Проблемы правового регулирования криптовалюты в Российском законодательстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы правового регулирования криптовалюты в Российском законодательстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового регулирования криптовалюты в российском законодательстве
(Бабина К.И., Тарасенко Г.В.)
("Право и экономика", 2018, N 1)ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ
(Бабина К.И., Тарасенко Г.В.)
("Право и экономика", 2018, N 1)ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ
Статья: Правовое регулирование хранения и оборота криптовалюты: российский и зарубежный опыт
(Егорова М.А., Белицкая А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2020, N 4)<4> См.: Бабина К.И., Тарасенко Г.В. Проблемы правового регулирования криптовалюты в российском законодательстве // Право и экономика. 2018. N 1. С. 26 - 29.
(Егорова М.А., Белицкая А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2020, N 4)<4> См.: Бабина К.И., Тарасенко Г.В. Проблемы правового регулирования криптовалюты в российском законодательстве // Право и экономика. 2018. N 1. С. 26 - 29.
Статья: Использование криптовалют в трансграничных расчетах: проблемы и перспективы правового регулирования
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)В рассматриваемой ситуации государство должно обеспечить, с одной стороны, законность, связанную с соблюдением установленных правовых норм, с другой - защиту прав и законных интересов российских лиц, нарушенных противоправными экономическими санкциями недружественных государств (посредством способствования обхода данных ограничительных мер), удовлетворение частных и публичных потребностей в зарубежных товарах, работах и услугах, защиту налоговых доходов бюджета от обложения соответствующих операций и т.д. Но преследуемые в рамках правового регулирования обращения криптовалюты публичные интересы (обеспечение законности и противодействие экономическим санкциям) не являются взаимоисключающими и могут быть гармонизированы посредством внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Поэтому следует поддержать предложение Банка России о введении ответственности за нарушение запрета, установленного частью 5 ст. 14 Закона N 259-ФЗ, лицами, не являющимися участниками ЭПР, - это будет способствовать повышению определенности правового регулирования в сфере обращения цифровых валют. Добавим, что параллельно с этим необходимо предусмотреть амнистию для уже совершенных внешнеторговых сделок с криптовалютой, в случае если они были направлены на реальную поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а не проводились для прикрытия вывода капитала за рубеж или иного нарушения действующего российского законодательства.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)В рассматриваемой ситуации государство должно обеспечить, с одной стороны, законность, связанную с соблюдением установленных правовых норм, с другой - защиту прав и законных интересов российских лиц, нарушенных противоправными экономическими санкциями недружественных государств (посредством способствования обхода данных ограничительных мер), удовлетворение частных и публичных потребностей в зарубежных товарах, работах и услугах, защиту налоговых доходов бюджета от обложения соответствующих операций и т.д. Но преследуемые в рамках правового регулирования обращения криптовалюты публичные интересы (обеспечение законности и противодействие экономическим санкциям) не являются взаимоисключающими и могут быть гармонизированы посредством внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Поэтому следует поддержать предложение Банка России о введении ответственности за нарушение запрета, установленного частью 5 ст. 14 Закона N 259-ФЗ, лицами, не являющимися участниками ЭПР, - это будет способствовать повышению определенности правового регулирования в сфере обращения цифровых валют. Добавим, что параллельно с этим необходимо предусмотреть амнистию для уже совершенных внешнеторговых сделок с криптовалютой, в случае если они были направлены на реальную поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а не проводились для прикрытия вывода капитала за рубеж или иного нарушения действующего российского законодательства.
Статья: Цифровая валюта: новеллы правового регулирования 2024 года
(Камышанова А.Е.)
("Юрист", 2025, N 6)<5> Янковский Р. Цифровая валюта в Законе о ЦФА. Криптовалюта как объект гражданских прав // Адвокатская газета. 2020. 16 - 31 декабря.
(Камышанова А.Е.)
("Юрист", 2025, N 6)<5> Янковский Р. Цифровая валюта в Законе о ЦФА. Криптовалюта как объект гражданских прав // Адвокатская газета. 2020. 16 - 31 декабря.
Статья: Правовая природа счета цифрового рубля
(Турбанов А.В.)
("Банковское право", 2024, N 2)Существенной особенностью цифрового рубля выступает его эмиссия, причем в обычном понимании ее не существует, а Закон N 161-ФЗ в статье, посвященной операциям с цифровым рублем, ее не упоминает. А.А. Ситник обращает внимание на то, что действующее законодательство применительно к "созданию" единиц цифрового рубля не употребляет термин "эмиссия", а говорит об увеличении остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля <13>. Строго говоря, Банк России не выпускает цифровые рубли, а переводит (конвертирует) денежные средства с банковского счета или электронные денежные средства (ЭДС) в единицы российской национальной цифровой валюты.
(Турбанов А.В.)
