Программа развития сельских территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа развития сельских территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Предусмотрено ли строительство социальных объектов в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий"?
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)"Официальный сайт Минсельхоза России mcx.gov.ru", 2020
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)"Официальный сайт Минсельхоза России mcx.gov.ru", 2020
Вопрос: О ведомственной целевой программе "Современный облик сельских территорий" в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий".
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)"Официальный сайт Минсельхоза России mcx.gov.ru", 2020
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)"Официальный сайт Минсельхоза России mcx.gov.ru", 2020
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В обоснование заявленных требований Департамент и прокурор указывали, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 была утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - федеральная целевая программа). На основании федеральной целевой программы в Ярославской области была разработана областная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. N 222-п (далее - областная целевая программа).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В обоснование заявленных требований Департамент и прокурор указывали, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 была утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - федеральная целевая программа). На основании федеральной целевой программы в Ярославской области была разработана областная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. N 222-п (далее - областная целевая программа).
Вопрос: О государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)"Официальный сайт Минсельхоза России mcx.gov.ru", 2020
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)"Официальный сайт Минсельхоза России mcx.gov.ru", 2020
Статья: Государственная поддержка скотоводства в Республике Татарстан
(Клычова Г.С., Парфенова К.А., Хайруллин А.А., Сергеева М.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)Предприятия аграрного сектора в 2023 году воспользовались программой льготного кредитования, по которой получили 302 краткосрочных и 166 долгосрочных кредита в размерах соответственно 38,2 и 22,7 млрд руб. Кроме этого, профинансированы мероприятия по целевой программе "Комплексное развитие сельских территорий" в размере трех миллиардов рублей в 2023 г. В текущем году на эти цели планируется направить пять миллиардов рублей.
(Клычова Г.С., Парфенова К.А., Хайруллин А.А., Сергеева М.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)Предприятия аграрного сектора в 2023 году воспользовались программой льготного кредитования, по которой получили 302 краткосрочных и 166 долгосрочных кредита в размерах соответственно 38,2 и 22,7 млрд руб. Кроме этого, профинансированы мероприятия по целевой программе "Комплексное развитие сельских территорий" в размере трех миллиардов рублей в 2023 г. В текущем году на эти цели планируется направить пять миллиардов рублей.
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Новые приоритетные направления аграрного бизнеса, такие как сельский туризм, организация прудов предусмотрены принятыми государственными программами: "Комплексное развитие сельских территорий" [8], "Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы" [9], "Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" [10], "Развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации" [11]. Указанные программы содержат меры государственной поддержки по данным приоритетным направлениям аграрной деятельности.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Новые приоритетные направления аграрного бизнеса, такие как сельский туризм, организация прудов предусмотрены принятыми государственными программами: "Комплексное развитие сельских территорий" [8], "Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы" [9], "Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" [10], "Развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации" [11]. Указанные программы содержат меры государственной поддержки по данным приоритетным направлениям аграрной деятельности.
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Продолжится реализация программ формирования современной городской среды, комплексного развития сельских территорий.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Продолжится реализация программ формирования современной городской среды, комплексного развития сельских территорий.
Статья: Государственная жилищная политика по развитию сельских территорий
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)До 2013 г. в качестве основного правового инструмента реализации положений Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. выступала Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная еще Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 <16>. Однако в 2012 г. Правительство РФ признало, что реализуемых в соответствии с этой программой мер оказалось недостаточно для повышения качества жизни сельского населения <17>, и утвердило новый инструмент регулирования - Федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" <18>. Данный акт был специально посвящен цели создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, однако досрочно был прекращен с 1 января 2018 г. в связи с тем, что реализация его мероприятий осуществлялась в рамках утвержденной в 2012 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. (продлена до 2025 г.) <19> (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства). При этом главной целью этой программы является развитие агропромышленного комплекса, и только как средство сохранения и привлечения трудовых ресурсов отмечается необходимость возведения нового жилья в сельской местности. Негативные результаты подобного решения становятся очевидны, если проанализировать Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в 2018 г. <20>, где наглядно видно, что наиболее высокие показатели по количеству вводимого жилья в сельской местности были как раз с 2014 по 2017 г. (от 889,5 до 565,3 тыс. кв. м соответственно, в 2018 г. - 507,7 тыс. кв. м).
