собственнику, например, для созыва общего собрания многоквартирного дома, налицо правомерный интерес в получении информации о персональных данных остальных собственников помещений в этом доме, и нотариус не вправе отказать в предоставлении таких сведений. В литературе отмечается, что Закон N 266-ФЗ существенно осложнил созыв и проведение общих собраний собственников многоквартирных домов <13>. Нотариальный тариф для получения сведений из ЕГРН по одному объекту недвижимости - чисто символический <14>. Но если квартир в доме более 1 000, то может получиться уже ощутимая для бюджета гражданско-правового сообщества сумма.
(Пушкина А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Однако, если эти сведения необходимы собственнику, например, для созыва общего собрания многоквартирного дома, налицо правомерный интерес в получении информации о персональных данных остальных собственников помещений в этом доме, и нотариус не вправе отказать в предоставлении таких сведений. В литературе отмечается, что Закон N 266-ФЗ существенно осложнил созыв и проведение общих собраний собственников многоквартирных домов <13>. Нотариальный тариф для получения сведений из ЕГРН по одному объекту недвижимости - чисто символический <14>. Но если квартир в доме более 1 000, то может получиться уже ощутимая для бюджета гражданско-правового сообщества сумма.
Ситуация: Какова компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)об определении лица, уполномоченного на использование ГИС "ЖКХ" или аналогичной региональной информационной системы (например, информационной системы проекта "Электронный дом" - в г. Москве) при проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования (администратора общего собрания), и о порядке приема им сообщений о проведении общих собраний, решений по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)об определении лица, уполномоченного на использование ГИС "ЖКХ" или аналогичной региональной информационной системы (например, информационной системы проекта "Электронный дом" - в г. Москве) при проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования (администратора общего собрания), и о порядке приема им сообщений о проведении общих собраний, решений по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. В ч. 6 комментируемой статьи перечислены этапы процедуры принятия и реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Среди этих этапов следует обратить особое внимание на п. 3 ч. 6 комментируемой статьи, согласно которому необходимо проведение общих собраний собственников многоквартирных домов, не признанных аварийными и подлежащих сносу или реконструкции и включенных в проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки по вопросу включения многоквартирного дома в решение о комплексном развитии территории жилой застройки. При этом предельный срок для проведения таких общих собраний устанавливается нормативным актом субъекта Российской Федерации и не может быть менее одного месяца.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. В ч. 6 комментируемой статьи перечислены этапы процедуры принятия и реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Среди этих этапов следует обратить особое внимание на п. 3 ч. 6 комментируемой статьи, согласно которому необходимо проведение общих собраний собственников многоквартирных домов, не признанных аварийными и подлежащих сносу или реконструкции и включенных в проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки по вопросу включения многоквартирного дома в решение о комплексном развитии территории жилой застройки. При этом предельный срок для проведения таких общих собраний устанавливается нормативным актом субъекта Российской Федерации и не может быть менее одного месяца.
Статья: Дистанционное собрание собственников помещений многоквартирного дома: правовое регулирование гражданским и жилищным законодательством
(Камышанова А.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Данная система позволяет полностью дистанционно проводить общие собрания собственников помещений МКД при условии, что такой способ примет общее собрание собственников и все собственники будут зарегистрированы в системе. Само непосредственное голосование осуществляется в электронной форме в соответствующем разделе ГИС ЖКХ под руководством администратора общего собрания. С 1 июля 2021 г. ГИС ЖКХ функционирует в привязке к Порталу государственных и муниципальных услуг Российской Федерации "Госуслуги" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://dom.gosuslugi.ru/#!/main. То есть в настоящее время созданы все условия для проведения общих собраний собственников помещений МКД в дистанционном формате с использованием электронного голосования. Такой способ представляется удобным, прогрессивным и более защищенным от фальсификаций и злоупотреблений при проведении общего собрания.
(Камышанова А.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Данная система позволяет полностью дистанционно проводить общие собрания собственников помещений МКД при условии, что такой способ примет общее собрание собственников и все собственники будут зарегистрированы в системе. Само непосредственное голосование осуществляется в электронной форме в соответствующем разделе ГИС ЖКХ под руководством администратора общего собрания. С 1 июля 2021 г. ГИС ЖКХ функционирует в привязке к Порталу государственных и муниципальных услуг Российской Федерации "Госуслуги" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://dom.gosuslugi.ru/#!/main. То есть в настоящее время созданы все условия для проведения общих собраний собственников помещений МКД в дистанционном формате с использованием электронного голосования. Такой способ представляется удобным, прогрессивным и более защищенным от фальсификаций и злоупотреблений при проведении общего собрания.
Статья: Проблемы защиты права частной собственности в условиях реализации мероприятий программы комплексного развития
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Из содержания норм ГрК РФ следует, что прекращение права собственности на жилые помещения, изымаемого в рамках реализации проекта комплексного развития территорий, производится при наличии волеизъявления собственников, выраженного в установленном законом порядке. Для включения дома, не признанного аварийным и подлежащим сносу, в проект комплексного развития территории необходимо проведение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома по этому вопросу. Для положительного решения необходимо не менее чем две трети голосов собственников жилых помещений, а чтобы исключить дом из границ территории - не менее чем одна треть. Право собственности оказавшихся в меньшинстве собственников жилых помещений в таком доме прекращается против их воли, однако регламентированная в законодательстве процедура принудительного выкупа имущества для государственных нужд в этом случае не применяется (п. 3 ст. 66 ГрК РФ) <18>.
