Признание осужденного злостным нарушителем
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание осужденного злостным нарушителем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 10 "Обратная сила уголовного закона" УК РФ"Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, принимая решение об отмене постановления суда первой инстанции и отказе в удовлетворении представления начальника УФИЦ при ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области, не опровергая выводы суда первой инстанции о наличии в действиях осужденного признаков злостности нарушения порядка отбывания наказания, указал в апелляционном постановлении о том, что положения ст. 9 и ч. 1 ст. 10 УК РФ исключают возможность применения ч. 6 ст. 53.1 УК РФ, предписывающей заменять неотбытую часть наказания в виде принудительных работ на лишение свободы в случае признания осужденного к такому виду наказания злостным нарушителем по тому основанию, что данные требования закона на момент совершения С. преступления уголовным законом предусмотрены не были."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 115 "Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы" УИК РФ"В соответствии с частью 3 статьи 116 УИК РФ осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами "в", "г", "д" и "е" части первой статьи 115 и пунктом "б" статьи 136 настоящего Кодекса."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нормативно-правовое регулирование изменения вида исправительного учреждения: проблемы и недочеты
(Полищук Н.И.)
("Современное право", 2024, N 7)Следовательно, если отсутствует обвинительное заключение, отсутствует и виновность лица, а значит, нет законных оснований для ухудшения правового статуса осужденного, т.е. изменения первоначального приговора. На наш взгляд, по своей значимости решение вопроса о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания ничуть не важнее решения вопроса о его виновности на предыдущих стадиях процесса. Однако в этом случае учитывается мнение только одной стороны, которую условно можно отнести к стороне обвинения. Мнение другой стороны не учитывается, поскольку его всегда легко можно аргументировать субъективным мнением о нарушении требований режима отбывания наказания. Думается, что в данном случае присутствие защитника необходимо и вполне оправданно.
(Полищук Н.И.)
("Современное право", 2024, N 7)Следовательно, если отсутствует обвинительное заключение, отсутствует и виновность лица, а значит, нет законных оснований для ухудшения правового статуса осужденного, т.е. изменения первоначального приговора. На наш взгляд, по своей значимости решение вопроса о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания ничуть не важнее решения вопроса о его виновности на предыдущих стадиях процесса. Однако в этом случае учитывается мнение только одной стороны, которую условно можно отнести к стороне обвинения. Мнение другой стороны не учитывается, поскольку его всегда легко можно аргументировать субъективным мнением о нарушении требований режима отбывания наказания. Думается, что в данном случае присутствие защитника необходимо и вполне оправданно.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания подлежит обязательному приложению к административному исковому заявлению, поданному в суд, за исключением случаев установления административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Административный надзор за такими лицами устанавливается вне зависимости от наличия оснований, установленных ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания подлежит обязательному приложению к административному исковому заявлению, поданному в суд, за исключением случаев установления административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Административный надзор за такими лицами устанавливается вне зависимости от наличия оснований, установленных ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4. В административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
(ред. от 31.07.2025)4. В административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21
(ред. от 25.06.2024)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"5.11. Обратить внимание судов на то, что исходя из положений части 6 статьи 53.1 УК РФ, частей 3, 5 статьи 60.15 и статьи 60.17 УИК РФ, а также части 1 статьи 396 и пункта 2.1 статьи 397 УПК РФ вопрос о замене неотбытой части принудительных работ лишением свободы разрешается в случаях признания осужденного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ либо уклонения осужденного от их отбывания судом, постановившим приговор, в порядке, установленном статьей 399 УПК РФ.
(ред. от 25.06.2024)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"5.11. Обратить внимание судов на то, что исходя из положений части 6 статьи 53.1 УК РФ, частей 3, 5 статьи 60.15 и статьи 60.17 УИК РФ, а также части 1 статьи 396 и пункта 2.1 статьи 397 УПК РФ вопрос о замене неотбытой части принудительных работ лишением свободы разрешается в случаях признания осужденного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ либо уклонения осужденного от их отбывания судом, постановившим приговор, в порядке, установленном статьей 399 УПК РФ.
"Права, обязанности и ответственность защитника. Комментарий к статье 53 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ в соответствии со ст. 53.1 УК РФ;
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ в соответствии со ст. 53.1 УК РФ;
Статья: Принцип неотвратимости наказания в уголовно-исполнительном праве: от декларирования к возможности реализации
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)В результате в 2018 г. были внесены определенные нормативные коррективы. В частности, в силу того, что принудительные работы являются альтернативой лишения свободы и назначаются в качестве замены меры лишения свободы на срок не более 5 лет, возникал вопрос с заменой в порядке статьи 80 УК. Теперь в таких случаях принудительные работы могут превышать пятилетний срок (ч. 2, 4 ст. 53.1 УК). Уточнена редакция части 6 статьи 53.1 УК: замена принудительных работ на лишение свободы допускается при "простом" уклонении либо в случае признания осужденного "злостным нарушителем порядка и условий отбывания наказания".
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)В результате в 2018 г. были внесены определенные нормативные коррективы. В частности, в силу того, что принудительные работы являются альтернативой лишения свободы и назначаются в качестве замены меры лишения свободы на срок не более 5 лет, возникал вопрос с заменой в порядке статьи 80 УК. Теперь в таких случаях принудительные работы могут превышать пятилетний срок (ч. 2, 4 ст. 53.1 УК). Уточнена редакция части 6 статьи 53.1 УК: замена принудительных работ на лишение свободы допускается при "простом" уклонении либо в случае признания осужденного "злостным нарушителем порядка и условий отбывания наказания".
Статья: Система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы: структура, динамика и перспективы
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Особенности правового положения и облика осужденных (элементы блока пенитенциарного социума) также оказывают значительное влияние на процесс охраны здоровья в ИУ. К ним прежде всего относится специальный правовой статус пациентов, которым при исполнении лишения свободы гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Это, в частности, проявляется в возможности применения по решению медицинской комиссии исправительного учреждения обязательного лечения к осужденным больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, а также ВИЧ-инфицированным осужденным (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). Уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, является основанием признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ) и влечет целый ряд правоограничений.
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Особенности правового положения и облика осужденных (элементы блока пенитенциарного социума) также оказывают значительное влияние на процесс охраны здоровья в ИУ. К ним прежде всего относится специальный правовой статус пациентов, которым при исполнении лишения свободы гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Это, в частности, проявляется в возможности применения по решению медицинской комиссии исправительного учреждения обязательного лечения к осужденным больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, а также ВИЧ-инфицированным осужденным (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). Уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, является основанием признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ) и влечет целый ряд правоограничений.
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Но так ли действительно необходима в настоящее время такая гарантия с учетом того, что при решении судом вопроса об установлении административного надзора оценка поведению таких лиц не дается, а основанием для его установления автоматически являются ранее состоявшиеся юридические факты (осуждение за совершение преступления определенной категории, признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, привлечение освобожденного из мест лишения свободы лица к административной ответственности по указанным в законе видам правонарушений)?
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Но так ли действительно необходима в настоящее время такая гарантия с учетом того, что при решении судом вопроса об установлении административного надзора оценка поведению таких лиц не дается, а основанием для его установления автоматически являются ранее состоявшиеся юридические факты (осуждение за совершение преступления определенной категории, признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, привлечение освобожденного из мест лишения свободы лица к административной ответственности по указанным в законе видам правонарушений)?