Проект зон охраны объектов культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект зон охраны объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 34 "Зоны охраны объектов культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Суд обоснованно отметил, что установление границ зон охраны как предупредительной меры в том смысле, который ему придается оспариваемой частью 3 статьи 11 Закона КК от 23 июля 2015 года N 3223-КЗ, не является тождественным процедуре по разработке, утверждению и согласованию проекта зон охраны, на основании которого принимается решение об установлении зоны охраны объектов культурного наследия
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Разрабатывается проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 (п. п. 3, 4 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Разрабатывается проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 (п. п. 3, 4 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Указанные органы в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта зон охраны объекта культурного наследия, в том числе проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о прекращении существования защитной зоны такого объекта культурного наследия и об утверждении его зон охраны в объеме сведений, предусмотренных п. п. 1 - 4, 6 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Указанные органы в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта зон охраны объекта культурного наследия, в том числе проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о прекращении существования защитной зоны такого объекта культурного наследия и об утверждении его зон охраны в объеме сведений, предусмотренных п. п. 1 - 4, 6 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 06.07.2023 N 330
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за объектами культурного наследия"3. Средства, выделенные на проведение работ по сохранению
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за объектами культурного наследия"3. Средства, выделенные на проведение работ по сохранению
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Обновленное Положение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зоны охраны объекта культурного наследия, проектов единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта, требования к ограничениям использования земельных участков, водных объектов и их частей в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны, а также общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Обновленное Положение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зоны охраны объекта культурного наследия, проектов единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта, требования к ограничениям использования земельных участков, водных объектов и их частей в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны, а также общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны.
Статья: Правовая охрана георазнообразия
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливается Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. N 972. Судебная практика придерживается позиции о том, что даже в отсутствие проекта зон охраны объекта культурного наследия применимы положения указанного Постановления Правительства РФ, поскольку "земельные участки, расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры" <36>.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливается Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. N 972. Судебная практика придерживается позиции о том, что даже в отсутствие проекта зон охраны объекта культурного наследия применимы положения указанного Постановления Правительства РФ, поскольку "земельные участки, расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры" <36>.
Статья: О некоторых аспектах влияния законодательства об охране объектов культурного наследия на осуществление градостроительной деятельности
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)На мой взгляд, следует обратить внимание и на то, что установление требования необходимости подготовки эскизного проекта при осуществлении проектирования в границах зон охраны объектов культурного наследия противоречит ч. 3 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), содержащей запрет требовать согласования размещения (под которым в ЗК РФ (п. 7 ч. 5 ст. 27) понимается в том числе строительство) или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории <14>, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования <15>.
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)На мой взгляд, следует обратить внимание и на то, что установление требования необходимости подготовки эскизного проекта при осуществлении проектирования в границах зон охраны объектов культурного наследия противоречит ч. 3 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), содержащей запрет требовать согласования размещения (под которым в ЗК РФ (п. 7 ч. 5 ст. 27) понимается в том числе строительство) или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории <14>, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования <15>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)частью 3.2, устанавливающей, что предусмотренный подпунктом 2 ст. 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, проекта зон охраны объекта культурного наследия, в т.ч. проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, направляет в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о прекращении существования защитной зоны такого объекта культурного наследия и об утверждении его зон охраны в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1 - 4, 6 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)частью 3.2, устанавливающей, что предусмотренный подпунктом 2 ст. 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, проекта зон охраны объекта культурного наследия, в т.ч. проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, направляет в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о прекращении существования защитной зоны такого объекта культурного наследия и об утверждении его зон охраны в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1 - 4, 6 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона.
Статья: Юридический комплаенс в сфере земельного надзора: проблемы теории и практики
(Манохин В.С.)
("Мировой судья", 2023, N 8)С другой стороны, возникают ситуации, когда границы земель объектов культурного наследия могут ограничить права обычных граждан. Подобное дело рассматривалось в рамках административного судопроизводства и дошло до Верховного Суда РФ (дело N АКПИ16-21). Спор возник из-за принятия Министерством культуры Приказа, который изменял границы зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Спаса в Нередицах, 1198 г.", в результате чего часть собственников посчитали свои права ущемленными и обратились в суд за признанием данного акта недействительным. Верховный Суд РФ отказал в иске, сославшись на то, что данный Приказ был принят на основании историко-культурной экспертизы, в ходе которой был разработан Проект зон охраны объектов культурного наследия. При этом Суд заключил, что данные зоны могут выходить за границы земельных участков историко-культурного назначения. В результате в иске было отказано и Приказ остался в силе.
(Манохин В.С.)
("Мировой судья", 2023, N 8)С другой стороны, возникают ситуации, когда границы земель объектов культурного наследия могут ограничить права обычных граждан. Подобное дело рассматривалось в рамках административного судопроизводства и дошло до Верховного Суда РФ (дело N АКПИ16-21). Спор возник из-за принятия Министерством культуры Приказа, который изменял границы зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Спаса в Нередицах, 1198 г.", в результате чего часть собственников посчитали свои права ущемленными и обратились в суд за признанием данного акта недействительным. Верховный Суд РФ отказал в иске, сославшись на то, что данный Приказ был принят на основании историко-культурной экспертизы, в ходе которой был разработан Проект зон охраны объектов культурного наследия. При этом Суд заключил, что данные зоны могут выходить за границы земельных участков историко-культурного назначения. В результате в иске было отказано и Приказ остался в силе.