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Из содержания норм ГрК РФ следует, что прекращение права собственности на жилые помещения, изымаемого в рамках реализации проекта комплексного развития территорий, производится при наличии волеизъявления собственников, выраженного в установленном законом порядке. Для включения дома, не признанного аварийным и подлежащим сносу, в проект комплексного развития территории необходимо проведение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома по этому вопросу. Для положительного решения необходимо не менее чем две трети голосов собственников жилых помещений, а чтобы исключить дом из границ территории - не менее чем одна треть. Право собственности оказавшихся в меньшинстве собственников жилых помещений в таком доме прекращается против их воли, однако регламентированная в законодательстве процедура принудительного выкупа имущества для государственных нужд в этом случае не применяется (п. 3 ст. 66 ГрК РФ) <18>.
Статья: Актуальные проблемы развития жилищного законодательства: к 20-летию введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)В Жилищном кодексе РФ (п. 9 ч. 1 ст. 4) указано, что все отношения по созданию и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов отнесены к предмету ведения данного Кодекса, его нормы не отражают реального положения дел с жилищно-строительными кооперативами, в нем не отражено, что фактически в настоящее время могут образовываться и строить многоквартирные дома только ЖСК с господдержкой, остальные лишены возможности привлекать средства новых участников без выделения кооперативу бесплатного земельного участка <6>. Когда Кодекс принимался, то исходили из того, что ЖСК вообще не должны заниматься управлением многоквартирными домами, а должны преобразовываться в ТСЖ после завершения строительства дома, в последующем такое положение было исключено из Федерального закона "О порядке введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" под влиянием позиции Конституционного Суда РФ. Однако нормы Кодекса о ЖСК не были адаптированы к стадии управления многоквартирным домом. В частности, в большинстве ЖСК общее собрание проводится так, как это предусмотрено уставом, допускается собрание только членов ЖСК и даже конференция, хотя в современных домах ЖСК при смене собственников новые в него не вступают или ЖСК их не принимает, устанавливая заградительный порядок вступления. В ЖСК, как правило, игнорируется требование о ежегодном проведении общего собрания всех собственников многоквартирного дома, не учитывается, что по большинству вопросов, перечисленных в ст. 44 ЖК РФ, надо проводить именно общее собрание собственников, а не членов ЖСК, причем голосование по поставленным вопросам должно проводиться не по количеству членов, а по правилам ст. 48 ЖК РФ, в силу которой у каждого собственника количество голосов пропорционально доле в общей собственности на общее имущество многоквартирного дома. Нормы об управлении многоквартирным домом ЖСК следует пересмотреть, приблизив порядок деятельности ЖСК к порядку, предусмотренному для ТСЖ без преобразования одной организации в другую.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)В Жилищном кодексе РФ (п. 9 ч. 1 ст. 4) указано, что все отношения по созданию и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов отнесены к предмету ведения данного Кодекса, его нормы не отражают реального положения дел с жилищно-строительными кооперативами, в нем не отражено, что фактически в настоящее время могут образовываться и строить многоквартирные дома только ЖСК с господдержкой, остальные лишены возможности привлекать средства новых участников без выделения кооперативу бесплатного земельного участка <6>. Когда Кодекс принимался, то исходили из того, что ЖСК вообще не должны заниматься управлением многоквартирными домами, а должны преобразовываться в ТСЖ после завершения строительства дома, в последующем такое положение было исключено из Федерального закона "О порядке введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" под влиянием позиции Конституционного Суда РФ. Однако нормы Кодекса о ЖСК не были адаптированы к стадии управления многоквартирным домом. В частности, в большинстве ЖСК общее собрание проводится так, как это предусмотрено уставом, допускается собрание только членов ЖСК и даже конференция, хотя в современных домах ЖСК при смене собственников новые в него не вступают или ЖСК их не принимает, устанавливая заградительный порядок вступления. В ЖСК, как правило, игнорируется требование о ежегодном проведении общего собрания всех собственников многоквартирного дома, не учитывается, что по большинству вопросов, перечисленных в ст. 44 ЖК РФ, надо проводить именно общее собрание собственников, а не членов ЖСК, причем голосование по поставленным вопросам должно проводиться не по количеству членов, а по правилам ст. 48 ЖК РФ, в силу которой у каждого собственника количество голосов пропорционально доле в общей собственности на общее имущество многоквартирного дома. Нормы об управлении многоквартирным домом ЖСК следует пересмотреть, приблизив порядок деятельности ЖСК к порядку, предусмотренному для ТСЖ без преобразования одной организации в другую.
Вопрос: Участие территориальных органов Росимущества в проведении общих собраний собственников помещений многоквартирного дома.
("Официальный сайт Росимущества", 2021)"Официальный сайт Росимущества www.rosim.ru", 2021
("Официальный сайт Росимущества", 2021)"Официальный сайт Росимущества www.rosim.ru", 2021