Процедура ликвидации кредитной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Процедура ликвидации кредитной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 23.4. Регулирование процедур ликвидации кредитной организации
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 23.4. Регулирование процедур ликвидации кредитной организации
Готовое решение: Что делать организации, если у ее банка отозвали лицензию
(КонсультантПлюс, 2025)Информацию можно узнать на сайте Банка России в разделе о ликвидации кредитных организаций. Сообщения о ряде процедур также публикуют в "Вестнике Банка России" и газете "Коммерсантъ" (п. 3 ст. 189.26 Закона о банкротстве, п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р).
(КонсультантПлюс, 2025)Информацию можно узнать на сайте Банка России в разделе о ликвидации кредитных организаций. Сообщения о ряде процедур также публикуют в "Вестнике Банка России" и газете "Коммерсантъ" (п. 3 ст. 189.26 Закона о банкротстве, п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О банках и банковской деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации
(ред. от 31.07.2025)
"О банках и банковской деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации
Указание Банка России от 29.05.2024 N 6737-У
"О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, а также о порядке их представления в Банк России"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2024 N 79143)Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2024 г. N 79143
"О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, а также о порядке их представления в Банк России"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2024 N 79143)Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2024 г. N 79143
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указанная статья 57 Закона 2002 г. о Банке России, в свою очередь, изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ <259>, проект которого был разработан в целях совершенствования правового регулирования процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций. В части 1 ст. 57 Закона 2002 г. о Банке России в указанной редакции предусмотрено следующее: Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, правила составления и представления бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами; Банк России устанавливает обязательные для банковских групп правила составления отчетности, необходимой для осуществления надзора за кредитными организациями на консолидированной основе, представления в Банк России и раскрытия отчетности банковских групп, установленной Законом 1990 г. о банках; Банк России устанавливает обязательные для банковских холдингов правила составления и представления информации, необходимой для оценки рисков банковского холдинга и осуществления надзора за кредитными организациями - участниками банковских холдингов, представления в Банк России и раскрытия отчетности банковских холдингов, установленной Законом 1996 г. о банках; при этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указанная статья 57 Закона 2002 г. о Банке России, в свою очередь, изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ <259>, проект которого был разработан в целях совершенствования правового регулирования процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций. В части 1 ст. 57 Закона 2002 г. о Банке России в указанной редакции предусмотрено следующее: Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, правила составления и представления бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами; Банк России устанавливает обязательные для банковских групп правила составления отчетности, необходимой для осуществления надзора за кредитными организациями на консолидированной основе, представления в Банк России и раскрытия отчетности банковских групп, установленной Законом 1990 г. о банках; Банк России устанавливает обязательные для банковских холдингов правила составления и представления информации, необходимой для оценки рисков банковского холдинга и осуществления надзора за кредитными организациями - участниками банковских холдингов, представления в Банк России и раскрытия отчетности банковских холдингов, установленной Законом 1996 г. о банках; при этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.
Статья: Некоторые особенности конкурсного производства и оспаривания сделок в отношении кредитных организаций
(Стрельникова И.А.)
("Банковское право", 2022, N 1)Как справедливо отмечается в научной литературе, "несмотря на то что основной тенденцией в последние годы является совершенствование мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций, ликвидация кредитной организации в рамках процедуры конкурсного производства по-прежнему остается распространенной" <1>.
(Стрельникова И.А.)
("Банковское право", 2022, N 1)Как справедливо отмечается в научной литературе, "несмотря на то что основной тенденцией в последние годы является совершенствование мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций, ликвидация кредитной организации в рамках процедуры конкурсного производства по-прежнему остается распространенной" <1>.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Законом о банкротстве предусмотрены упрощенные процедуры признания банкротом ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Законом о банкротстве предусмотрены упрощенные процедуры признания банкротом ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации.