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)До 2013 г. в качестве основного правового инструмента реализации положений Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. выступала Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная еще Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 <16>. Однако в 2012 г. Правительство РФ признало, что реализуемых в соответствии с этой программой мер оказалось недостаточно для повышения качества жизни сельского населения <17>, и утвердило новый инструмент регулирования - Федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" <18>. Данный акт был специально посвящен цели создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, однако досрочно был прекращен с 1 января 2018 г. в связи с тем, что реализация его мероприятий осуществлялась в рамках утвержденной в 2012 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. (продлена до 2025 г.) <19> (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства). При этом главной целью этой программы является развитие агропромышленного комплекса, и только как средство сохранения и привлечения трудовых ресурсов отмечается необходимость возведения нового жилья в сельской местности. Негативные результаты подобного решения становятся очевидны, если проанализировать Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в 2018 г. <20>, где наглядно видно, что наиболее высокие показатели по количеству вводимого жилья в сельской местности были как раз с 2014 по 2017 г. (от 889,5 до 565,3 тыс. кв. м соответственно, в 2018 г. - 507,7 тыс. кв. м).
Вопрос: О преимущественном праве на получение социальной выплаты в рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)"Официальный сайт Минсельхоза России mcx.gov.ru", 2020
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)"Официальный сайт Минсельхоза России mcx.gov.ru", 2020
Статья: Актуальные проблемы охраны земельных ресурсов Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Такое состояние земельных ресурсов может быть и следствием разнопланового подхода к охране земель, где одна или несколько функций земель (средство производства, пространственный базис, природный объект и др.) предопределяют стимулирование развития того или иного направления землепользования. Так, в отношении земель сельскохозяйственного назначения задачи обеспечения рационального использования и охраны решаются в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия <22>, Программе комплексного развития сельских территорий <23> и Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса России <24>, а вопросы охраны земель как природного компонента - в Государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Такое состояние земельных ресурсов может быть и следствием разнопланового подхода к охране земель, где одна или несколько функций земель (средство производства, пространственный базис, природный объект и др.) предопределяют стимулирование развития того или иного направления землепользования. Так, в отношении земель сельскохозяйственного назначения задачи обеспечения рационального использования и охраны решаются в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия <22>, Программе комплексного развития сельских территорий <23> и Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса России <24>, а вопросы охраны земель как природного компонента - в Государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
Статья: Населенные пункты и муниципальные образования в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2030 года и в перспективе до 2036 года
(Диденко А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В этой связи необходимо учитывать, что в настоящее время действует Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий" <2> (далее - Госпрограмма КРСТ), в которой под "сельскими территориями" понимаются сельские населенные пункты, поселки городского типа и межселенные территории (за исключением сельских населенных пунктов и поселков городского типа, входящих в состав городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов РФ, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга), сельские населенные пункты и поселки городского типа, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя.
(Диденко А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В этой связи необходимо учитывать, что в настоящее время действует Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий" <2> (далее - Госпрограмма КРСТ), в которой под "сельскими территориями" понимаются сельские населенные пункты, поселки городского типа и межселенные территории (за исключением сельских населенных пунктов и поселков городского типа, входящих в состав городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов РФ, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга), сельские населенные пункты и поселки городского типа, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Механизмы комплексного развития в сельскохозяйственной сфере должны находиться в неразрывной связи с поддержкой сельских территорий, предполагающей обновление сельских поселений и среды обитания местных жителей и создания для них комфортных условий проживания с соответствующими социальными гарантиями. Государственная программа комплексного развития сельских территорий, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 696, направлена на развитие жилищного строительства и повышение уровня благоустройства сельских территорий. В данной Программе справедливо обращается внимание на необходимость улучшения современного облика сельского населенного пункта, осуществление строительства и реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры <1>. В рамках указанной Программы реализуется ведомственная целевая программа "Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий", в ходе которой проводится мониторинг состояния сельских территорий с целью актуализации и формирования данных об уровне социально-экономического развития села. Предусматривается сбор данных, в том числе по следующим показателям: состояние жилищного фонда, уровень обеспеченности объектами инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, характеристика деятельности хозяйствующих субъектов, учет климатических и иных природных условий и возможности развития сельских территорий с учетом туристического потенциала и пр. <2>.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Механизмы комплексного развития в сельскохозяйственной сфере должны находиться в неразрывной связи с поддержкой сельских территорий, предполагающей обновление сельских поселений и среды обитания местных жителей и создания для них комфортных условий проживания с соответствующими социальными гарантиями. Государственная программа комплексного развития сельских территорий, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 696, направлена на развитие жилищного строительства и повышение уровня благоустройства сельских территорий. В данной Программе справедливо обращается внимание на необходимость улучшения современного облика сельского населенного пункта, осуществление строительства и реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры <1>. В рамках указанной Программы реализуется ведомственная целевая программа "Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий", в ходе которой проводится мониторинг состояния сельских территорий с целью актуализации и формирования данных об уровне социально-экономического развития села. Предусматривается сбор данных, в том числе по следующим показателям: состояние жилищного фонда, уровень обеспеченности объектами инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, характеристика деятельности хозяйствующих субъектов, учет климатических и иных природных условий и возможности развития сельских территорий с учетом туристического потенциала и пр. <2>.