Проблемы юридического обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы юридического обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Традиции юридического образования и науки в свете эго-источников: ценности и смыслы
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Юридическое образование и наука сквозь субъективную линзу
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Юридическое образование и наука сквозь субъективную линзу
Статья: Конкуренция между образовательными организациями как основа развития системы высшего юридического образования. Практико-ориентированный подход и система профессионального наставничества: темпоральный аспект
(Белов А.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Как обоснованно отмечается во многих исследованиях, справедливо отмечено и в публикациях в изданиях педагогического профиля, сущность практико-ориентированного обучения заключается главным образом в целенаправленном формировании и развитии знаний и умений прикладного характера, ориентированных на потребности практики, при этом в его рамках преобладает практическая направленность при сохранении теоретической составляющей: студент должен не только знать и уметь применять полученные знания на практике, владеть определенными практическими навыками профессиональной деятельности, но и обладать потенциалом профессионального саморазвития, уметь решать нестандартные задачи, находить необходимую информацию, владеть прогностическими навыками <3>. Напротив, другие исследователи, давая критическую оценку существующих проблем юридического образования, отмечают, что выпускники-юристы в большинстве случаев недостаточно подготовлены к самостоятельной практической деятельности, что обусловлено прежде всего традициями академического образования, неразвитостью практико-ориентированных методов обучения <4>. Но как в условиях реализации всеми образовательными организациями фактически единого практико-ориентированного подхода обеспечить подготовку конкурентоспособного выпускника, который будет отражением высокого стандарта качества полученного высшего юридического образования и, как следствие, результата естественно создаваемой конкуренции между образовательными организациями, основанной на исключении много лет существующих неразвитых практико-ориентированных методов обучения? Например, заимствовать положительный опыт, наработанный еще в советское время в Азербайджанской Республике, которая одной из первых на юридическом факультете Бакинского государственного университета реализовала систему профессионального наставничества <5>. Так, В.И. Даль сформулировал понятие "наставник" как "учитель или воспитатель, руководитель", а "наставничество" как "звание, должность, дело наставника" <6>. Так каким должен быть наставник, чтобы наставляемый стал профессионалом, обладающим всеми навыками современного, конкурентоспособного юриста? Представляется, что невероятный опыт советской правовой школы может стать основой для его реализации в современном юридическом образовании в России - внедрения в образовательный процесс системы профессионального наставничества. Опытные и признанные практики, каждый из своей сферы юридической деятельности, с момента, когда обучающиеся приступают к освоению отраслевых дисциплин, становятся, наряду с преподавателями из числа профессорско-преподавательского состава вуза, полноправными участниками реализации образовательной программы. Профессиональный наставник участвует в проведении практических занятий по отраслевым дисциплинам, наглядно, с использованием собственного профессионального опыта и на реальных случаях из собственной правоприменительной практики, показывает, как действует та или иная правовая норма, иллюстрируя это красочным, харизматичным видением результата рассмотрения судебного спора или подготовки правового акта, поведения сторон правоприменительной деятельности или участников судебного разбирательства, отмечая моменты, которые могут показаться незначимыми, когда владеешь содержанием правовой нормы исключительно на теоретическом уровне, но, несомненно, являются важными, которые показывают глубокий уровень овладения теоретическими знаниями в сочетании с пониманием тенденции развития отечественной судебной практики, непосредственное участие в создании которой мог принимать и сам профессиональный наставник. Кроме того, авторы идеи профессионального наставничества отмечали, что профессиональный наставник должен находиться в постоянном взаимодействии с обучающимися, фактически становясь их соратником в решении практически любых возникающих в процессе обучения задач - от воспитательных до образовательных; профессиональный наставник с учетом интересов обучающихся в ходе подготовки к практическим занятиям показывает, как профессиональный юрист должен решать правовые задачи: анализировать фактические обстоятельства, давать критическую оценку, выявлять обстоятельства, имеющие юридическое значение и влияющие на квалификацию спорных правоотношений, логично, последовательно и лаконично излагать устно и письменно свои выводы и суждения, основанные на критическом анализе фактических обстоятельств и различных подходов к толкованию и применению правовых норм, регулирующих спорные материальные правоотношения сторон, тем самым остерегая обучающихся от явных ошибок, избавляя от трудностей, с которыми они могут столкнуться в ходе выполнения заданий на практических занятиях при изучении отраслевых дисциплин. Главное достоинство профессионального наставника, как отмечали его авторы, в полном, гармоничном, но в то же время качественном погружении обучающихся - будущих юристов в практические аспекты будущей профессиональной деятельности за счет привлечения в образовательный процесс признанных практиков - профессиональных наставников <7>.