("Банковское право", 2024, N 2)Существенной особенностью цифрового рубля выступает его эмиссия, причем в обычном понимании ее не существует, а Закон N 161-ФЗ в статье, посвященной операциям с цифровым рублем, ее не упоминает. А.А. Ситник обращает внимание на то, что действующее законодательство применительно к "созданию" единиц цифрового рубля не употребляет термин "эмиссия", а говорит об увеличении остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля <13>. Строго говоря, Банк России не выпускает цифровые рубли, а переводит (конвертирует) денежные средства с банковского счета или электронные денежные средства (ЭДС) в единицы российской национальной цифровой валюты.
Статья: Правовое регулирование цифровых активов: вызовы и перспективы защиты прав участников финансового рынка
(Богданов Е.А.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 2)Цель исследования - изучить международно-правовые аспекты регулирования цифровых активов и их влияние на национальные правовые системы, с особым акцентом на российское законодательство. Для достижения этой цели проанализированы международные соглашения и нормы, касающиеся цифровых активов, правовые подходы различных стран к регулированию цифровых валют; выявлены существующие проблемы регулирования и предложены пути их решения.
(Богданов Е.А.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 2)Цель исследования - изучить международно-правовые аспекты регулирования цифровых активов и их влияние на национальные правовые системы, с особым акцентом на российское законодательство. Для достижения этой цели проанализированы международные соглашения и нормы, касающиеся цифровых активов, правовые подходы различных стран к регулированию цифровых валют; выявлены существующие проблемы регулирования и предложены пути их решения.
Статья: Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в условиях цифровизации и деглобализации: публично-правовой аспект
(Антропцева И.А.)
("Современное право", 2024, N 3)Вопрос обращения криптовалют влечет более серьезные риски. Характеристика анонимности системы блокчейн сделала криптовалюты привлекательным инструментом среди криминальных структур при отмывании денежных средств, финансировании терроризма, расчетов при наркоторговле. Одним из основных способов обеспечения финансового мониторинга в сфере виртуальных валют является идентификация лиц, вовлеченных во все виды бизнес-моделей, и выявление деятельности, связанной с эмиссией, обменом одних виртуальных валют на другие, виртуальных валют на фиатные деньги и, наоборот, сделками с виртуальными валютами. В связи с этим проблемой, способствующей формированию теневой экономики в сфере криптовалют, является отсутствие правового регулирования их обращения в России. К сожалению, одна из причин этого - расхождение позиций Банка России и Минфина России относительно данного вопроса. Представляется целесообразным восполнить законодательный пробел и определить статус, права и обязанности криптобирж, криптообменников, поскольку запрет оборота криптовалют не будет способствовать минимизации финансовых нарушений, а возложение на указанных субъектов обязанности по идентификации клиентов, взаимодействию с Росфинмониторингом и информированию о подозрительных операциях позволит создать необходимые правовые условия для их функционирования и предоставит дополнительные возможности для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ.
(Антропцева И.А.)
("Современное право", 2024, N 3)Вопрос обращения криптовалют влечет более серьезные риски. Характеристика анонимности системы блокчейн сделала криптовалюты привлекательным инструментом среди криминальных структур при отмывании денежных средств, финансировании терроризма, расчетов при наркоторговле. Одним из основных способов обеспечения финансового мониторинга в сфере виртуальных валют является идентификация лиц, вовлеченных во все виды бизнес-моделей, и выявление деятельности, связанной с эмиссией, обменом одних виртуальных валют на другие, виртуальных валют на фиатные деньги и, наоборот, сделками с виртуальными валютами. В связи с этим проблемой, способствующей формированию теневой экономики в сфере криптовалют, является отсутствие правового регулирования их обращения в России. К сожалению, одна из причин этого - расхождение позиций Банка России и Минфина России относительно данного вопроса. Представляется целесообразным восполнить законодательный пробел и определить статус, права и обязанности криптобирж, криптообменников, поскольку запрет оборота криптовалют не будет способствовать минимизации финансовых нарушений, а возложение на указанных субъектов обязанности по идентификации клиентов, взаимодействию с Росфинмониторингом и информированию о подозрительных операциях позволит создать необходимые правовые условия для их функционирования и предоставит дополнительные возможности для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ.
Статья: Правовое регулирование деятельности криптовалютных бирж в ведущих финансовых центрах Восточной Азии
(Алексеенко А.П.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Одним из актуальных направлений развития цифровой экономики в России является создание нормативной базы для регулирования деятельности операторов обмена цифровых валют. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> хотя и дал определение цифровых валют, но не закрепил их правовой режим <2>, равно как и не разрешил проблемы регулирования их оборота <3>. Следовательно, возникает потребность принятия закона, посвященного криптовалютам, что подчеркивает важность изучения зарубежного опыта.
(Алексеенко А.П.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Одним из актуальных направлений развития цифровой экономики в России является создание нормативной базы для регулирования деятельности операторов обмена цифровых валют. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> хотя и дал определение цифровых валют, но не закрепил их правовой режим <2>, равно как и не разрешил проблемы регулирования их оборота <3>. Следовательно, возникает потребность принятия закона, посвященного криптовалютам, что подчеркивает важность изучения зарубежного опыта.
Статья: Роль криптовалюты в незаконной организации и проведении азартных игр с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(Абазехова З.И.)
