Прокуратура не осуществляет надзор за физическими лицами

Подборка наиболее важных документов по запросу Прокуратура не осуществляет надзор за физическими лицами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2013 год: Статья 3 "Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(Р.Б. Касенов)
Как указал суд, согласно п. 5 ст. 3 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля является недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Вместе с тем органы прокуратуры не являются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, в связи с чем они не осуществляют государственный контроль, а осуществляют прокурорский надзор. Следовательно, суд признал необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что по заявлениям физических лиц неоднократно проводились проверки общества и прокуратурой города нарушений трудового законодательства в действиях общества установлено не было, поскольку проведение прокурорской проверки общества не является основанием для отказа или прекращения государственной инспекцией труда государственного контроля в обществе. Таким образом, суд отказал в удовлетворении требования общества в полном объеме.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики: монография"
(Коршунова О.Н., Лавров В.В., Никитин Е.Л., Головко И.И., Кулик Н.В., Исламова Э.Р., Плугарь Д.М., Дытченко Г.В., Коряченцова С.И., Кустов М.Н., Васильева А.В., Левченко О.А., Мельникова М.Б., Рубцова О.Н., Стеля В.А., Талья Е.А.)
("РУСАЙНС", 2019)
Таким образом, в качестве самостоятельных поднаправлений надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере следует выделять надзор за исполнением законов должностными лицами таможенных органов и законностью издаваемых ими правовых актов, а также надзор за исполнением законов юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, в том числе участниками ВЭД. Как известно, в соответствии с Законом о прокуратуре РФ надзор за исполнением законов физическими лицами прокуроры не осуществляют. Однако, если при осуществлении надзора будут выявлены нарушения закона, допущенные физическими лицами, у прокурора имеются полномочия по привлечению указанных лиц к административной ответственности и инициированию уголовного преследования.
Статья: Предмет деятельности органов прокуратуры по профилактике правонарушений
(Крошкин К.В.)
("Законность", 2018, N 3)
3. В качестве отдельного вида правонарушений Закон о профилактике правонарушений называет антиобщественное поведение физических лиц. Однако в соответствии с законодательством органы прокуратуры не осуществляют в отношении физических лиц надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"
П.Н. Лакин оспорил действия (бездействие) органов прокуратуры по его обращению в порядке административного судопроизводства. Решением Щербинского районного суда города Москвы от 29 июня 2021 года отказано в удовлетворении требований П.Н. Лакина о признании незаконным бездействия прокуратуры и обязании ее рассмотреть заявление истца в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях. Данное решение оставлено без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 ноября 2021 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2022 года П.Н. Лакину отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, с чем согласился заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации (письмо от 21 июля 2022 года). Суды мотивировали свое решение тем, что орган прокуратуры вправе возбудить дело о любом административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов (часть 1 статьи 28.4 КоАП Российской Федерации), однако такой надзор не осуществляется в отношении физических лиц (статья 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
"Положение о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации"
(утв. Генпрокуратурой России 25.01.2022)
контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации по согласованию внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, но в силу закона являющихся контролируемыми лицами, либо принадлежащих им производственных объектов, а также рассмотрение проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий центральных аппаратов контролирующих органов федерального уровня на предмет законности включения или невключения в них объектов контроля обозначенной категории; подготовку предложений уполномоченным должностным лицам контрольных (надзорных) органов об устранении выявленных замечаний (по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий) к проектам ежегодных планов и рассмотрение жалоб контролеров о несогласии с такими предложениями;