(Белов А.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Как обоснованно отмечается во многих исследованиях, справедливо отмечено и в публикациях в изданиях педагогического профиля, сущность практико-ориентированного обучения заключается главным образом в целенаправленном формировании и развитии знаний и умений прикладного характера, ориентированных на потребности практики, при этом в его рамках преобладает практическая направленность при сохранении теоретической составляющей: студент должен не только знать и уметь применять полученные знания на практике, владеть определенными практическими навыками профессиональной деятельности, но и обладать потенциалом профессионального саморазвития, уметь решать нестандартные задачи, находить необходимую информацию, владеть прогностическими навыками <3>. Напротив, другие исследователи, давая критическую оценку существующих проблем юридического образования, отмечают, что выпускники-юристы в большинстве случаев недостаточно подготовлены к самостоятельной практической деятельности, что обусловлено прежде всего традициями академического образования, неразвитостью практико-ориентированных методов обучения <4>. Но как в условиях реализации всеми образовательными организациями фактически единого практико-ориентированного подхода обеспечить подготовку конкурентоспособного выпускника, который будет отражением высокого стандарта качества полученного высшего юридического образования и, как следствие, результата естественно создаваемой конкуренции между образовательными организациями, основанной на исключении много лет существующих неразвитых практико-ориентированных методов обучения? Например, заимствовать положительный опыт, наработанный еще в советское время в Азербайджанской Республике, которая одной из первых на юридическом факультете Бакинского государственного университета реализовала систему профессионального наставничества <5>. Так, В.И. Даль сформулировал понятие "наставник" как "учитель или воспитатель, руководитель", а "наставничество" как "звание, должность, дело наставника" <6>. Так каким должен быть наставник, чтобы наставляемый стал профессионалом, обладающим всеми навыками современного, конкурентоспособного юриста? Представляется, что невероятный опыт советской правовой школы может стать основой для его реализации в современном юридическом образовании в России - внедрения в образовательный процесс системы профессионального наставничества. Опытные и признанные практики, каждый из своей сферы юридической деятельности, с момента, когда обучающиеся приступают к освоению отраслевых дисциплин, становятся, наряду с преподавателями из числа профессорско-преподавательского состава вуза, полноправными участниками реализации образовательной программы. Профессиональный наставник участвует в проведении практических занятий по отраслевым дисциплинам, наглядно, с использованием собственного профессионального опыта и на реальных случаях из собственной правоприменительной практики, показывает, как действует та или иная правовая норма, иллюстрируя это красочным, харизматичным видением результата рассмотрения судебного спора или подготовки правового акта, поведения сторон правоприменительной деятельности или участников судебного разбирательства, отмечая моменты, которые могут показаться незначимыми, когда владеешь содержанием правовой нормы исключительно на теоретическом уровне, но, несомненно, являются важными, которые показывают глубокий уровень овладения теоретическими знаниями в сочетании с пониманием тенденции развития отечественной судебной практики, непосредственное участие в создании которой мог принимать и сам профессиональный наставник. Кроме того, авторы идеи профессионального наставничества отмечали, что профессиональный наставник должен находиться в постоянном взаимодействии с обучающимися, фактически становясь их соратником в решении практически любых возникающих в процессе обучения задач - от воспитательных до образовательных; профессиональный наставник с учетом интересов обучающихся в ходе подготовки к практическим занятиям показывает, как профессиональный юрист должен решать правовые задачи: анализировать фактические обстоятельства, давать критическую оценку, выявлять обстоятельства, имеющие юридическое значение и влияющие на квалификацию спорных правоотношений, логично, последовательно и лаконично излагать устно и письменно свои выводы и суждения, основанные на критическом анализе фактических обстоятельств и различных подходов к толкованию и применению правовых норм, регулирующих спорные материальные правоотношения сторон, тем самым остерегая обучающихся от явных ошибок, избавляя от трудностей, с которыми они могут столкнуться в ходе выполнения заданий на практических занятиях при изучении отраслевых дисциплин. Главное достоинство профессионального наставника, как отмечали его авторы, в полном, гармоничном, но в то же время качественном погружении обучающихся - будущих юристов в практические аспекты будущей профессиональной деятельности за счет привлечения в образовательный процесс признанных практиков - профессиональных наставников <7>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В разделе 2 "Анализ законодательства, регулирующего вопросы межмуниципального хозяйственного сотрудничества" Методических рекомендаций по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения <188>, разработанных Минрегионом России (2010 г.), рассмотрен такой вопрос в регулировании правоотношений, связанных