Пропорциональное регулирование

Подборка наиболее важных документов по запросу Пропорциональное регулирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Эффективность правового регулирования финансового рынка
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2023, N 2)
Банк России неоднократно обращался к проблематике банковских экосистем в своих докладах для общественных консультаций. В апреле 2021 г. Банк России опубликовал доклад для общественных консультаций "Экосистемы: подходы к регулированию" <17>. В рамках данного документа Банк России предполагал введение регуляторных требований через выделение нового субъекта регулирования (цифровой платформы, экосистемы) и установление на законодательном уровне квалифицирующих признаков такого субъекта, а также регуляторного органа, в полномочия которого будет входить ведение соответствующего реестра. При этом Банк России предлагал применять принцип пропорционального регулирования, смысл которых бы сводился к тому, что основные требования должны устанавливаться к крупным игрокам, исходя из их системной значимости в экономике и потенциальных рисков от их деятельности. Как было отмечено в связи с рассмотрением вопроса о посреднической и непрофильной деятельности банков, в июне 2021 г. им был опубликован доклад для общественных слушаний "Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы" <18>, где под экосистемой понимается построенная на основе данных о клиентах совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, позволяющих пользователям в рамках единого процесса получать широкий спектр продуктов и услуг. В этой связи можно заметить, что еще в 2007 г. в докладе сотрудников Всемирного банка отмечалась фундаментальная проблема, состоящая в том, что финансовые инновации в банковском деле, особенно в области внебалансовых инструментов, могут иметь последствия в виде концентрации риска и повышения неустойчивости банковской системы в целом <19>. Анализируя последствия международного финансово-экономического кризиса 2008 г., Е.В. Борисова также отмечала, что "без эффективного надзора за финансовыми конгломератами риск "заражения" одного сектора другим существенно повышается, происходит неадекватное капиталу перераспределение рисков между секторами финансового рынка, а определенная часть финансовых рисков может вообще выйти из-под надзора (что по естественным причинам происходит с наиболее рисковыми операциями)" <20>.

Нормативные акты

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>
Работа Банка России по повышению устойчивости финансового рынка также включала и иные меры, в частности создание и развитие механизма финансового оздоровления кредитных организаций, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Фонда консолидации банковского сектора, Фонда консолидации страхового сектора и Фонда консолидации пенсионного сектора. Кроме того, Банк России активно развивал пропорциональное банковское регулирование, направленное в том числе на выравнивание конкурентных условий и создание оптимального регулятивного режима для небольших банков, поведенческое регулирование и поведенческий надзор, нацеленные прежде всего на сферу взаимодействия финансовых посредников с их клиентами.