Статья: Административно-правовой статус Агентства по страхованию вкладов
(Авакян А.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Как должно действовать Агентство, реализуя функции конкурсного управляющего, подробно ни в одном из федеральных правовых актов не раскрывается, однако есть базовый программный документ Агентства - Концепция деятельности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" по реализации положений Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <10> (далее - Концепция) <11>. В этом документе определено, какой организационно-правовой статус у Агентства, какие цели, задачи и принципы оно должно реализовывать, какие функции выполнять, устанавливается система управления процедурами банкротства, а также регламентирован вопрос о том, как осуществляется управление активами кредитных организаций, которые проходят процедуру ликвидации. Анализируемый документ также предусматривает привлечение к ответственности лиц, которые виновны в факте банкротства кредитных организаций, и какие иные действия Агентство имеет право совершать, выступая в роли конкурсного управляющего.
(Авакян А.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Как должно действовать Агентство, реализуя функции конкурсного управляющего, подробно ни в одном из федеральных правовых актов не раскрывается, однако есть базовый программный документ Агентства - Концепция деятельности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" по реализации положений Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <10> (далее - Концепция) <11>. В этом документе определено, какой организационно-правовой статус у Агентства, какие цели, задачи и принципы оно должно реализовывать, какие функции выполнять, устанавливается система управления процедурами банкротства, а также регламентирован вопрос о том, как осуществляется управление активами кредитных организаций, которые проходят процедуру ликвидации. Анализируемый документ также предусматривает привлечение к ответственности лиц, которые виновны в факте банкротства кредитных организаций, и какие иные действия Агентство имеет право совершать, выступая в роли конкурсного управляющего.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 23 декабря 2014 г. Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ <167>, первоначальный вариант проекта которого соответствующую норму не содержал. Соответствующий законопроект разрабатывался в целях совершенствования правового регулирования процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 23 декабря 2014 г. Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ <167>, первоначальный вариант проекта которого соответствующую норму не содержал. Соответствующий законопроект разрабатывался в целях совершенствования правового регулирования процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций.
Статья: Современное состояние системы страхования вкладов в России
(Романова М.В.)
("Финансы", 2023, N 2)- 319 - кредитные организации, в отношении которых осуществляются ликвидационные процедуры [8].
(Романова М.В.)
("Финансы", 2023, N 2)- 319 - кредитные организации, в отношении которых осуществляются ликвидационные процедуры [8].
Статья: Виды цифровых следов преступлений на финансовом рынке
(Отогочев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Статические цифровые следы защищены от изменения и уничтожения в силу требований законодательства или иных нормативных документов, регламентов, порядков. Например, лицензии у кредитной организации и прекращение ее деятельности как финансовой организации, обслуживающей своих клиентов, вовсе не означают, что следователь не сможет получить необходимые сведения в отношении конкретных расчетных счетов или операций. После у банка лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Банком России назначается временная администрация, которая является органом управления банка до вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства или о начале процедуры ликвидации. Для получения сведений, подтверждающих совершение денежно-расчетных операций в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, следователю необходимо обратиться в установленном законодательством порядке к руководителю временной администрации, назначенной после у кредитной организации лицензии, либо к ликвидатору кредитной организации. В случае если ликвидационные процедуры в отношении кредитной организации завершены, сведения, образовавшиеся в ходе деятельности кредитной организации (в том числе документы, подтверждающие совершение расчетных операций), сроки хранения которых не истекли, хранятся в архивных учреждениях <17>.
(Отогочев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Статические цифровые следы защищены от изменения и уничтожения в силу требований законодательства или иных нормативных документов, регламентов, порядков. Например, лицензии у кредитной организации и прекращение ее деятельности как финансовой организации, обслуживающей своих клиентов, вовсе не означают, что следователь не сможет получить необходимые сведения в отношении конкретных расчетных счетов или операций. После у банка лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Банком России назначается временная администрация, которая является органом управления банка до вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства или о начале процедуры ликвидации. Для получения сведений, подтверждающих совершение денежно-расчетных операций в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, следователю необходимо обратиться в установленном законодательством порядке к руководителю временной администрации, назначенной после у кредитной организации лицензии, либо к ликвидатору кредитной организации. В случае если ликвидационные процедуры в отношении кредитной организации завершены, сведения, образовавшиеся в ходе деятельности кредитной организации (в том числе документы, подтверждающие совершение расчетных операций), сроки хранения которых не истекли, хранятся в архивных учреждениях <17>.