с созданием межмуниципальных хозяйственных обществ, как проблема юридического обособления имущества муниципального образования при образовании такого общества, так как в законодательстве РФ существуют ограничения относительно возможности внесения государственного или муниципального имущества в уставный капитал учреждаемых ими хозяйствующих субъектов. При этом отмечено следующее: на основании ч. 1 ст. 217 и п. 2 ст. 235 части первой ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц (в том числе межмуниципальных хозяйственных обществ) только в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества; согласно п. 5 комментируемой статьи приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными комментируемым Законом; при этом нормы п. 1 комментируемой статьи предусматривают в качестве способов приватизации муниципального имущества (помимо продажи такого имущества на торгах), в частности, преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а также внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; как следует из сказанного, такой механизм обособления муниципального имущества при создании межмуниципального хозяйственного общества неприемлем.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В разделе 2 "Анализ законодательства, регулирующего вопросы межмуниципального хозяйственного сотрудничества" Методических рекомендаций по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения <188>, разработанных Минрегионом России (2010 г.), рассмотрен такой вопрос в регулировании правоотношений, связанных с созданием межмуниципальных хозяйственных обществ, как проблема юридического обособления имущества муниципального образования при образовании такого общества, так как в законодательстве РФ существуют ограничения относительно возможности внесения государственного или муниципального имущества в уставный капитал учреждаемых ими хозяйствующих субъектов. При этом отмечено следующее: на основании ч. 1 ст. 217 и п. 2 ст. 235 части первой ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц (в том числе межмуниципальных хозяйственных обществ) только в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества; согласно п. 5 комментируемой статьи приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными комментируемым Законом; при этом нормы п. 1 комментируемой статьи предусматривают в качестве способов приватизации муниципального имущества (помимо продажи такого имущества на торгах), в частности, преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а также внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; как следует из сказанного, такой механизм обособления муниципального имущества при создании межмуниципального хозяйственного общества неприемлем.
Статья: Перспективы реинжиниринга правового регулирования, юридической науки и образования
(Исаков В.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Каковы, с нашей точки зрения, конкретные проблемы юридического образования, препятствующие модернизации юридического образования?
(Исаков В.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Каковы, с нашей точки зрения, конкретные проблемы юридического образования, препятствующие модернизации юридического образования?
Статья: Юридическое письмо у них и у нас
(Янковский Р.М.)
("Закон", 2023, N 1)<16> Приведем в пример регулярные публикации о юридическом образовании на сайте "Право.ru": Бакалавриат vs специалитет и другие проблемы юридического образования. URL: https://pravo.ru/story/240866 (дата обращения: 27.12.2022); Теория или практика: как решить "вечную дилемму" юробразования. URL: https://pravo.ru/lf/story/211473/ (дата обращения: 27.12.2022) и др.
(Янковский Р.М.)
("Закон", 2023, N 1)<16> Приведем в пример регулярные публикации о юридическом образовании на сайте "Право.ru": Бакалавриат vs специалитет и другие проблемы юридического образования. URL: https://pravo.ru/story/240866 (дата обращения: 27.12.2022); Теория или практика: как решить "вечную дилемму" юробразования. URL: https://pravo.ru/lf/story/211473/ (дата обращения: 27.12.2022) и др.
Статья: Цель высшего юридического образования
(Ильин А.В.)
("Закон", 2023, N 1)Такое разделение, кажется, решает саму проблему цели юридического образования. Те, кто хочет выучить юридическое ремесло и не хочет тратить время ни на что другое, должны выбрать себе ординарные факультеты. Те, кто желает с пользой провести время, понять, к чему сподобил его господь, получить широкое образование в классическом смысле этого слова, должны избрать факультет марочный.
(Ильин А.В.)
("Закон", 2023, N 1)Такое разделение, кажется, решает саму проблему цели юридического образования. Те, кто хочет выучить юридическое ремесло и не хочет тратить время ни на что другое, должны выбрать себе ординарные факультеты. Те, кто желает с пользой провести время, понять, к чему сподобил его господь, получить широкое образование в классическом смысле этого слова, должны избрать факультет марочный.
Статья: Перечень доказательств, предъявляемых в судебном разбирательстве: неразрешенные вопросы
(Балакшин В.С.)
("Администратор суда", 2022, N 4)<3> Пашин С.А. Проблемы доказательственного права // Судебная реформа: Юридический профессионализм и проблемы юридического образования. Дискуссии. М., 1999. 384 с.
(Балакшин В.С.)
("Администратор суда", 2022, N 4)<3> Пашин С.А. Проблемы доказательственного права // Судебная реформа: Юридический профессионализм и проблемы юридического образования. Дискуссии. М., 1999. 384 с.