("Уголовное право", 2025, N 3)9. Ображиев К.В. Преступные посягательства на цифровые финансовые активы и цифровую валюту: проблемы квалификации и законодательной регламентации // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 2.
(Абазехова З.И.)
("Уголовное право", 2025, N 3)9. Ображиев К.В. Преступные посягательства на цифровые финансовые активы и цифровую валюту: проблемы квалификации и законодательной регламентации // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 2.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)9. Бегичев А.В., Рисовская С.С. Проблемы правового регулирования наследования криптовалют // Наследственное право. 2023. N 3. С. 15 - 18.
("Проспект", 2025)9. Бегичев А.В., Рисовская С.С. Проблемы правового регулирования наследования криптовалют // Наследственное право. 2023. N 3. С. 15 - 18.
Статья: Проблемы квалификации коррупционных преступлений при использовании цифровой валюты в качестве взятки
(Гринько С.Д.)
("Юрист", 2022, N 6)В Российской Федерации правовое регулирование обращения криптовалюты установлено Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В п. 3 ст. 1 этого Закона дается понятие "цифровая валюта", которой является совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, предлагаемых или принятых, как средства платежа, не являющихся денежной единицей России и иностранных государств, международной расчетной единицей.
(Гринько С.Д.)
("Юрист", 2022, N 6)В Российской Федерации правовое регулирование обращения криптовалюты установлено Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В п. 3 ст. 1 этого Закона дается понятие "цифровая валюта", которой является совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, предлагаемых или принятых, как средства платежа, не являющихся денежной единицей России и иностранных государств, международной расчетной единицей.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Характеристика анонимности системы блокчейн сделали криптовалюты привлекательным инструментом среди криминальных структур при отмывании денежных средств, финансирования терроризма, расчетов при наркоторговле. Одним из основных способов обеспечения финансового мониторинга в сфере виртуальных валют является идентификация лиц, вовлеченных во все виды бизнес-моделей и деятельность, связанную с эмиссией, обменом одних виртуальных валют на другие, виртуальных валют на фиатные деньги и, наоборот, сделки с виртуальными валютами. В связи с этим проблемой, способствующей формированию теневой экономики в сфере криптовалют, является отсутствие правового регулирования в России. К сожалению, одной из причин является расхождение позиции Банка России и Минфина России относительно данного вопроса. Представляется целесообразным восполнить законодательный пробел и определить статус, права и обязанности криптобирж, криптообменников, поскольку процесс запрета не будет способствовать минимизации финансовых нарушений, а возложение на указанных субъектов обязанности по идентификации клиентов, взаимодействию с Росфинмониторингом и информированию о подозрительных операциях позволит создать необходимые правовые условия для их функционирования и предоставит дополнительные возможности для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ. Представители Росфинмониторинга <1> также неоднократно указывали на необходимость регулирования обращения криптовалют и деятельности всех участников процесса эмиссии и оборота криптовалют. Следует отметить, что даже в условиях отсутствия правового регулирования обращения криптовалют в России уполномоченный орган прилагает усилия по поиску возможностей для контроля за транзакциями с криптовалютой, в частности, был разработан "программный продукт "Прозрачный блокчейн", который позволяет отслеживать криптотранзакции" <2>, что стало техническим решением, способствующим раскрывать преступления в сфере ПОД/ФТ, но для всеобъемлющего контроля вопрос отсутствия правового регулирования остается актуальным.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Характеристика анонимности системы блокчейн сделали криптовалюты привлекательным инструментом среди криминальных структур при отмывании денежных средств, финансирования терроризма, расчетов при наркоторговле. Одним из основных способов обеспечения финансового мониторинга в сфере виртуальных валют является идентификация лиц, вовлеченных во все виды бизнес-моделей и деятельность, связанную с эмиссией, обменом одних виртуальных валют на другие, виртуальных валют на фиатные деньги и, наоборот, сделки с виртуальными валютами. В связи с этим проблемой, способствующей формированию теневой экономики в сфере криптовалют, является отсутствие правового регулирования в России. К сожалению, одной из причин является расхождение позиции Банка России и Минфина России относительно данного вопроса. Представляется целесообразным восполнить законодательный пробел и определить статус, права и обязанности криптобирж, криптообменников, поскольку процесс запрета не будет способствовать минимизации финансовых нарушений, а возложение на указанных субъектов обязанности по идентификации клиентов, взаимодействию с Росфинмониторингом и информированию о подозрительных операциях позволит создать необходимые правовые условия для их функционирования и предоставит дополнительные возможности для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ. Представители Росфинмониторинга <1> также неоднократно указывали на необходимость регулирования обращения криптовалют и деятельности всех участников процесса эмиссии и оборота криптовалют. Следует отметить, что даже в условиях отсутствия правового регулирования обращения криптовалют в России уполномоченный орган прилагает усилия по поиску возможностей для контроля за транзакциями с криптовалютой, в частности, был разработан "программный продукт "Прозрачный блокчейн", который позволяет отслеживать криптотранзакции" <2>, что стало техническим решением, способствующим раскрывать преступления в сфере ПОД/ФТ, но для всеобъемлющего контроля вопрос отсутствия правового регулирования остается актуальным.