Проблемы государственной регистрации юридических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы государственной регистрации юридических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<281> См. подробнее: Левушкин А.Н. Совершенствование правового регулирования государственной регистрации юридических лиц: проблемы обеспечения баланса публичного и частного интереса // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 3. С. 39 - 42; Левушкин А.Н. Обеспечение баланса интересов мажоритарных и миноритарных акционеров в корпоративных правоотношениях // Гражданское право. 2022. N 6. С. 14 - 18.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<281> См. подробнее: Левушкин А.Н. Совершенствование правового регулирования государственной регистрации юридических лиц: проблемы обеспечения баланса публичного и частного интереса // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 3. С. 39 - 42; Левушкин А.Н. Обеспечение баланса интересов мажоритарных и миноритарных акционеров в корпоративных правоотношениях // Гражданское право. 2022. N 6. С. 14 - 18.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Сведения об основном виде деятельности юридического лица подлежат внесению в его регистрационные документы (пп. 1.1, 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приказ ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Сведения об основном виде деятельности юридического лица подлежат внесению в его регистрационные документы (пп. 1.1, 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приказ ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств").
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Смена учредителя некоммерческой корпорации допускается действующим законодательством РФ на основании добровольного волеизъявления лица, входящего в состав учредителей, что следует, например, из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <5> (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), в котором устанавливается правило о выходе из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Указанное правило порождает ряд проблемных вопросов.
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Смена учредителя некоммерческой корпорации допускается действующим законодательством РФ на основании добровольного волеизъявления лица, входящего в состав учредителей, что следует, например, из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <5> (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), в котором устанавливается правило о выходе из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Указанное правило порождает ряд проблемных вопросов.
Статья: Договор конвертируемого займа с обществом с ограниченной ответственностью
(Ралько В.В., Янковский Р.М.)
("Статут", 2024)<17> Вносятся только сведения о залоге - подп. "д" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
(Ралько В.В., Янковский Р.М.)
("Статут", 2024)<17> Вносятся только сведения о залоге - подп. "д" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)<2> См.: Габов А.В. Специальные основания отказа в государственной регистрации для случаев реорганизации юридического лица: эволюция, содержание и проблемы применения // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. N 9 (67). С. 47 - 55.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)<2> См.: Габов А.В. Специальные основания отказа в государственной регистрации для случаев реорганизации юридического лица: эволюция, содержание и проблемы применения // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. N 9 (67). С. 47 - 55.
Статья: 10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)<7> Федеральный закон от 13.06.2023 N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статью 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)<7> Федеральный закон от 13.06.2023 N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статью 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Статья: Правовая природа обособленных структурных подразделений организаций
(Парамонова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Объединяет все научные соображения то, что одним из основных признаков обособленного подразделения организации традиционно обозначается признак территориальной обособленности, который трактуется как расположение подразделения вне места нахождения юридического лица. По этому поводу были высказаны различные точки зрения в контексте определения расположения юридического лица, со ссылкой на которые отмечается, что проблема наконец-то решена <44>. В 2014 г. в ст. 54 ГК РФ законодатель уточнил, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
(Парамонова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Объединяет все научные соображения то, что одним из основных признаков обособленного подразделения организации традиционно обозначается признак территориальной обособленности, который трактуется как расположение подразделения вне места нахождения юридического лица. По этому поводу были высказаны различные точки зрения в контексте определения расположения юридического лица, со ссылкой на которые отмечается, что проблема наконец-то решена <44>. В 2014 г. в ст. 54 ГК РФ законодатель уточнил, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Статья: Правосубъектность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет: эмансипация
(Суворова А.Д., Шушина Е.В.)
("Цивилист", 2024, N 2)<14> См.: Евстратов Г.Э. Проблемы правоспособности несовершеннолетних в области предпринимательства // Альманах лектория. Мартовские правовые чтения на Енисее. Выпуск 7. Красноярск, 2022. С. 21.
(Суворова А.Д., Шушина Е.В.)
("Цивилист", 2024, N 2)<14> См.: Евстратов Г.Э. Проблемы правоспособности несовершеннолетних в области предпринимательства // Альманах лектория. Мартовские правовые чтения на Енисее. Выпуск 7. Красноярск, 2022. С. 21.
Статья: Организация местного самоуправления в России: некоторые предложения по совершенствованию
(Артамонов А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Потенциально проблемным вопросом является создание религиозных групп, осуществляющих деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, уведомляющих о начале своей деятельности территориальные органы Минюста России по месту осуществления своей деятельности.
(Артамонов А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Потенциально проблемным вопросом является создание религиозных групп, осуществляющих деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, уведомляющих о начале своей деятельности территориальные органы Минюста России по месту осуществления своей деятельности.
Статья: Роль нотариата при наследовании предприятий без образования юридического лица
(Кириллова Е.А.)
("Нотариус", 2021, N 1)В статье рассмотрена роль нотариата при наследовании предприятий без образования юридического лица. На современном этапе многие индивидуальные предприниматели создают предприятия без образования юридического лица, но при наследовании такого предприятия возникают проблемы отделения предприятия от личного имущества граждан. В связи с этим предлагается осуществлять государственную регистрацию и постановку на кадастровый учет предприятий без образования юридического лица. При возможном законодательном закреплении обязательной государственной регистрации предприятия без образования юридического лица значительно повысится роль нотариуса.
(Кириллова Е.А.)
("Нотариус", 2021, N 1)В статье рассмотрена роль нотариата при наследовании предприятий без образования юридического лица. На современном этапе многие индивидуальные предприниматели создают предприятия без образования юридического лица, но при наследовании такого предприятия возникают проблемы отделения предприятия от личного имущества граждан. В связи с этим предлагается осуществлять государственную регистрацию и постановку на кадастровый учет предприятий без образования юридического лица. При возможном законодательном закреплении обязательной государственной регистрации предприятия без образования юридического лица значительно повысится роль нотариуса.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в контексте концепции "особого пути развития России"
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)В целом же сейчас можно констатировать, что законодательство, регулирующее деятельность ТОС, требует дальнейшего совершенствования не только по вышеперечисленным вопросам. По-прежнему сохраняет актуальность еще одна серьезная проблема ТОС, а именно отсутствие регламентированной организационно-правовой формы ТОС. В соответствии с уставом ТОС может являться юридическим лицом и, таким образом, подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч. 5 ст. 27 Закона N 131-ФЗ). Согласно подп. 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах "общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления". Таким образом, ТОС были отнесены к общественным организациям.
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)В целом же сейчас можно констатировать, что законодательство, регулирующее деятельность ТОС, требует дальнейшего совершенствования не только по вышеперечисленным вопросам. По-прежнему сохраняет актуальность еще одна серьезная проблема ТОС, а именно отсутствие регламентированной организационно-правовой формы ТОС. В соответствии с уставом ТОС может являться юридическим лицом и, таким образом, подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч. 5 ст. 27 Закона N 131-ФЗ). Согласно подп. 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах "общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления". Таким образом, ТОС были отнесены к общественным организациям.