Статья: О месте и роли юридического образования в образовательной системе Российской Федерации
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)<13> Нозикова Е. Бакалавриат vs специалитет и другие проблемы юридического образования // Право.ру. 2022. 1 сентября // https://pravo.ru/story/240866/ (дата обращения: 21.02.2024).
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)<13> Нозикова Е. Бакалавриат vs специалитет и другие проблемы юридического образования // Право.ру. 2022. 1 сентября // https://pravo.ru/story/240866/ (дата обращения: 21.02.2024).
Статья: Высшее образование в России. "Что ты такое?!"
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Несколько лет назад мы с коллегами естественным образом столкнулись с проблемами качества юридического образования, взаимодействием студентов и вузов, а также со многими смежными проблемами, которые были отрефлексированы, и плоды этого осмысления были изложены в предыдущей публикации <1>. Но, как писал классик, "есть многое на свете, друг Горацио, чего не снилось нашим мудрецам", и новые столкновения с действительностью потребовали от нас вернуться к указанной правовой проблеме, поскольку, казалось бы, локальные (если не сказать мелкие) вопросы привели к необходимости осмысления данной проблематики на конституционно-правовом уровне. Дело в том, что юристы, как известно, любят играть в слова, т.е. придают этому большое, порой превалирующее значение. Как говорилось в знаменитом советском мультфильме, "как вы яхту назовете, так она и поплывет". Образовательную деятельность по сходству исключительно внешнему, а не содержательному почему-то начали именовать услугой, а это слово (термин) повлекло за собой существенные правовые последствия, причем на уровне как законодателя, так и правоприменения, а также как на низовом уровне, так и в правовых позициях высших судов.
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Несколько лет назад мы с коллегами естественным образом столкнулись с проблемами качества юридического образования, взаимодействием студентов и вузов, а также со многими смежными проблемами, которые были отрефлексированы, и плоды этого осмысления были изложены в предыдущей публикации <1>. Но, как писал классик, "есть многое на свете, друг Горацио, чего не снилось нашим мудрецам", и новые столкновения с действительностью потребовали от нас вернуться к указанной правовой проблеме, поскольку, казалось бы, локальные (если не сказать мелкие) вопросы привели к необходимости осмысления данной проблематики на конституционно-правовом уровне. Дело в том, что юристы, как известно, любят играть в слова, т.е. придают этому большое, порой превалирующее значение. Как говорилось в знаменитом советском мультфильме, "как вы яхту назовете, так она и поплывет". Образовательную деятельность по сходству исключительно внешнему, а не содержательному почему-то начали именовать услугой, а это слово (термин) повлекло за собой существенные правовые последствия, причем на уровне как законодателя, так и правоприменения, а также как на низовом уровне, так и в правовых позициях высших судов.
Статья: Академические права и свободы - ключевой принцип взаимодействия государства и высших учебных заведений
(Гриб В.В.)
("Российский судья", 2021, N 4)<16> Шугрина Е.С. Автономия вуза и академические свободы: соотношение международного и национального правового регулирования // Актуальные проблемы юридического образования. 2013. N 8. С. 1044.
(Гриб В.В.)
("Российский судья", 2021, N 4)<16> Шугрина Е.С. Автономия вуза и академические свободы: соотношение международного и национального правового регулирования // Актуальные проблемы юридического образования. 2013. N 8. С. 1044.
Статья: Антиклиника как формат конструктивного юридического образования
(Дмитрик Н.А.)
("Закон", 2023, N 1)В этом, в пределе, и заключается проблема юридического образования и связанная с нею проблема правовой системы как таковой. Студенты получают образование (покупают продукты) за много лет до того, как смогут применить его на практике (съесть купленное). Даже если оставить за скобками вопрос сроков годности, студенты все равно не будут знать, что полезно, что вредно, что нужно, а что опасно лично для них, до того, как выйдут из стен образовательного учреждения. Мнение старших товарищей, закрепленное в законах и образовательных программах, конечно, полезно, но что делать, если родители советуют купить крем от морщин, а студенту нужен крем от прыщей?
(Дмитрик Н.А.)
("Закон", 2023, N 1)В этом, в пределе, и заключается проблема юридического образования и связанная с нею проблема правовой системы как таковой. Студенты получают образование (покупают продукты) за много лет до того, как смогут применить его на практике (съесть купленное). Даже если оставить за скобками вопрос сроков годности, студенты все равно не будут знать, что полезно, что вредно, что нужно, а что опасно лично для них, до того, как выйдут из стен образовательного учреждения. Мнение старших товарищей, закрепленное в законах и образовательных программах, конечно, полезно, но что делать, если родители советуют купить крем от морщин, а студенту нужен крем от прыщей?